В конце 1970-х — начале 1980-х гг. спрос на отечественную парфюмерию стал падать. Для советской номенклатуры стало престижным использовать европейские духи, которые стоили дорого и продавались редко, и даже изделия малоизвестных фабрик Болгарии, Польши и ГДР. Советская парфюмерная промышленность оказалась загнана в дальний угол. Ею перестали заниматься наверху и ослабили ее финансирование.
Общественная атмосфера содействовала пренебрежению советской продукцией. Никого уже не интересовало, что целый ряд советских духов, кремов, мыла обладал очень высоким качеством.
"Детские" духи в фигурных флаконах. Таллин. 1960-1970-е.
Произошло то, что в драматургии помечается словом «занавес», т. е. финал. Поначалу наращивание производства убило творческую составляющую в советской парфюмерии, подчинив идеологическим задачам это древнее и таинственное ремесло, породило равнодушие и даже презрение к ее продукции. Но парфюмерия не только как искусство, но и как традиция пронизывала русскую культуру, а с середины XIX столетия и промышленность. Уйти незаметно, просто исчезнуть она не могла.
Группа лучших русских парфюмеров (еще из «гнезда»
Августа Мишеля и его учеников) в 1982 г. предприняла последнюю попытку вернуть советской парфюмерии утраченную славу. На фабрике «Новая Заря» В. Грибанова, В. Меркулова, Л. Данилова и Т. Соболева во главе с Павлом Ивановым создали духи «Только ты». Нет никакого сомнения в том, что их аромат и флакон были бы достойны наивысших европейских наград. Эти духи могли бы стать импульсом для перемен и в Совете парфюмеров, и в «Союзпарфюмерпроме». Но они оказались последними. «Дальнейшее — молчанье».
1. Флакон духов "Только ты". 1982 г.
2. Упаковка одеколона "Москва", выпущенного к Олимпиаде 1980 года в Москве.
Советскую парфюмерию не просто забыли — ее стерли из памяти. Короткие упоминания в печати или по телевидению о духах «Красная Москва» выродились в байки, откровенный вымысел. Дистанция между тем, что представляла собой советская парфюмерная индустрия, и ее сегодняшним отголоском бесконечно велика. Но все далекие русско-французско-советские духи нет-нет да и мелькнут в иной модификации, с иными названиями, с использованием новых наработок в области тонкого химического синтеза.
Ситуация в косметической отрасли и в производстве гигиенических товаров несколько иная. Можно даже пошутить, что «больной скорее жив, чем мертв», Работают многочисленные мелкие производства, не имеющие никакой сложившейся репутации, использующие одни и те же рекламные приемы. Наряду с отечественными производителями много и зарубежных, чье присутствие на рынке косметических товаров гораздо заметнее. В конечном счете покупатель пребывает в растерянности и берет продукт с понравившейся картинкой.
![5158259_312345h1000 (700x439, 269Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/3/158/563/158563420_5158259_312345h1000.jpg)
Среди этого изобилия печально смотрится очень красивое старинное здание фабрики
Альфонса Ралле, бывшей «Свободы», облепленное вывесками многочисленных арендаторов, не имеющих никакого отношения к косметике и парфюмерии... А ведь сделанные между 1960-ми и 2000-ми гг. открытия в области синтетических душистых веществ, используемых в косметике и фармацевтике, никоим образом не перечеркивают опыт советской косметической отрасли. Наоборот, только опираясь на работу советской школы химиков, фармацевтов, врачей-косметологов, можно было бы рассчитывать на успех отечественной парфюмерно-косметической отрасли.
Ист. "Советский стиль. Парфюмерия и косметика"
Колева М.С.
Серия сообщений "История парфюмерии ":
Часть 1 - Об истории советской парфюмерии
Часть 2 - Зарождение в России парфюмерной индустрии и два француза
...
Часть 29 - "Да здравствует мыло душистое..."
Часть 30 - "Революция" в косметике для советских женщин
Часть 31 - История советской парфюмерии. Финал...