-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Лилия_Евгеньевна

 -Метки

1 сентября агния барто адрианов с аквариум аквариумные рыбки актеры аппликация балдахин барков а бернардо беллотто бижутерия ботвинья бумажная кукла бумажные куклы ванная вербное воскресенье выпечка вяжем жилет детям вяжем платье детям гимнастика города городской пейзаж готика густав климт гюбер робер давыдов денис дамские аксессуары декор десерт дети детская книга диета елочные игрушки жакет жакет вязаный женские портреты женский живописный портрет женский образ живопись жилет вязаный журнал моды журнал техника-молодежи запеканки зарядка зимний пейзаж зубная щетка история урала календари камиль коро каспар фридрих книжка-кукла комиксы кофточка вязаная кошки кукольная миниатюра ламбрекен лекарственные растения лексикон моды ленин манилова л маска для лица массаж машинная вязка маяковский медали меры ягод мода мода древнего египта модерн мюллер в мясные блюда напитки народная медицина народные приметы новогодние костюмы новый год ноты овощные блюда открытки открытки музыкальные открытки новогодние панов э п парфюмерия пасха пейзаж песни ссср петушок плакаты платье полог из штор портрет поэты пушкинской эпохи прилежаева мария прически пророки прошлого пыльник рамки рассказы для детей рассказы о природе рауль дюфи революция 1917 реклама ренессанс рецепты блюд русский быт рыжиков а садовый дизайн салаты сервировка сказка сказки славянская мифология советы косметолога ссылки стихи стихи детские стихи про самовар супы театр теодор руссо торты украшения урал уход за волосами училище гнесиных фотоэффекты хруцкий иван фомич художник иванов ю в художник петров м цветы чай черно-белый рисунок шаль шапочки шарф шляпки шторы шьем платье электронная книга эпоха модерна этикетки эффекты текста юбка юбка вязаная юбка годэ ярлыки

 -Рубрики


История рекламы в России. Повторение пройденного

Понедельник, 15 Июня 2020 г. 16:16 + в цитатник

5158259_plakat_sklad_oryjiya0001 (700x502, 129Kb)

Рекламный плакат. Склад оружия А. Биткова в Москве. 1913.
 
Коммерческая реклама становится заметным явлением в культурной жизни крупных российских городов и в первую очередь в обеих столицах  в конце XIX века. Выходят первые популярные пособия по рекламе, появляются статьи а периодической печати. Часто можно было встретить подобные незамысловатые советы и рекомендации, предназначенные, как правило, деловым людям...
 
 
 
5158259_plakat_ (394x700, 258Kb)
Рекламная страница в журнале "Солнце России". 1916.
 
В 1865 году выходит правительственный указ "Временные правила о печати", который внес некоторые свободы для развития частного предпринимательства в области газет и журналов. Правда, государство оставляло за собой право контролировать деятельность издателей, применяя в качестве наказания для неблагонадежных такие средства, как запрет на публикацию объявлений вплоть до приостановки выпуска издания.
 
5158259_obyavlenie (670x530, 88Kb)
Объявление рекламно-комиссионной конторы П. Бубелло в "Лечебном справочнике России". 1915.
 
 В соответствии с финансовыми возможностями рекламодателя в периодических изданиях постепенно формируется характерный макет рекламных полос. Это объявления, объединенные в рубрику по характеру предлагаемых услуг, поначалу без каких-либо иллюстраций.
 
5158259_plakat (466x700, 306Kb)
Плакат. Акционерное общество А. Д. Благодарева. 1903.
 
Что касается журналов того времени, большинство перестает ориентироваться на элиту общества и обращается к более широкой аудитории. Картинки парижских мод отходят в специализированные издания, хотя какое-то их количество сохраняется в виде приложений практически везде. 
 
5158259_plakat_vistavka_izobretenii (491x700, 313Kb)
Афиша Международной выставки новейших изобретений. И. Н. Троянский. Санкт-Петербург. 1909.
 
Теперь основное место на рекламных страницах занимают новейшие изобретения типа пишущих машинок "Ремингтон" или машин сельскохозяйственной техники. В обычном случае реклама занимала одну-две полосы в начале и четыре-пять полос в конце номера.
 
5158259_plakati_ (461x700, 326Kb)
Плакат. Мыло "Голубое" завода Архипова в Санкт-Петербурге. 1898.
 
В тексте рекламного объявления использовались различные способы привлечения читающей публики. Типичными становятся призывы: "Новость!", "Стой!", "Сенсация!", "Распродажа!" и т.п. Обращение к читателю содержит все известные способы рекламной агитации: псевдонаучность, авторитетные свидетельства, мнение "одного из нас", эффект чуда и т.д. Установка на сенсацию нередко соседствует с преувеличением в описании события или обещанного эффекта.
 
5158259_plakati_milo_molodosti (465x700, 309Kb)
Плакат. Мыло молодости и красоты товарищества "А Сиу и Ко" в Москве. Конец XIX–начало ХХ века.
 
Как и в настоящее время, основная доля недостоверной рекламы приходилась на долю лекарственных и косметических средств. Часты в рекламе того времени бальзамы для волос, покрывающие лысые головы буйными кудрями, кремы, способные придать классические формы увядающим частям фигуры, порошки, благодаря которым можно приобрести изящную фигуру и т.п.
 
5158259_plakat_vistavka (481x700, 309Kb)
Афиша "Выставки русских и финляндских художников". К. А. Сомов. 1898. Экспонировалась на выставке "Искусство в книге и плакате". Санкт-Петербург. 1911.
 
Засилье дурного вкуса  в основном имело место в газетной рекламе, тогда как в        журналах конца XIX века сохранялась все же определенная доля правил хорошего тона. В журнальной рекламе почти не встречалось  крикливости и чрезмерной экспрессии. Рекламные тексты выдержаны в информативно-содержательном деловом тоне, значительное место занимает реклама выставок и галерей, отдыха на курортах и т.п. 
 
5158259_listok_plakat (529x700, 347Kb)
Плакат, сообщающий о подписке на "Листок для светских людей". В. Ф. Тимм. 1844.
 
Важным показателем развития рекламного дела в России конца XIX века явилось появление листков бесплатных объявлений. Первый московский бесплатный "Торговый листок" выходил в 1866–1867 годах. "Петербургский листок" – в 1864–1914. Задуманный как газета городской жизни, он на 80% заполнялся объявлениями. 
Приманкой, обещанной редакцией, было право подписчиков размещать бесплатно шесть объявлений в год. В редакционных статьях газета регулярно публиковала  полезную информацию для потребителя. 
 

В № 17 за 10 апреля 1864 года
читаем о дешевых кухмистерских:
При нынешней всеобщей дороговизне, начинающей доходить в Петербурге до чудовищных размеров, в мало-мальском ресторане, да еще с иноземным именем, за кусок говядины, даже не всегда удовлетворительного качества, берут с вас – шутка сказать, полтинник! И это делается весьма хладнокровно, будто и в самом деле так следует. Скажем, кофе – 20 и 30 коп., стакан очень плохого чаю – 15 и 20 коп.! Вот почему открытие  дешевых заведений должно радовать и заслуживать поощрения в многолюдной столице, где не один десяток тысяч недостаточного и образованного класса нередко затрудняется в пропитании...  Здесь порция сносного кушанья – 10 коп. и стакан приличного чая или кофе – 5 коп. Эти цены такие, дешевле которых трудно уже и требовать.
 
 
В других городах спрос также рождал предложение. В 1872 году в Одессе появилась специальная рекламная газета "Одесский листок объявлений". Став посредником "между публикою и торговлею", "Листок объявлений" смело вступил в конкуренцию с  другими газетами и скоро стал самым популярным изданием у массового читателя.                                                                                
 
5158259_tymba (451x700, 292Kb)
Афишная тумба на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. 1910-е.   
 
Часть тиража бесплатно распространялась на железнодорожных вокзалах и пристанях всей Новороссии, в гостиницах, ресторанах, кондитерских, клубах, книжных лавках, в местах городских гуляний; экземпляры газеты расклеивались по городу на специальных тумбах. 
 
5158259_plakat_kniga (486x700, 348Kb)
Рекламное объявление Товарищества вязальных машин в 3-м издании "Иллюстрированного практического путеводителя по Черноморскому побережью" Г. Москвича. Владикавказ. 1907
 
 
Немало полезной информации, а также красочной и разнообразной рекламы помещалось и в путеводителях... Выпускались ежегодные альманахи, которые давали полную адресную, справочную и рекламную информацию по регионам России. Дело это было весьма прибыльным. 
 

Из словаря Брокгауза и Ефрона:Значительные торговые фирмы тратят теперь  на газетные рекламы большие суммы, находя, что эти расходы все-таки окупаются иногда в три, четыре и даже до десяти раз!
 
 
5158259_plakati0002_1_ (522x700, 123Kb)
Афиша Выставки произведений художественной печати в Санкт-Петербурге. Я. Бельзен. 1906.  
 
Уже в те времена для привлечения внимания читателей использовали разные печатные ухищрения: "играли" шрифтами, переворачивали рекламный блок на бок или вниз головой, из номера в номер на одном и том же месте страницы публиковали  сначала пустой блок, потом в нем появлялась одна буква или часть изображения, пока заинтригованный читатель не получал газету с полной рекламой.
 
5158259_kalendar_ (484x700, 291Kb)
Стороны табель-календаря на 1913 год, выпущенного мануфактурой К. Я. Паля.
 
Большим спросом пользовались календари-ежегодники, в которых можно было найти массу полезной информации – от церковных праздников до перечисления многочисленных ярмарок, от атласа российских дорог до цен на отправку писем по России и за границу, от сведений о казенных и частных учебных заведениях до услуг каретников, кузнецов, бондарей и прочих мастеровых. Так, например, с 1834 года в Одессе выходил такой "Новороссийский календарь".
 
5158259_plakat_bydilnik (500x700, 271Kb)
Плакат. Подписка на журнал "Будильник". Р. Лилин. 1889.  
 
Развитие техники, появление новых видов городского транспорта, деятельность больших фирменных магазинов и торговых домов – все это уже не позволяло удовлетворяться прежними формами городской рекламы: живописной вывеской, объемными атрибутами ремесел, полуграмотно и грубо написанными шрифтовыми вывесками и т.д. 
 

В 1890–1900 годах, как писал
житель тогдашней Москвы,
деловая вывеска, только извещающая и ничем не старающаяся привлечь внимание, обычно – черная с  золотыми буквами, сменяется крикливой и пестрой рекламой. Эти вывески нового типа, теснящиеся над окнами магазинов, на кронштейнах, над тротуарами, на пустынных стенах высоких домов, на крышах, придают улице какой-то шумный, говорливый вид. Отовсюду видны их яркие, бьющие в глаз и невольно привлекающие внимание краски, затейливые изображения, шуточные надписи.
 
 
5158259_perevozchik (700x407, 275Kb)
Вывеска перевозчика мебели. К. М. Филиппов. 1910-е.  
 
Крупным преуспевающим фирмам пытались подражать владельцы магазинов в старых домах, превращая первые этажи в сплошные витрины. 
Появляется реклама на транспорте – конках, каретах, автомобилях, брандмауэрах,  люди-афиши, световая реклама и т.д. Заметные изменения приходятся на 1890-е годы. 
 

Из мемуаров очевидца:Большое внимание начали обращать на рекламу: повсюду красивые вывески и витрины – подражание магазинам в Гостином дворе, где использовались световые эффекты, различные звезды из электрических лампочек, особенно в окнах ювелирных магазинов...  Реклама и обхождение с покупателями – вот что спасало магазин  в конкуренции. Некоторые фирмы этими средствами добивались звания "поставщиков Двора Его Величества"... Тянулись за большими магазинами и лавки средней марки, тоже стараясь рекламировать себя вывесками на всех возможных местах: на трамваях, на пустых стенах, на прилавках, на пристанях  и т.д.  Над входом в булочную было принято вывешивать золоченый крендель, в обувном магазине – золотой сапог, громадные часы повисали над часовым магазином и т.д.
 
 
5158259_perchatka_viveska0002 (495x700, 102Kb)
Объемная вывеска мастерской перчаток. Начало ХХ века.  
 
Отношение к рекламе в России конца XIX века было неоднозначным и порой настороженным. На страницах многих периодических изданий встречаются  негативные отзывы.
 

О рекламеРусский читатель прежде почти не знал рекламы, а о таких зазываниях, какие практикуются теперь, не имел ни малейшего понятия... Теперь же реклама так быстро привилась и пошла в ход, что дошла уже... до полной пошлости. Она разрослась до того, , что, казалось бы, дальше идти некуда. Но все в мире прогрессирует, и реклама прогрессирует в звонкости, треске, зазывательности и, – чтобы выразиться деликатнее, беззастенчивости.
 
 
Элеонора Глинтерник. Реклама в России.
 
 
 

Серия сообщений "Плакаты. Реклама":
Часть 1 - Рекламные плакаты царской России
Часть 2 - Советский рекламный плакат 1930-1950-х годов
...
Часть 6 - Русский рекламный плакат
Часть 7 - Русский рекламный плакат
Часть 8 - История рекламы в России. Повторение пройденного
Часть 9 - Советский плакат "Все на выборы"
Часть 10 - Советский спортивный плакат
...
Часть 19 - Этикетки и ярлыки товаров, услуг, магазинов в России XIX века
Часть 20 - Реклама чая в Российской империи
Часть 21 - Табачная реклама на рубеже XIX и ХХ столетий с образами красоток

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку