-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Саня_Белов

 -Подписка по e-mail

 


Саша Чёрный. Благодарю тебя, создатель...

Четверг, 31 Января 2013 г. 02:16 + в цитатник

Саша Чёрный, настоящее имя Александр Михайлович Гликберг, родился в Одессе, в октябре 1880 года - русский поэт Серебряного века, прозаик, получивший широкую известность как автор популярных лирико-сатирических стихотворений, прозаик, переводчик.

Родился Саша в семье провизора - семье, можно сказать, зажиточной, но малокультурной. Счастливым детство Саши не назовешь. Мать, больную, истеричную женщину, дети раздражали. Отец, отличавшийся крутым нравом, не входя в разбирательство, их наказывал. В семье было 5 детей, двоих из которых звали Саша.

Блондина называли «Белый», брюнета - «Чёрный». Отсюда и псевдоним.

То, что Саша Черный состоялся как поэт, и то, что 1908-1911 годы стали его «звёздным часом», - величайшая заслуга «Сатирикона». Поэту не пришлось унизительно обивать редакционные пороги, ему сразу была предоставлена возможность выйти к широкому, поистине всероссийскому читателю. С 1908 - один из ведущих поэтов журнала «Сатирикон».

Его саркастические, но отнюдь не лишенные нежности стихи, появившиеся в «Сатириконе» (1908), сразу принесли ему популярность и, безусловно, оказали влияние на раннего Маяковского.

Маяковский знал наизусть почти все стихи Чёрного и часто декламировал их. Саша Черный по настоянию Чуковского написал и для детей 25 стихотворений.

Органический синтез сатиры, мягкого юмора и лиризма, обнаженно резкий стиль и нарочитый антиэстетизм виртуозного стиха Саши Чёрного, его принципиальная антибуржуазность, выдвинули поэта в ряд наиболее оригинальных художников Серебряного века.

          Гете и Шиллер на мыле и пряжках,
          На бутылочных пробках, 
          На сигарных коробках 
          И на подтяжках… 
          Мещане торгуют титанами...

                На могилах, 1912

В 1914-1917 годах он был солдатом при полевом лазарете. 
В марте 1917г. Временным правительством назначен заместителем комиссара 
Северного фронта. После Октябрьской революции (которую Чёрный не принял, 
несмотря на предложения большевиков возглавить газету в Вильно) 
осенью 1918 уехал в Прибалтику.

В 1920 году Саша переехал в Берлин, работал в берлинском журнале «Жар-птица», а в 1924 году Саша Чёрный приехал в Париж. где сотрудничал в газетах «Последние новости», парижском «Сатириконе», «Русской газете» и др. периодических изданиях, устраивал литературные вечера, ездил по Франции и Бельгии, выступая со стихами перед русскими слушателями.

В 1929 году приобрёл участок земли на юге Франции, в местечке Ла Фавьер, построил свой дом, куда приезжали и где подолгу гостили русские писатели, художники, музыканты. Писал он в этот последний период своей жизни много и разнообразно. Написал поэму «Кому в эмиграции жить хорошо» (1931-1932), прозаические «Солдатские сказки» (1933), написанные в стиле своеобразного анекдотически-бытового реализма, близкого к сказу Н.С. Лескова и М.М. Зощенко.

File:Sasha Cherny 1900s.jpg

Среди других его произведений — поэма «Ной» (1914г.), печально предрекающая современному поколению новый «всемирный потоп».

Выпустил прозаический сборник «Несерьёзные рассказы» (1928), с «лёгкой улыбкой, беззлобным смехом, невинной проказливостью» (А.И. Куприн) воскрешающий петербургский, московский и провинциальный быт старой России, издалека видящейся Чёрному безвозвратно потерянным раем; по тональности близкая ему повесть «Чудесное лето» (1929); многочисленные рассказы о скудном быте, материальных лишениях и моральном унижении эмигрантской жизни. Он оставил также переводы из Г. Гейне, Р. Демеля, К. Гамсуна и др.

Высшая точка посмертного признания таланта Саши Чёрного - это создание Шостаковичем музыки на цикл его стихов.

Саша Чёрный скончался от сердечного приступа 5 августа 1932 года на 53 году жизни. Рискуя жизнью, он помогал в тушении пожара на соседней ферме, придя домой, слёг и больше не поднялся.

Говорят, когда он умер, его собака Микки легла к нему на грудь и скончалась от разрыва сердца.

В.Набоков в прощальном слове сказал с грустью и нежностью: «Осталось несколько книг и тихая прелестная тень».

__________________________________________

Молитва

Благодарю тебя, создатель,
Что я в житейской кутерьме
Не депутат и не издатель
И не сижу еще в тюрьме.

Благодарю тебя, могучий,
Что мне не вырвали язык,
Что я, как нищий, верю в случай
И к всякой мерзости привык.

Благодарю тебя, единый,
Что в Третью Думу я не взят,—
От всей души, с блаженной миной
Благодарю тебя стократ.

Благодарю тебя, мой боже,
Что смертный час, гроза глупцов,
Из разлагающейся кожи
Исторгнет дух в конце концов.

И вот тогда, молю беззвучно,
Дай мне исчезнуть в черной мгле,—
В раю мне будет очень скучно,
А ад я видел на земле.
 
____________________________________________________

Два желания

1

Жить на вершине голой,
Писать простые сонеты...
И брать от людей из дола
Хлеб вино и котлеты.

2

Сжечь корабли и впереди, и сзади,
Лечь на кровать, не глядя ни на что,
Уснуть без снов и, любопытства ради,
Проснуться лет чрез сто.
 
_______________________________________________________

Споры

Каждый прав и каждый виноват.
Все полны обидным снисхожденьем
И, мешая истину с глумленьем,
До конца обидеться спешат.

Эти споры - споры без исхода,
С правдой, с тьмой, с людьми, с самим собой,
Изнуряют тщетною борьбой
И пугают нищенством прихода.

По домам бессильно разбредаясь,
Мы нашли ли собственный ответ?
Что ж слепые наши "да" и "нет"
Разбрелись, убого спотыкаясь?

Или мысли наши - жернова?
Или спор - особое искусство,
Чтоб, калеча мысль и теша чувство,
Без конца низать случайные слова?

Если б были мы немного проще,
Если б мы учились понимать,
Мы могли бы в жизни не блуждать,
Словно дети в незнакомой роще.

Вновь забытый образ вырастает:
Притаилась Истина в углу,
И с тоской глядит в пустую мглу,
И лицо руками закрывает...
 
______________________________________________________

http://ouc.ru/

http://ru.wikipedia.org/

Рубрики:  поэзия
ЖЗЛ
Метки:  

Процитировано 6 раз
Понравилось: 5 пользователям

Усердный   обратиться по имени Четверг, 31 Января 2013 г. 02:27 (ссылка)
Спасибо, Сань. Биографию мало знал, но теперь основные её моменты знаю.
Нравится мне поэзия Чёрного. Не всё, но многое нравится.
Вот это, например. Прочитал буквально недавно в связи с днём памяти Чехова.

Памяти Чехова

В наши дни трехмесячных успехов
И развязных гениев пера
Ты один, тревожно-мудрый Чехов,
С каждым днем нам ближе, чем вчера.

Сам не веришь, но зовешь и будишь,
Разрываешь ямы до конца
И с беспомощной усмешкой тихо судишь
Оскорбивших землю и Отца.

Вот ты жил меж нами, нежный, ясный,
Бесконечно ясный и простой,-
Видел мир наш хмурый и несчастный,
Отравлялся нашей наготой...

И ушел! Но нам больней и хуже:
Много книг, о, слишком много книг!
С каждым днем проклятый круг всё уже
И не сбросить "чеховских" вериг...

Ты хоть мог, вскрывая торопливо
Гнойники,- смеяться, плакать, мстить.
Но теперь всё вскрыто. Как тоскливо
Видеть, знать, не ждать и молча гнить!

Сильно, да?
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 31 Января 2013 г. 02:33ссылка
Сильно. Спасибо, Володь.
Тем более, что к нему привыкли, как к сатирическому поэту. Сатирический его стиль едкий очень, местами даже жёсткий. Беспощадный, я бы сказал.
И, когда читаешь вот такие стихи, становится понятно - насколько многогранным он был поэтом.
Вот ещё сильные строки:
Прокуроров было слишком много!
Кто грехов Твоих не осуждал?..
А теперь, когда темна дорога,
И гудит-ревет девятый вал,
О Тебе, волнуясь, вспоминаем,-
Это все, что здесь мы сберегли...
И встает былое светлым раем,
Словно детство в солнечной пыли...
Перейти к дневнику

Четверг, 31 Января 2013 г. 02:38ссылка
Сжечь корабли и впереди, и сзади,
Лечь на кровать, не глядя ни на что,
Уснуть без снов и, любопытства ради,
Проснуться лет чрез сто.

Порой и мне так хочется...
Перейти к дневнику

Четверг, 31 Января 2013 г. 02:43ссылка
Вот он и не мог, не хотел мириться с тем беспределом, что творился на Родине.
В одной его книжке есть сказка "Правдивая колбаса" называется.
Наводит на размышление: когда говорить начальству правду-до колбасы или после колбасы?
Некоторые так приспособились, что ни до колбасы, ни после колбасы правды от них не услышишь. Они не о правде думают, а только о колбасе. Поэтому ими начальство всегда довольно. Что-то приходится выбирать, чем-то жертвовать: либо любовью к начальству и колбасе. У тех кто выбирает второе, при жизни всё хорошо: у тех, кто выбирает первое, все хорошо только после смерти.
После смерти они живут долго, а прижизненная жизнь у них обычно короткая .
И очень трудная - из-за нежелания жертвовать правдой.
Именно это поэт и имел в виду , наставляя своего кота:

Никогда у лукоморья
Не кружись, толстяк , вкруг дуба -
Эти сказки и баллады
До добра не доведут…
Вдруг очнешься : глушь и холод
Цепь на шее все короче ,
И вокруг кольцом собаки…
Чуть споткнешься – и капут.
Перейти к дневнику

Четверг, 31 Января 2013 г. 02:50ссылка
Интеллигент - сатирик. Мощный поэт и философ. Но свои мысли он камуфлирует в сказках и прибаутках, сатире и иронии.
Хотел с помощью острого слова что-то изменить, что-то перестроить в этом мире цинизма и приспособленчества, ханжества и порочности. Наивный.
Это так может подуматься, а на самом деле - острое желание изменить действительно меняет. Пусть малость, пусть только себя, но меняет.
Спасибо, Саня, за хороший пост. Цитирую с благодарностью.
Перейти к дневнику

Четверг, 31 Января 2013 г. 02:55ссылка
Благодарю, Володя.
Это тебе за благодарность:

ПОТОМКИ

Наши предки лезли в клети
И шептались там не раз:
"Туго, братцы...видно, дети
Будут жить вольготней нас".

Дети выросли. И эти
Лезли в клети в грозный час
И вздыхали: "Наши дети
Встретят солнце после нас".

Нынче так же, как вовеки,
Утешение одно:
Наши дети будут в Мекке,
Если нам не суждено.

Даже сроки предсказали:
Кто - лет двести,кто - пятьсот,
А пока лежи в печали
И мычи, как идиот.

Разукрашенные дули,
Мир умыт, причесан, мил...
Лет чрез двести? Черта в стуле!
Разве я Мафусаил?

Я, как филин, на обломках
Переломанных богов.
В неродившихся потомках
Нет мне братьев и врагов.

Я хочу немножко света
Для себя, пока я жив,
От портного до поэта -
Всем понятен мой призыв...

А потомки... Пусть потомки,
Исполняя жребий свой
И кляня свои потемки,
Лупят в стенку головой!
<1908>
сударыня_Елена   обратиться по имени Четверг, 31 Января 2013 г. 03:31 (ссылка)
"В семье было 5 детей, двоих из которых звали Саша.
Блондина называли «Белый», брюнета - «Чёрный». Отсюда и псевдоним."
по сию пору спорят и гадают: почему Чёрный?..а он сам так пишет:
"Это ваш слуга покорный,
Он зовется «Саша Черный»...
Почему? Не знаю сам."..

а всё-таки-почему? как случилось, что Александр Михайлович Гликберг, сын провинциального провизора, родившийся в Одессе, детство проведший в Белой Церкви, а отрочество, юность и значительную часть молодости в Житомире, переехав в столичный город Петербург, стал знаменитым писателем Сашей
Чёрным? .. и почему именно Чёрным, а не Белым?
Белый в литературе уже был и к тому же хорошо известен как символист, то есть поэт, весьма далёкий от
проблем не только Житомира, но и самого Петербурга, а поэт Александр Гликберг был близок к этим
проблемам... так, может быть, для контраста с возвышенным - Андрей Белый, - это приземлённое, будничное, не из книг, а из житейских разговоров - Саша Чёрный?..как знать?

"Кругом, кругом
Зрю отблеск золотистый
Закатных янтарей,
А над ручьем
Полет в туман волнистый
Немых нетопырей..." - это Андрей Белый))

Жизнь все ярче разгорается:
Двух старушек в часть ведут.
В парке кто-то надрывается —
Вероятно, морду бьют.

а это, конечно, Саша Чёрный...

житейская проза плохо укладывается в стихи, поэтому стихам лучше держаться подальше от жизни ,- этого правила придерживались два таких разных направления в литературе, как символизм и социалистический реализм...как Андрей Белый и Саша Чёрный..
различие между ними, мне кажется, в том, что символизм был свободен от жизни, как "полёт в туман волнистый немых нетопырей", а социалистический реализм руководствовался определёнными правительственными установками...как знать?
что касается меня, то мне нравятся и Саша Чёрный, и Андрей Белый ,- только
Андрей Белый по праздникам, а Саша Чёрный на каждый день... в особенности на чёрный...

благодарю тебя, Санечка, за великолепный пост, сама хотела по случаю сделать что-то этакое про Сашу Чёрного, чтоб на каждый день...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 31 Января 2013 г. 19:50ссылка
Елена, благодарен за прекрасный комментарий. Я знал, что вы не останетесь равнодушной к творчеству Саши Чёрного.
Происхождение псевдонима интересно и версии замечательные. Спасибо вам огромное.
Есть и еще одно предположение по поводу происхождения псевдонима Саши Чёрного.
Он имел всероссийский успех, в том числе и у полиции, которая закрывала журналы, печатавшие его произведения, и даже арестовала его первую книжку - "Разные мотивы". В книжке мотивы были разные, но мотив для ее ареста был один, и этот полицейский мотив и впоследствии нередко определял отношение государства к литературе. Вся жизнь Саши Чёрного-борьба с черносотенцами самых разных цветов и оттенков. И антисемитского движения.
И не только жизнь: среди могил, уничтоженных фашистами, есть и могила Саши Чёрного. Они его ненавидели даже мёртвым.
Корней Иванович Чуковский, не только современник, но и добрый знакомый Саши Чёрного (и даже герой его стихотворения "Корней Белинский"), сравнивал его маску с маской Козьмы Пруткова, - с той разницей, что авторы Козьмы Пруткова, -создали эту маску от себя отдельно, я Саша Чёрный надел ее на себя.
У Козьмы Пруткова маска всегда остаётся маской, даже в лирических стихотворениях подчёркивается их нелепая, пародийная суть. А к Саше Чёрному его маска словно прирастает, и его сатиры звучат как лирика. Не потому ли он оставил себе псевдоним Саша
Чёрный, чтоб не было соблазна заговорить от себя?
От себя он заговорил лишь тогда, когда оказался не у себя. В эмиграции маска ему не понадобилась.
Это тоже одна из версий происхождения псевдонима.
И вот с таким настроением он покинул Россию. Хотя отъезд произошёл немного позднее.

ОПЯТЬ

Опять опадают кусты и деревья,
Бронхитное небо слезится опять,
И дачники, бросив сырые кочевья,
Бегут, ошалевшие, вспять.

Опять, перестроив и душу, и тело
(Цветочки и летнее солнце - увы!),
Творим городское, ненужное дело
До новой весенней травы.

Начало сезона. Ни света, ни красок,
Как призраки, носятся тени людей..
Опять одинаковость сереньких масок
От гения до лошадей.

По улицам шляется смерть. Проклинает
Безрадостный город и жизнь без надежд,
С презреньем, зевая, на землю толкает
Несчастных, случайных невежд.

А рядом духовная смерть свирепеет
И сослепу косит, пьяна и сильна.
Всё мало и мало - коса не тупеет,
И даль безнадежно черна.

Что будет? Опять соберутся Гучковы
И мелочи будут, скучая, жевать,
А мелочи будут сплетаться в оковы,
И их никому не порвать.

О, дом сумасшедших, огромный и грязный!
К оконным глазницам припал человек:
Он видит бесформенный мрак безобразный,
И в страхе, что это навек,

В мучительной жажде надежды и красок
Выходит на улицу, ищет людей...
Как страшно найти одинаковость масок
От гения до лошадей!

<1908>
Перейти к дневнику

Четверг, 31 Января 2013 г. 21:09ссылка
а, может, чёрный юмор Саши Чёрного тоже имеет отношение к его псевдониму, у него его хватает..
хотя понятия "чёрный юмор" тогда ещё не было, но самого чёрного юмора хватало...
и может быть, из –за этого чёрного юмора поэту в течении многих лет был закрыт доступ в нашу светлую действительность? - в действительность наших тридцатых, сороковых и пятидесятых годов. ..
как знать..да и неважно теперь это..
спасибо, Саша..
Григорий50   обратиться по имени Четверг, 31 Января 2013 г. 21:00 (ссылка)
Саня, моё тебе уважение и благодарность. Читаю временами Чёрного и вижу русскую душу в нём, родную и больную, как водится у русских.

Одолела слабость злая,
Ни подняться, ни вздохнуть:
Девятнадцатого мая
На разведке ранен в грудь.

Целый день сижу на лавке
У отцовского крыльца.
Утки плещутся в канавке,
За плетнем кричит овца.

Все не верится, что дома...
Каждый камень - словно друг.
Ключ бежит тропой знакомой
За овраг в зеленый луг.

Эй, Дуняша, королева,
Глянь-ка, воду не пролей!
Бедра вправо, ведра влево,
Пятки сахара белей.

Подсобить? Пустое дело!..
Не удержишь - поплыла,
Поплыла, как лебедь белый,
Вдоль широкого села.

Тишина. Поля глухие,
За оврагом скрип колес...
Эх, земля моя Россия,
Да хранит тебя Христос!

В 1916 году написано.

Блюстители чистоты русской расы могут признать Сашу Чёрного разве что русскоязычным писателем. Как украинца Гоголя. Как датчанина Даля. В последнее время стало модным брать у писателя анализ крови для решения вопроса: принимать его в отечественную литературу или не принимать. Тут с Александром Гликбергом все ясно. Как и с Бабелем, Ильфом, Мандельштамом, Светловым, Василием Гроссманом. Труднее с Пушкиным, анализ крови которого показывает, что прадед у него был арап.
Как же русскую литературу оставить без Пушкина?
Может, закрыть глаза на этого арапа, а на остальных предков пошире открыть? Заодно закрыть глаза на
молдавский анализ крови Антиоха Кантемира, с которого, по утвержденную Белинского, начиналась не молдавская, а русская литература.
Все эти столпы нашей литературы, нечистокровные как люди, но чистокровные как писатели (к ним можно
добавить Фонвизина, Герцена и многих других), дают основание отнести Сашу Чёрного, несмотря на его еврейское происхождение, к чистокровным русским писателям.
Не русскоязычным, а русским.
Потому что писатель-это не только язык. Да простят меня те, кто привык заглядывать писателю в кровь, вместо того чтобы заглядывать в его произведения.
Спасибо, Саня.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 31 Января 2013 г. 21:22ссылка
И вам, Григорий, спасибо огромное. Очень рад, что нам с вами нравится его творчество.
И правы вы, что лучше заглядывать поэту, писателю в его произведения, чем делать анализы крови.
И уже в эмиграции или потому что в эмиграции писал он с болью в сердце и душе:

Тех, кто страдает гордо и угрюмо,
Не видим мы на наших площадях:
Задавлены случайною работой
Таятся по мансардам и молчат...
Не спекулируют, не пишут манифестов,
Не прокурорствуют с партийной высоты,
И из своей больной любви к России
Не делают профессии лихой...
Их мало? Что ж... Но только ими рдеют
Последние огни родной мечты.
Я узнаю их на спектаклях русских
И у витрин с рядами русских книг -
По строгому, холодному обличью,
По сдержанной печали жутких глаз...
В Америке, в Каире иль в Берлине
Они одни и те же: боль и стыд.
Они - Россия. Остальное - плесень:
Валюта, декламация и ложь,
Развязная, заносчивая наглость,
Удобный символ безразличных - "наплевать",
Помойка сплетен, купля и продажа,
Построчная истерика тоски
И два десятка эмигрантских анекдотов.....

Между 1920 и 1923
Перейти к дневнику

Четверг, 31 Января 2013 г. 21:23ссылка
Сильно. Русский по духу - это точно.
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку