Знамя парикмахерского и цирульного цехов. 1885. Шелк, аппликация, золотая бахрома.
Указом Сената от 13 марта 1744 года в Российской империи было подтверждено обязательное клеймение производимых товаров, «чтобы делающиеся на всех имеющихся в Москве и в губерниях фабриках и заводах материи и всякие вещи тщиться приумножать и в лучшую доброту приводить, дабы со временем впредь заморских товаров не ввозить, и можно бы было довольствоваться своим без нужды».
Указы Сената 1753 и 1778 годов также предписывали «класть свои особые от других клейма», но уже не с целью взимания пошлин, а для «лучшего распознавания доброты и исправности фабриканта». Так, например, в 1792 году в Москве, Петербурге, Иванове было восемь ситценабивных фабрик, продукция которых должна была каким-то образом различаться. С этой целью при Екатерине II в 1783 году велено было «иметь хозяевам и содержателям фабрик и мануфактур каждому свой собственный штемпель».
Талантливый бытописатель Москвы 1840-х годов И. Т. Кокорев (1826-1853) оставил ряд очерков, посвященных рекламе, ("Публикации и вывески"). Из образного изобилия зарисовок Кокорева трудно выбрать отдельные цитаты, все одинаково ярко и интересно...
Едва ли не самым значимым событием с точки зрения истории рекламы явилась в первой половине девятнадцатого века реформа, связанная с клеймением товаров. Указом Сената от 25 февраля 1830 года было выпущено Положение о клеймении фабричных изделий, действовавшее на протяжении полувека. В 1820-х годах развитие промышленности было объявлено делом патриотическим.
Журнал «Северная пчела» с восторгом оповещал читателей о том, что московские купцы теперь не стыдятся своего русского товара и не выдают его, как прежде, за иностранный. В 1829 году число ситценабивных фабрик лишь в одной Москве достигло сотни. Требовались меры для охраны не только мануфактурных производителей и торговцев, но и потребителей.
В Уставе 1830 года с большой подробностью определялось значение фабричных клейм, порядок их наложения, утверждения образцов и даже устанавливалась ответственность за подделку. Сами клейма должны были содержать обозначение имени и фамилии фабриканта, хотя бы начальными буквами, и местонахождения фабрики. С 1830 года велся официальный реестр русских производителей, заявивших свои клейма в Департаменте торговли и мануфактур. В первый год по всей России их было зарегистрировано всего 14, а уже в следующем — 78.
С 1857 года начали регистрировать и знаки иностранных фирм в России, каковых до 1883 года было зарегистрировано 419.
Товарный знак постепенно становится необходимой частью рекламы в период, когда нарастающая конкуренция в торговле и промышленности уже не может без него обходиться. Применение знака стало единственным, наиболее действенным способом индивидуальной характеристики товара с помощью слова, изображения или символа.