Рекламный плакат. Склад оружия А. Биткова в Москве. 1913.
Коммерческая реклама становится заметным явлением в культурной жизни крупных российских городов и в первую очередь в обеих столицах в конце XIX века. Выходят первые популярные пособия по рекламе, появляются статьи а периодической печати. Часто можно было встретить подобные незамысловатые советы и рекомендации, предназначенные, как правило, деловым людям...
Рекламная страница в журнале "Солнце России". 1916.
В 1865 году выходит правительственный указ "Временные правила о печати", который внес некоторые свободы для развития частного предпринимательства в области газет и журналов. Правда, государство оставляло за собой право контролировать деятельность издателей, применяя в качестве наказания для неблагонадежных такие средства, как запрет на публикацию объявлений вплоть до приостановки выпуска издания.
Объявление рекламно-комиссионной конторы П. Бубелло в "Лечебном справочнике России". 1915.
В соответствии с финансовыми возможностями рекламодателя в периодических изданиях постепенно формируется характерный макет рекламных полос. Это объявления, объединенные в рубрику по характеру предлагаемых услуг, поначалу без каких-либо иллюстраций.
Плакат. Акционерное общество А. Д. Благодарева. 1903.
Что касается журналов того времени, большинство перестает ориентироваться на элиту общества и обращается к более широкой аудитории. Картинки парижских мод отходят в специализированные издания, хотя какое-то их количество сохраняется в виде приложений практически везде.
Афиша Международной выставки новейших изобретений. И. Н. Троянский. Санкт-Петербург. 1909.
Теперь основное место на рекламных страницах занимают новейшие изобретения типа пишущих машинок "Ремингтон" или машин сельскохозяйственной техники. В обычном случае реклама занимала одну-две полосы в начале и четыре-пять полос в конце номера.
Плакат. Мыло "Голубое" завода Архипова в Санкт-Петербурге. 1898.
В тексте рекламного объявления использовались различные способы привлечения читающей публики. Типичными становятся призывы: "Новость!", "Стой!", "Сенсация!", "Распродажа!" и т.п. Обращение к читателю содержит все известные способы рекламной агитации: псевдонаучность, авторитетные свидетельства, мнение "одного из нас", эффект чуда и т.д. Установка на сенсацию нередко соседствует с преувеличением в описании события или обещанного эффекта.
Плакат. Мыло молодости и красоты товарищества "А Сиу и Ко" в Москве. Конец XIX–начало ХХ века.
Как и в настоящее время, основная доля недостоверной рекламы приходилась на долю лекарственных и косметических средств. Часты в рекламе того времени бальзамы для волос, покрывающие лысые головы буйными кудрями, кремы, способные придать классические формы увядающим частям фигуры, порошки, благодаря которым можно приобрести изящную фигуру и т.п.
Афиша "Выставки русских и финляндских художников". К. А. Сомов. 1898. Экспонировалась на выставке "Искусство в книге и плакате". Санкт-Петербург. 1911.
Засилье дурного вкуса в основном имело место в газетной рекламе, тогда как в журналах конца XIX века сохранялась все же определенная доля правил хорошего тона. В журнальной рекламе почти не встречалось крикливости и чрезмерной экспрессии. Рекламные тексты выдержаны в информативно-содержательном деловом тоне, значительное место занимает реклама выставок и галерей, отдыха на курортах и т.п.
Плакат, сообщающий о подписке на "Листок для светских людей". В. Ф. Тимм. 1844.
Важным показателем развития рекламного дела в России конца XIX века явилось появление листков бесплатных объявлений. Первый московский бесплатный "Торговый листок" выходил в 1866–1867 годах. "Петербургский листок" – в 1864–1914. Задуманный как газета городской жизни, он на 80% заполнялся объявлениями.
Приманкой, обещанной редакцией, было право подписчиков размещать бесплатно шесть объявлений в год. В редакционных статьях газета регулярно публиковала полезную информацию для потребителя.
В других городах спрос также рождал предложение. В 1872 году в Одессе появилась специальная рекламная газета "Одесский листок объявлений". Став посредником "между публикою и торговлею", "Листок объявлений" смело вступил в конкуренцию с другими газетами и скоро стал самым популярным изданием у массового читателя.
Афишная тумба на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. 1910-е.
Часть тиража бесплатно распространялась на железнодорожных вокзалах и пристанях всей Новороссии, в гостиницах, ресторанах, кондитерских, клубах, книжных лавках, в местах городских гуляний; экземпляры газеты расклеивались по городу на специальных тумбах.
Рекламное объявление Товарищества вязальных машин в 3-м издании "Иллюстрированного практического путеводителя по Черноморскому побережью" Г. Москвича. Владикавказ. 1907
Немало полезной информации, а также красочной и разнообразной рекламы помещалось и в путеводителях... Выпускались ежегодные альманахи, которые давали полную адресную, справочную и рекламную информацию по регионам России. Дело это было весьма прибыльным.
Афиша Выставки произведений художественной печати в Санкт-Петербурге. Я. Бельзен. 1906.
Уже в те времена для привлечения внимания читателей использовали разные печатные ухищрения: "играли" шрифтами, переворачивали рекламный блок на бок или вниз головой, из номера в номер на одном и том же месте страницы публиковали сначала пустой блок, потом в нем появлялась одна буква или часть изображения, пока заинтригованный читатель не получал газету с полной рекламой.
Стороны табель-календаря на 1913 год, выпущенного мануфактурой К. Я. Паля.
Большим спросом пользовались календари-ежегодники, в которых можно было найти массу полезной информации – от церковных праздников до перечисления многочисленных ярмарок, от атласа российских дорог до цен на отправку писем по России и за границу, от сведений о казенных и частных учебных заведениях до услуг каретников, кузнецов, бондарей и прочих мастеровых. Так, например, с 1834 года в Одессе выходил такой "Новороссийский календарь".
Плакат. Подписка на журнал "Будильник". Р. Лилин. 1889.
Развитие техники, появление новых видов городского транспорта, деятельность больших фирменных магазинов и торговых домов – все это уже не позволяло удовлетворяться прежними формами городской рекламы: живописной вывеской, объемными атрибутами ремесел, полуграмотно и грубо написанными шрифтовыми вывесками и т.д.
Вывеска перевозчика мебели. К. М. Филиппов. 1910-е.
Крупным преуспевающим фирмам пытались подражать владельцы магазинов в старых домах, превращая первые этажи в сплошные витрины.
Появляется реклама на транспорте – конках, каретах, автомобилях, брандмауэрах, люди-афиши, световая реклама и т.д. Заметные изменения приходятся на 1890-е годы.
Объемная вывеска мастерской перчаток. Начало ХХ века.
Отношение к рекламе в России конца XIX века было неоднозначным и порой настороженным. На страницах многих периодических изданий встречаются негативные отзывы.