-Рубрики

 -Метки

1 сентября агния барто адрианов с аквариум аквариумные рыбки актеры алмаз хоупа альфред сислей анри матисс аппликация балдахин балет барков а бернардо беллотто бижутерия ботвинья бумажная кукла бумажные куклы ванная винсент ван гог вострецова анастасия выпечка вязание гимнастика города городской пейзаж густав климт гюбер робер давыдов денис дамские аксессуары десерт дети детская книга диета духи елочные игрушки жакет жакет вязаный женские портреты женский живописный портрет женский образ живопись животные жилет вязаный журнал техника-молодежи зарядка зверушки зимний пейзаж зубная щетка история история урала календари клод лоррен книжка-кукла кофточка вязаная кошки кукла кукольная миниатюра ламбрекен лекарственные растения лексикон моды ленин летний дворец липовый чай манилова л маска для лица маски для лица массаж маяковский медали мода молодогвардейцы мюллер в мясные блюда мята награды напитки народная медицина народные приметы никола пуссен новый год ноты овощные блюда отвар липы открытки открытки музыкальные открытки новогодние парфюмерия пасха пейзаж песни ссср петушок плакаты платье поговорки портрет прически пророки прошлого пыльник рамки рассказы для детей рассказы о природе революция 1917 реклама рецепты блюд русский быт рыжиков а садовый дизайн салаты сервировка сказка сказки скачать славянская мифология советы косметолога ссылки стихи стихи детские стихи про аквариум супы торты украшения уход за волосами фотоэффекты франсуа буше хруцкий иван фомич художник иванов ю в художник петров м цветы чай черно-белый рисунок шаль шапочки шторы шьем платье электронная книга эпоха модерна эффекты текста юбка юбка вязаная ян ван гойен ярлыки

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Лилия_Евгеньевна


Лирическая повесть 1969 года "Двое и война" - Надежда Малыгина

Суббота, 09 Октября 2021 г. 09:40 + в цитатник

5158259_s_toboi_0 (700x606, 407Kb)

Это поэма о войне и любви. Автор повести, Надежда Малыгина,  семнадцатилетней девочкой добровольно ушла на фронт, была санинструктором, выносила  с поля боя раненых на своих хрупких плечах.
 
... Сделав все необходимое по дому, я ухожу на рыбалку или в лес, в горы. Но чаще всего убегаю к дальним ска­лам, которые выступают из воды у самого берега. Даже тогда, когда море спокойно, об эти скалы яростно бьются, словно желая вытолкнуть их на берег, сердитые волны, и плещутся с шумом, и подымают ввысь многометровые во­дяные столбы...
 
Однажды, направляясь к своей скале, я еще издали увидела на ее выступе юношу. Приставив ладонь ко лбу, он смотрел на солнечную дорожку на воде, а она сияла, переливалась, трепетала, как живое текучее серебро. По­тянувшись медленно, будто нехотя, юноша вдруг резко взмахнул руками и в стремительном легком полете врезал­ся в воду. Даже я, выросшая на море, не рисковала ны­рять с этой скалы, потому что на дне у ее основания вид­ны были, казалось, совсем близкие, горбатые и круглые, как тюлени, валуны.
 
 
Он вынырнул очень далеко и так же легко и красиво, как стоял на выступе и как прыгнул с него, размашисты­ми саженками, не подымая брызг, поплыл в море. Я сле­дила за ним — за маленькой, удаляющейся точкой и впер­вые не испытывала желания броситься вслед, обогнать незнакомца и с независимым видом, словно невзначай, показать ему, как умею нырять и плавать я...
 
...Мои чувства к тебе, однако, не мешают мне до хрипо­ты спорить с тобой о Маяковском, азартно, горячо читать его стихи, которые ты читать не умеешь и потому счи­таешь, что не любишь их. Я выкладываю тебе все, что знаю о художниках и писателях, втайне надеясь, что про них-то ты едва ли знаешь. Но ты знаешь. И вместо того чтобы удивить тебя, я удивлялась сама: значит, ты чи­тал книги, которые читала я? Ведь в школе-то всего это­го не рассказывают...
 
Пока ты был здесь, я копила твои взгляды, слова, же­сты, поступки, а теперь перебираю все это в памяти и от­крываю в них новые оттенки, новый смысл. Алешка по­чему-то совсем перестал говорить о тебе. Я и не спраши­ваю. Мне нравится иметь тайну, связанную с тобой...
 
...И вот — война... Сообщение о вторжении немецко-фашистских войск, о бомбежках наших городов сразу изме­нило жизнь, и уже невозможно было даже представить, что кто-нибудь станет заниматься чем-то так же, как вче­ра и позавчера. Как до войны.
Все последующие дни июня я бегала в военкомат, в горком комсомола, снова в военкомат. Меня записали — нет, еще не на фронт, на санинструкторские курсы.
Думая о фронте, я почему-то всегда представляла на­шу с тобой встречу, то, как будем мы воевать вместе, рядом, и радостное нетерпение, каждый раз возникавшее во мне при этом, заслоняло собою страшную суть войны...
 
Бои — беспрерывные с рассвета до темна. С наступле­нием темноты — строительство оборонительных рубежей. Сеть ходов сообщения становится все шире, сложнее и напоминает город. Ванюшка Петляков придумывает на­звания: улица Моряков, переулок Истребителей танков, переулок Снайперов, улицы Первой, Второй, Третьей рот, улица Ротного командира, поселок Медицинский, пло­щадь Ресторанная, лабиринты Родного взвода...
 
Это — Севастополь. Вернее, холмы и степи за ним.
Несколько ночей подряд бойцы рыли на «нейтралке» какие-то котлованы, закладывали в них взрывчатку, брев­на, доски, камни, сажали на этом месте кустики, а свеже­вырытую землю присыпали песком, щебенкой, чтобы все было незаметно.
Командир полка и инженер возились с какой-то «ма­шиной», ломали голову над «техникой соединения котло­ванов», часто рисовали что-то прутиком на песке. В их разговорах то и дело слышалось: «Фугасы...», «Батарея­ми...», «В шахматном порядке...»...
 
...Сегодня нам вручают награды.
Ночь — лунная, светлая. Блестят, переливаются, свер­кают искорками окутанные снегом ветки кустарника. Из строя, остро срезая углы, четко поворачиваясь, один за другим выходят ребята, твердым солдатским шагом идут к столу, у которого генерал, командир дивизии, вручает правительственные награды.
— От имени Президиума Верховного Совета СССР...
— Служу Советскому Союзу!
Сердце стучит часто и громко. Горло перехватывает от радостного волнения.
Называют и мою фамилию. Выхожу, волнуюсь, желая одного: только бы не сбиться с шага! Я почему-то увере­на, что обязательно собьюсь. Но не получается другое — никак не могу расстегнуть крючок полушубка. Кто-то по­могает мне...
 
Родные, милые, славные, отважные мои ребята! Сколь­ко бесценного могла бы я рассказать о вас вашим мате­рям, невестам, женам! И о тех, кто погиб в севасто­польских боях. И о тех, кто лежит сейчас в окопах и траншеях и вглядывается в белый полумрак, охраняя нас, выстроившихся в заснеженном плоском овраге, ска­зочном от лунного сияния и искрящегося в нем заинде­вевшего кустарника.
Мы выстроились для получения наград, в которых, может быть, самое дорогое и волнующее слово — «прави­тельственные». Оно, это слово, связывает нас с Большой землей, заставляет думать, что о нас знают, нас помнят. Оно прибавляет сил и решимости драться до конца. До конца — это значит насмерть. Другого исхода нет, мы это знаем. А ты, где ты? Конечно же, далеко, иначе я бы услышала твое имя. Мы все теперь здесь как родные и знаем имена командиров многих частей и подразделений не только своего сектора, но и всех других: встречаем их в газетах, даже в сводках Совинформбюро, слышим в рас­сказах политработников. Да и молвой земля полнится...
 
...солнце жжет огненно. Оно иссушило рот, связало губы. Хоть бы глоток — один глоток воды... Надо чуточку полежать в тени под кустом...
Опускаюсь на землю — прямо на ящик со снарядами. Ого, целый ящик снарядов!.. Но сдвинуть с места не могу — тяжело. Палкой выламываю доску и, испугавшись ее сухого треска — немцы услышат! — падаю на сухую колючую землю. Прислушиваюсь. Тишина... Тогда я встаю и, присев на корточки, вытаскиваю снаряд, беру в охап­ку — один, другой. Снаряды тяжелые. Подымусь ли я с ними?
Жара — одуряющая, изнурительная. Дышать трудно. В голове звон. И совсем нет сил. Нет, не удержусь. На­верное, не удержусь...
Обняв нагретые солнцем горячие крутые тела сна­рядов, падаю вниз, в бесконечность. А как же ящик? Как же ящик со снарядами?.. Глупая-глупая, ведь у нас нет ни одной пушки, только пулемет Пети Сизова с послед­ней лентой...
 
Очнулась я на носилках в полутемном и тесном, как тоннель, помещении и только по мелкой сыпучей дрожи, сотрясающей его, поняла, что нахожусь в самолете. За моими вдоль прохода стояли еще одни носилки. Припод­няв голову, я увидела на них майора. Жив ли он, наш командир полка?..
 
Прежде чем потерять сознание, я успела увидеть бе­лые облачка дымков, возникающие за стеклами иллюми­натора, — значит, по самолету действительно били зенит­ки. Ну что ж, мы приготовились умереть там, на земле Севастополя. В бою...
И еще я успела подумать о тебе, проститься с тобою.
 
...Я не могу вспомнить самого первого мгновения нашей встречи. Помню только, как мы стояли уже, крепко обнявшись, и ты на виду у всего ба­тальона держал в ладонях и целовал мое мокрое от радостных слез лицо. И, словно предвидя все дальнейшее, кто-то весело, чуть озорно, однако с явной симпатией к тебе выкрикнул: — Хлопцы, комбат жинку нашел! Наверное, наша любовь видна была всем.
Как назвать тебя? По имени? Неловко, кругом танки­сты. «Товарищ подполковник»? Тем более, будто мы чу­жие.
— Подумай только: ведь это случайно. Я могла — понимаешь, могла! — не встретить тебя! Мы искали свой полк. Но оказалось, что наш сталинградский полк снова возвратили в распоряжение прежней армии. Ну мы, есте­ственно, тоже хотели возвратиться. Но вдруг узнаем: погиб полковник, заместитель комдива, бывший наш командир полка. Батя. Понимаешь? Мне он действительно как отец. И ребятам тоже. Ведь сколько воевали вместе! Один Севастополь чего стоит! Ну вот... узнали мы это, расстроились. И опять куда-то ехать, искать. Война идет, бои идут, а мы, получается, вроде бы увиливаем от боев. Вот и решили: давайте попросимся к танкистам. А получилось — к тебе!
 
...Бой продолжался всю ночь и весь следующий день. И только когда линия горизонта окрасилась в багряно-кровавый закатный цвет, несколько наших тридцатьчет­верок — и среди них твоя — прорвались на высоту и наконец завладели ею. Батарея вражеских противотанковых орудий, стоявшая здесь, была смята, и «тигры», оставив в распадах меж холмами две дымящиеся скособоченные машины, огрызаясь, отступили...
В те дни гитлеровцы еще дважды подбирались к твоей тридцатьчетверке. Они будто знали, что это машина комбата. И когда им удалось подорвать ее хлорированной гранатой, я, уставшая от переживаний, загадала: если ты останешься жив, я перейду в другой батальон. У меня нет больше сил бояться, видя, как в бою одна за другой нависают над тобой опасности...
 
Н. П. Малыгина
Худ. Н. Коробейников
 
 
 
 

Серия сообщений "Электронная книга":
Часть 1 - Марина Бондарюк. Венская чашечка. Электронная версия
Часть 2 - Поэты пушкинской эпохи. Электронный альбом
...
Часть 23 - 2 электронные книжки–малышки с эффектом перелистывания страниц
Часть 24 - Детская электронная книжка КАК МУРАВЕЙ ДОМОЙ СПЕШИЛ
Часть 25 - Лирическая повесть 1969 года "Двое и война" - Надежда Малыгина
Часть 26 - А. М. Рыжиков – По лесам и рощам. Рассказы о животных
Часть 27 - Воспоминания о съемках фильма "Молодая гвардия"

Рубрики:  Литература
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку