Вывеска харчевни при постоялом дворе. 1822.
В 1890-1900-х годах, как писал житель тогдашней Москвы, "деловая вывеска, только извещающая и ничем не старающаяся привлечь внимание, обычно — черная с золотыми буквами, сменяется крикливой и пестрой. Эти вывески нового типа, теснящиеся над окнами магазинов, на кронштейнах, над тротуарами, на пустынных стенах высоких домов, на крышах, придают улице какой-то шумный, говорливый вид. Отовсюду видны их яркие, бьющие в глаз и невольно привлекающие внимание краски, затейливые изображения, шуточные надписи"
Печатная вывеска табачного магазина "Папиросы товарищества "Лоферм". 1900-е.
Живописные вывески были известны в России уже в XVIII веке. Над табачными лавками обычно висели доски, на которых были нарисованы офицеры с курительными трубками; над входом в кабаки помещались доски с гербами. В 1749 году Камер-коллегия запретила эти рисунки и велела выставлять одни надписи: "В сем доме питейная продажа" или "В сем доме табашная продажа, а "других никаких непристойных знаков не выставлять".
Вывеска гастрономической лавки. Начало ХХ века.
К 1820-1830 годам "живописные" изображения на вывесках становятся привычным явлением. Бытописатели Москвы этого времени неизменно упоминают о своеобразной орфографии вывесок. Так, например, в журнале «Новый живописец общества и литературы» (выходил под редакцией Н. Полевого) в очерке «Московская промышленность» писалось: «Улица московская не в улицу, если на ней нет продажи овощных товаров — иногда с прибавкою рому, виноградных вин и водок и руки с картами, показывающей, что тут можно и карты купить; ресторации с самоваром на вывеске или рукою из облаков, держащею поднос с чашками; немца-хлебника с золотым кренделем, иногда аршина в два, над дверью».
Печатная вывеска товарищества Никольской мануфактуры "Саввы Морозова сын и Ко". Начало ХХ века.
Живописные вывески отмечены и Н.В. Гоголем в главе 1 «Мертвых душ», когда Чичиков въезжает в губернский город: «Попадались почти смытые дождем вывески с кренделями и сапогами, кое-где с нарисованными синими брюками и подписью какого-то Аршавского портного; где магазин с картузами, фуражками и надписью: "Иностранец Василий Федоров; где нарисован был биллиард с двумя игроками во фраках, в какие одеваются у нас на театрах гости, входящие в последнем акте на сцену».
В 1830-1840-х годах стиль вывесок больших магазинов, особенно иностранных, был иным, деловым и строгим.
Вывеска трактира. Начало ХХ века.
Вывеска перевозчика мебели. К. М. Филлипов. 1910-е.
Элеонора Глинтерник
"Реклама в России"
Серия сообщений "Плакаты. Реклама":
Часть 1 - Рекламные плакаты царской России
Часть 2 - Советский рекламный плакат 1930-1950-х годов
...
Часть 14 - Русский рекламный плакат
Часть 15 - Введение товарных знаков "всякого рода обозначения" на товары и услуги в Российской империи
Часть 16 - О торговых вывесках XIX - начала XX вв.
Часть 17 - Лубок как "народная картинка" – форма распространения рекламной информации
Часть 18 - Первые художественные плакаты в России
Часть 19 - Этикетки и ярлыки товаров, услуг, магазинов в России XIX века
Часть 20 - Реклама чая в Российской империи
Часть 21 - Табачная реклама на рубеже XIX и ХХ столетий с образами красоток