Макияж. Фото 1938 г.
С 1950 года растет импорт в СССР китайских товаров. Китайские вещи, появлявшиеся в советских магазинах, делились на две группы — изделия, имевшие большую художественную ценность, и обиходные.
К высокохудожественным относились статуэтки из слоновой кости, шкатулки и вазочки из красного резного лака, вазы, пепельницы и коробочки из перегородчатой эмали, панно, вышитые шелком, и картины из «стриженой» шерсти. Все это продавалось в больших ювелирных магазинах и, хотя цены были достаточно высокие, хорошо раскупалось.
Китайская сумочка с вышивкой. 1950 г.
Остальной товар являлся бытовым, утилитарным: эмалированные тазики с рисунком, махровые полотенца (тоже с рисунком), шелковые ткани (атлас, креп-жоржет, крепдешин, шелковый набивной бархат), шерстяные полосатые шарфы и кофты, хлопковое нижнее белье и т. д. Все эти вещи были очень качественными и обладали яркими, броскими цветами.
Плакат. 1950-е. Худ. Дзинь Мэй Шень.
Изменение в бытовой культуре не прошло незамеченным. Специалисты заговорили об эстетике цвета. Появился термин «производственники-колористы». В СССР в те годы из-за отсутствия хороших красителей разнообразие цвета в бытовой жизни практически отсутствовал. На обычного человека колорит и орнаментальное украшение китайских вышивок шелком производили ошеломляющее впечатление. Завораживающий мир золотых гортензий, голубых птиц и розовых пионов на фоне струящихся стеблей неминуемо должен был затронуть и моду.
1. А. Андреоди. Плакат. Высококачественная губная помада. 1950-е.
2. Тюбик губной помады. Тон 12 "Вишня".
Советские косметические фабрики откликнулись расширенной палитрой губных помад. Стали выпускать аж 19 тонов! Вот их перечень: «Светлая роза» № 2а, «Чайная роза» № 26, «Роза» № 2, «Камелия» № 3, «Морковная» № 4, «Азалия» № 5, «Коралл» № 6, «Красный мак» № 7, «Рубин» № 8, «Гвоздика» № 9, «Гранат» № 10, «Малина» № 11, «Вишня» № 12, «Сирень» № 13, «Аметист» № 14, «Цикламен» № 15, «Пион» № 16, «Терракот» № 17, «Светлый терракот» № 18. Были еще два вида гигиенических помад: «Натуральная» и «Натуральная».
К сожалению, это изобилие редко присутствовало в магазинах, выбор, как правило, был невелик. Большой проблемой оставалась и упаковка для помад — картонная, недолговечная.
Собственно китайская косметика была представлена маленькими книжечками - пудреницами, каждый листочек которых и являлся очень удобной рисовой пудрой. Она не осыпалась и хорошо впитывалась. Наконец-то в роскошную театральную сумочку можно было не класть тяжелую металлическую пудреницу.
Между 1950 и 1956 годами вновь вошли в моду пряные парфюмерные ароматы. Как мотыльки, вокруг классического «Красного мака» вились многие духи того же направления — от приторно-навязчивой «Кармен» до ванильно-мускусной «Гаянэ».
Восточное поветрие в советской парфюмерии имело необычное следствие в декоративной косметике, а именно в моде на туши для ресниц.
1. Коричневая и черная туши для ресниц. 1960 - 1970-е.
2. Итальянская актриса Софи Лорен
Нет никакого сомнения, что эта мода складывалась и под влиянием кино, вопреки насмешкам и запретам. Фабрики по производству такой продукции выпускали после 1956 года целых восемь тонов туши для ресниц: интенсивно-черный, черный, синий, голубой, коричневый, темно-зеленый, зеленый и фиолетовый. В то же время вошла в моду подводка верхнего века. Специальных тушей для этого не производилось, поэтому женщины пользовались обычной тушью и кисточками для акварели.
Тюбик губной помады и набор для ухода за бровями и ресницами. 1960 - 1970-е.
Производители декларировали следующий состав тушей: нерастворимые в воде красители, пчелиный воск, жиры и мыло,. И снова беда с красителями: все туши растекались, отпечатываясь на нижнем веке! Лучшие туши для ресниц делали опытные косметички на дому. У них была постоянная клиентура. Забавами вроде зеленой и фиолетовой туши они не занимались, прекрасно зная, что хороших красителей не достать. Доморощенная тушь была намного качественнее фабричной и стоила дороже.
К 1956 году из моды вышли китайские бархаты и атласы, померкла слава пряных духов и морковных помад, но перед тушью для ресниц и еще не виданными тогда декоративными тенями замаячило большое будущее. Лет через восемь-десять вошел в моду так называемый «теневой грим». Писали, что «препаратами для наведения теней под глазами оттеняют глаза и придают им "глубину"». Появилось слово «маскара», означавшее те самые тени.
Советские фабрики «Рассвет» и ВТО выпускали следующие цвета теней: серый, голубой, синий, зеленый, синий с фиолетовым отливом, коричневый, розовый и красно-охровый. Консерватизм советских женщин ограничивал даже самых смелых из них: сколь-нибудь необычные цвета теней — собственно, все, кроме серого и голубого, — встречались только в сценической практике. Фабрика ВТО в Москве вырабатывала тени менее «тяжелые», т. е. с меньшей кроющей способностью, чем театральный грим. Голубой был очень разбеленный; имелся телесный тон, тон перванш (бледно-голубой с сиреневатым оттенком) и «водоросль». Последнее звучит загадочно: известно, что «водоросль» предлагалась брюнеткам.
Текст: Колева М. С.
"Советский стиль. Парфюмерия и косметика"
Серия сообщений "История парфюмерии ":
Часть 1 - Об истории советской парфюмерии
Часть 2 - Зарождение в России парфюмерной индустрии и два француза
...
Часть 28 - "Свидетели" женской красоты и заботы о ней в середине прошлого века
Часть 29 - "Да здравствует мыло душистое..."
Часть 30 - "Революция" в косметике для советских женщин
Часть 31 - История советской парфюмерии. Финал...