В. Ф. Тимм. Плакат, сообщающий о подписке на "Листок для светских людей". 1844 год.
К середине XIX века в России впервые в рекламе появляется художественный плакат. Развитие печатной рекламы в России связано с деятельностью известных отечественных книгоиздателей. Первые издательские плакаты малочисленны.
Самый первый — работы художника В.Ф. Тимма: «Подписка на "Листок для светских людей" на 1844 год». Как факт печатной рекламы он привлек внимание общества лишь в конце века, на 1-й международной выставке художественных афиш в 1897 году, где был выставлен в числе русских экспонатов. «Едва ли не самая любопытная афиша — это работа художника Тимма, — писал рецензент в журнале "Живописное обозрение", — старая-престарая, представляющая рекламу о "Подписке" на 1844 год... Кто бы, однако, мог подумать, что еще в 1844 году у нас так понимали сущность рекламы...»
А. А. Агин. Плакат, извещающий о выходе в свет альбома рисунков к поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души". 1846 год.
Кроме работы Тимма наиболее известны: «100 рисунков к сочинению Н. В. Тоголя "Мертвые души"» А. А. Агина (1846), «Журнал "Шутки художника"» Н. В. Иевлева (1863).
Н. В. Иевлев. Плакат, извещающий о поступлении в продажу журнала "Шутки художника". 1863 год.
Плакат, извещающий о выходе в свет изданий К. Рихау (сочинение А. П. Голицынского). 1860 год.
К этому же периоду относятся впервые публикуемые плакаты «Вышли в свет издания К. Рихау (сочинения А. П. Голицынского)» и «Новое художественное издание рисунков А. Лебедева "Прекрасный пол и колпак"»
А. Лебедев. Листовка, извещающая о выходе альбома рисунков "Прекрасный пол и колпак". 1863 год.
Все плакаты объединяет близость к иллюстрации и журнальной карикатуре, повествовательность сюжета. И в общем, они полностью соответствуют уровню развития и изобразительному языку европейского издательского плаката этого времени.
Ист. "Реклама в России XVIII - первой половины ХХ века"
Э. Глинтерник
Серия сообщений "Плакаты. Реклама":
Часть 1 - Рекламные плакаты царской России
Часть 2 - Советский рекламный плакат 1930-1950-х годов
...
Часть 16 - О торговых вывесках XIX - начала XX вв.
Часть 17 - Лубок как "народная картинка" – форма распространения рекламной информации
Часть 18 - Первые художественные плакаты в России
Часть 19 - Этикетки и ярлыки товаров, услуг, магазинов в России XIX века
Часть 20 - Реклама чая в Российской империи
Часть 21 - Табачная реклама на рубеже XIX и ХХ столетий с образами красоток