Цитата сообщения Лелеева
Богатыри Васнецова.
Богатырь. 1870-е. Государственная Третьяковская галерея. Васнецов В. М.
Богатыри на конях. 1896
Частное собрание
Варяги. Картины по русской истории. до 1913
Битва скифов со славянами. Конец 1870-х.
Витязь. 1883
Государственная Третьяковская галерея
Богатыри. 1881-1898.
«Богатыри» — картина Виктора Васнецова. Распространённое название картины — «Три богатыря» является неправильным. Васнецов работал над картиной почти двадцать лет. 23 апреля 1898 года она была закончена и вскоре куплена П. М. Третьяковым для своей галереи.
В. М. Васнецов описывал картину так: «Богатыри Добрыня, Илья и Алёша Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?».
Павший рыцарь. 1879-1880
Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем. 1913-1918.
Бой Ивана Царевича со Змеем
После побоища Игоря Святославича с половцами. 1880.
После побоища Игоря Святославича с половцами. 1878.
После побоища Игоря Святославовича с половцами. 1880-1890-е.
Витязь на распутье. 1878.
В начальных эскизах витязь был повёрнут лицом к зрителю. В последней версии был увеличен размер холста, уплощена композиция, стала монументальней фигура витязя. В начальных версиях картины была дорога, но Васнецов убрал её в версии 1882 года для большей эмоциональности, чтобы не было другого выхода, кроме указанного на камне.
Картины написаны маслом на холсте. Версия 1882 года хранится в Государственном Русском музее. Первая версия 1878 года хранится в Серпуховском историко-художественном музее.
Сюжет «Витязя на распутье» воспроизведён на надгробии художника.
Витязь на распутье. 1882. Государственный Русский музей
Карандашные наброски и эскизы к картине появились в начале 1870-х годов.
Сюжет картины возник под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники».
В 1877 году была закончена работа над первым вариантом картины. Васнецов выставляет её на VI Передвижной выставке 1878 года.
Окончательный вариант картины был написан в 1882 году для Саввы Ивановича Мамонтова.
Надпись на камне соответствует былинным текстам, но видна не полностью. На камне написано: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Следуемые далее надписи: «направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» — на камне не видны.
Остановился богатырь в раздумье. Куда путь держать? И могучий конь богатырский опустил голову, задумался...
Когда Виктор Михайлович Васнецов писал картину "Витязь на распутье", он сам был похож на сказочного витязя, выбирающего путь-дорогу. Товарищи-художники и зрители знали и любили Васнецова, автора небольших картин из повседневной жизни. А его тянуло в далекое прошлое, к тем временам, которые остались только в памяти народа - в былине, в песне, в сказке. Знакомые предупреждали художника: зачем сворачивать с наезженной дороги, где ему обеспечены работа и успех? Но Виктор Михайлович поверил своей мечте и отправился по новому, неизведанному пути.
1878 год, когда художник представил на передвижной выстваке картину "Витязь на распутье" оказался переломным в жизни художника. Признанный жанрист, он устремился к необычным для русского реалистического искусства темам былинно-сказочного характера. Фольклорные образы давно жили в душе художника, еще в начале 1870-х годов он исполнил самый ранний набосок композиции "Витязя".
В 1882 году он увеличивает и перерабатывает картину 1878 года. Образ витязя на белом коне, остановившегося в раздумье перед камнем-"вещуном" посреди болотистой равнины, словно воскрешает поэтический дух народных преданий. Как и в них, героико-эпическое начало слито в картине с лирической интонацией, которую привносит закатный пейзаж с темнеющими, таинственными далями.
Вороны, череп, кости, древние валуны, уходящая в необозримую даль дорога — все это усиливает тревожное настроение, ощущаемое в цветовом решении холста. В мерном ритме пластических форм, в передаче широты пространства, даже в использовании крупноформатного полотна Васнецов стремился приблизится к эпическому строю былинного сказа.
Вместе с тем художника увлекает историко-бытовая сторона. Картина исполнена в присущей Васнецову свободной, обобщенной живописной манере. Увеличенный вариант одноименной картины 1878 года, находящейся в Серпуховском историко-художественном музее.
Лондонский аукционный дом MacDougall’s, специализирующийся на русском искусстве, открывает представительство и галерею в Москве. В связи с этим в новом офисе организована выставка «Россия: искушение историей». На ней покажут 20 работ, среди которых топ-лоты предстоящих торгов, а также картины из частных собраний, включая холст Дмитрия Стеллецкого, посвященный избранию первого царя Романова, и «Витязь на распутье» Виктора Васнецова. Обе картины показывают в Москве впервые после почти столетнего перерыва.
Черновые наброски к картине "Витязь на распутье". 1870-е
Дом-музей В.М.Васнецова, Москва
Богатырский скок. 1914
Дом-музей В.М.Васнецова, Москва
Баян. 1880
Эскиз
Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник "Абрамцево"
Баян. 1910
Холст, масло. 303 x 408 см
Государственный Русский музей
Поединок Пересвета с Челубеем. 1914
Иван-царевич и лебедь. Начало XX века
Кировский областной художественный музей имени В.М. и А.М.Васнецовых
Встреча Олега с кудесником. 1899
Иллюстрация к "Песни о вещем Олеге" А.С.Пушкина
Государственный Литературный музей
Прощание Олега с конем. 1899.
Олег у костей коня. 1899.
Оформление Песни о вещем Олеге А. С. Пушкина
Тризна по Олегу. 1899
с сайтов
http://www.nearyou.ru/vvasnetsov/rvit82.html
википедии
Серия сообщений "Васнецов В.":
Часть 1 - Эскиз мозаики В.Васнецова «Евхаристия» из ГИМ.
Часть 2 - Часовня-усыпальница Левченко. Архитектор Р. И. Клейн. Мозаики В. М. Васнецова
...
Часть 4 - Виктор Михайлович Васнецов (1848 - 1926)
Часть 5 - Виктор Васнецов: роспись Владимирского собора в Киеве
Часть 6 - Богатыри Васнецова.