Сюрпризная коробка "Кремль" и одноименный одеколон. 1970-е.
Утро красит нежным светом
Стены древнего Кремля,
Просыпается с рассветом
Вся Советская земля...
Слова этой песни сохраняли популярность больше 50 лет. Московский Кремль олицетворял тогда и олицетворяет сейчас нашу страну, поэтому духи, одеколон и сюрпризный набор "Кремль" были скорее дорогими сувенирами, чем парфюмерной продукцией. И все-таки у них есть своя, мало кому известная история. Забытая история.
Началась она на исходе XIX столетия, когда возник художественный стиль, сосуществовавший со знаменитым стилем модерн и затронувший разные отрасли декоративно-прикладного искусства, книжную иллюстрацию и ту сферу деятельности, которую сегодня называют промышленным дизайном (тара, упаковка, этикетки, торговые плакаты, открытки-вкладыши в кондитерских изделиях). У этого стиля был автор – художник и архитектор И. Петров, подписывавшийся псевдонимом Ропет. Поэтому это стилевое направление называли ропетовским (а также псевдорусским).
Плакат. Парфюмерные товары товарищества "Брокар и Ко" в Москве. 1899.
Старорусская архитектура, допетровский боярский костюм, жизнь Руси XVI–XVII веков – вот чем вдохновился Ропет. Даже в рекламе швейных машинок или сельхозтехники замелькали миловидные боярышни, а художественная открытка явила целую череду очаровательных детей, одетых в русские боярские костюмы, в сопровождении надписей в духе русских пословиц и поговорок.
Плакат. Табачная фабрика Н. А. Лавровой в Курске. 1904.
Увлечение "ропетовским" стилем охватило даже высшую аристократию. Во многих книгах описаны балы в Зимнем дворце (1903 г.), на которых император, императрица и их окружение были одеты в почти настоящие, очень дорогие русские одежды в духе XVII века. Многие известные дамы того времени позировали художникам и фотографам в "псевдорусских" нарядах: великие княжны, княгиня Зинаида Юсупова и др.
Конечно, флаконы и парфюмерная упаковка, наряду с кондитерской или чайной, тоже оказались вовлечены в эту моду. Однако свести воедино псевдорусский стиль и сами парфюмерные запахи было делом весьма сложным. Это, с одной стороны, обязывало следовать "восточному" византийскому направлению, а с другой – лишало большое число потребителей привычных "облегченных" и разнообразных "парижских" запахов (уже были в ходу синтетические душистые вещества). Фирма "Товарищество Г. Брокара" – единственная в России! – решилась выпустить несколько наименований духов, оформленных в ропетовском духе. В первую очередь это и был "Кремль".
Выбор оказался очень удачным. Ведь архитектурный комплекс Московского Кремля сложился под влиянием не только византийских традиций, но и итальянской архитектурной школы, представленной отцом и сыном Солари. Всего было поровну: Византии и Европы; к тому же Московский Кремль всегда был символом Руси.
Духи "Кремль". 1970-е.
Осталось выбрать некую архитектурную деталь, чтобы стилизовать ее под флакон – удобный и желательно цилиндрической формы. Так появился флакон духов "Кремль" в виде кремлевской башни. В советские годы притертую пробку заменили белой пластмассовой, со звездой. Печально, что, несмотря на почти 80-летнюю жизнь этих духов и одеколона (30 лет до революции и 50 после), имен парфюмера и автора упаковки мы не знаем.
В парфюмерном магазине. 1953.
Возможно, изначально запах "Кремля" являлся более насыщенным, но в советские времена это был теплый аромат, созданный природой и синтетическими веществами, напоминающими запахи лимона, мяты, хвои, ландыша. Но это только первое впечатление; основа запаха была пудровой, чуть-чуть терпкой. Такой шикарный аромат в необычном и очень торжественном флаконе стоил дорого, хотя и его не миновал "план по наращиванию производства" духов и одеколонов.
В 1954 году фабрику "Новая Заря" возглавил инженер Иван Захарович Балан. С его пребыванием на посту директора крупнейшего советского парфюмерного производства связаны лучшие годы советской парфюмерии. Здесь следует сделать оговорку: у парфюмерии как культурного явления точных критериев успеха и неуспеха нет, но есть периоды молчания, как это было во время войны. Поэтому, например, можно считать успешным период с 1925 по 1936 год, когда были созданы три великих русских аромата, а можно и придерживаться противоположного мнения, полагая, что этого недостаточно для целых 15 лет перед войной.
А. А. Вольтер. Продукция ТЭЖЭ ("Трест эфира жировых эссенций" или трест "Жиркость"). 1939.
В 1950-х – начале 1960-х необычайно расширился ассортимент. Дорогие подарочные изделия, в частности сюрпризные наборы, делались вручную склейщицами и укладчицами, и практически без брака. В 1951– 1965 они перевыполнили план на 17 %. Труд работниц цеха по укладке сюрпризных коробок запечатлел художник Алексей Вольтер на картине "Продукция ТЭЖЭ" (1939), где на переднем плане красуется флакон духов "Кремль".
Помимо духов и одеколона "Кремль" существовали одноименные пудра и мыло. Отдельно от парфюмерии они не продавались. В самом конце 1970-х "Кремль" исчез из продажи, и выросло два поколения людей, ничего о нем не слыхавших. И вдруг... Летом 2012 года на Измайловском блошином рынке в Москве появился странный человек, которого ни до, ни после никто не видел. Он разложил на столе серые унылые советские упаковочные коробки, в которых рядами стояли очень тщательно упакованные в вощеную бумагу десятки флаконов духов "Кремль", "Лель", одеколона "Северный" (флакон в виде глыбы льда с мишкой).
Флакон из-под одеколона "Северный". 1910-1970.
Одеколон "Лель". 1950-е.
Собралась толпа, все спрашивали – откуда это? Может быть, из машины времени? Человек этот объяснил, что просто некто украл или "спас" бесхозное добро, когда рушили здание московского Военторга. Так случайные посетители барахолки приобщились к достижениям советских, а точнее, брокаровских художников и парфюмеров. Разве не в этом тайна парфюмерии – соединение низкого и высокого, земли и неба, пороков человеческих и волшебного благоухания?