-Рубрики

 -Метки

1 сентября аквариум аквариумные рыбки актеры альфред сислей ампир анастасия аппликация балет барков а билибин и.я. болеро бумажная кукла бумажные куклы василий кандинский виджет выпечка вязание гимнастика города городской пейзаж гортензия давыдов денис дамские аксессуары десерт дети детская книга диета елочные игрушки жакет вязаный женские портреты женский живописный портрет женский образ живопись животные жилет вязаный журнал техника-молодежи зарядка зимний пейзаж история урала казанский собор календари книжка-кукла кофточка вязаная кошки кукольная миниатюра кукольный домик кулич кухонная утварь лампы настольные лекарственные растения ленин летний дворец летний сад маска для лица меры ягод мода молодогвардейцы музыка мюллер в мясные блюда мята надкроватные пологи напитки народная медицина народные приметы настойки новый год ноты овощи овощные блюда открытки открытки новогодние парфюмерия пасха пейзаж песни ссср петушок платье поговорки пологи надкроватны поль сезанн портрет пословицы посуда поэты пушкинской эпохи прически пророки прошлого пьер боннар рамки раскраски рассказ рассказы для детей рассказы о природе революция 1917 реклама реклама табака репин рецепты блюд рождество романтизм россия русский быт рыжиков а садовый дизайн салаты санкт-петербург сказка сказки скачать славянская мифология слова песни снеговики советы косметолога ссылки стихи стихи детские супы тачанка торты украшения уход за волосами фотоэффекты франческо гварди хруцкий иван фомич художник иванов ю в художник петров м цветы цитаты чай черно-белый рисунок шаль шапочки шоппинг шторы шьем платье электронная книга электронные книги эпоха модерна эффекты текста юбка юбка вязаная язык цветов языков якоб ван рейсдал ян ван гойен

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Лилия_Евгеньевна


Уильям Моррис (1834–1896), английский художник-авангардист, приверженец идей прикладного искусства. Братство прерафаэлитов

Четверг, 30 Апреля 2020 г. 14:20 + в цитатник

5158259_morris_slavyashie_angeli (559x700, 417Kb)

Уильям Моррис. Славящие ангелы. Гобелен. 1894.
 
Уильям Моррис (1834–1896), английский художник, дизайнер по ткани и мебели, писатель и теоретик искусства. "Он невысокий, дородный, тучный, очень легкомысленный и грубый в одеждах... экстраординарный пример утонченного, чувствительного гения и вкуса, заключенного в совершенно здоровое тело и нрав." (Генри Джеймс. 1869)
 
 

___________________________    ,,  _________________________

Мои работы – это воплощение мечты в одной форме либо в другой... (Уильям Моррис)
 
 
 
5158259_morris_5_ (486x598, 99Kb)
 
Джордж Фредерик Уотс. Портрет Уильяма Морриса. 1870.
 
Уильям Моррис осуществил и открыл миру художественные и философские идеи Джона Рёскина (1819 - 1900), английского писателя, литературного критика, художника, теоретика искусства. Джон Рёскин  выступал с критикой классического искусства и архитектуры, которая выражала моральную бессодержательность разлагающих последствий промышленной революции, одним из первых осудил промышленное "разделение труда" и "деградацию рабочего в машину". 
 
5158259_morris_gobelen_dyatel (378x700, 263Kb)
 
Уильям Моррис. Гобелен "Дятел". 1885.
 
Моррис стоял у истоков "концепции синтеза" – ключевого понятия нового искусства. Для него понятие красоты неотделимо от верности природе. Познать истину для художника означало приблизиться к природе, для чего в своем творчестве необходимо ей подражать. Идя вслед за Рёскиным, Моррис искал гармонии и единства природы, человека и искусства.
 
5158259_djon_ryoskin (592x700, 359Kb)
 
Моррис был одним из основателей "Движения искусств и ремесел", которое оформилось как художественное направление во второй половине XIX века. Главной идеей "Движения" было возвращение к ручному мастерству как к идеалу прикладного искусства, а также возведение в ранг полноправных искусств книгопечатания, словолитья, гравюры. Всех участников движения объединяло убеждение, что эстетически продуманная среда обитания человека – радующие глаз здания, искусно сработанная мебель, гобелены, керамика – должны способствовать совершенствованию общества в интересах и производителей и потребителей. Моррис ратовал за возвращение к ценностям ремесла, важным еще со времен Средневековья, – "той работе простолюдинов, в которой когда-то участвовали все люди".
 
5158259_morris_eskiz_tkani (640x700, 193Kb)
 
Уильям Моррис. Эскиз ткани с набивным рисунком роз.1883.
 
Выступая на собрании промышленников в 1880 году, Уильям Моррис так сформулировал проблему антигуманного века машин: "Я призываю вас осознать опасность, которой угрожает нам цивилизация. Эта опасность порождена самой цивилизацией. Она заключается в том, что, стремясь предоставить как можно больше жизненных благ части населения, люди лишают человечество красоты жизни..."
 
Еще во время учебы в колледже Моррис познакомился и подружился с Эдвардом Бёрн-Джонсом (1833–1898).   Молодых людей объединила любовь к Средневековью. Летом 1856 года Моррис знакомится с Данте Габриэлем Россетти (1828–1882), которого считал "главной фигурой прерафаэлитского движения". 
 
5158259_rossetti_prozerlina (332x700, 198Kb)
 
Данте Габриэль Россетти. Прозерлина. 1874.
 
Основными чертами полотен творчества Россетти являются эстетизм, эротизм, стилизация форм, культ красоты. Практически во всех поздних работах художника присутствует одна и та же модель – возлюбленная Россетти Джейн Бёрден, супруга Уильяма Морриса. Россетти посвятил Джейн огромное количество полотен, обессмертив ее имя. Он создал идеальный женский образ, наделенный чертами романтической средневековой красоты, который продолжал жить в произведениях художников стиля модерн.
 
5158259_rossetti_lubov_dante (700x689, 209Kb)
 
Данте Габриэль Россетти. Любовь Данте. 1859.
 
Декоративизм этой картины вдохновлял художников модерна. Пространство заменено плоским орнаментом. Лучеподобные линии струятся из нимба вокруг головы Христа, а все небо вокруг центральной фигуры поэта усеяно звездами. Возлюбленная Данте Беатриче смотрит на него, обрамленная закругленным месяцем.
 
Россетти  дал согласие на работу в созданном Моррисом журнале "Oxford and Cambridge Magazine", продолжавшем дело журнала прерафаэлитов "Росток". Моррис публиковал в нем свои поэтические произведения и статьи по теории декоративных искусств. Сам журнал просуществовал недолго, но сотрудничество с Россетти продолжалось. Увлечение Морриса легендами о короле Артуре вдохновило его  на создание одного из самых удачных литературных проектов прерафаэлитов – сборника "Защита Гвиневеры и другие стихи", вышедшего в 1858 году.
 
5158259_morris__koroleva_gvinevera (280x700, 182Kb)
 
Уильям Моррис. Королева Гвиневера. 1858.
 
Уильям Моррис, как и многие другие члены братства прерафаэлитов часто обращался к сюжетам легенд о короле Артуре. Гвиневера, супруга легендарного короля Артура, – один из первых и эталонных образов Прекрасной Дамы. Благодаря жесткому волнистому контуру изображения это полотно имитирует витраж, излюбленную технику мастерских  Морриса.
 

___________________________    ,,  _________________________

Простота жизни, даже насущной, – не бедность, а сама основа изысканности. Эту простоту вы можете сделать настолько дорогой, насколько вы желаете или имеете возможность. (Уильям Моррис) 
 
 
Карьера  Морриса как художника-прикладника началась с решения отказаться от архитектуры ради живописи, однако единственная известная станковая работа Морриса – картина "Королева Гвиневера или Прекрасная Изольда", изображавшая его жену Джейн Бёрден в богато украшенной одежде среди идеального прерафаэлитского  интерьера. В этой картине была запечатлена культура жилища, проповедуемая прерафаэлитами.  
 
5158259_morris__koroleva_gvinevera_ili_prekrasnaya_izolda (478x700, 294Kb)
 
Для своей квартиры  в Лондоне Моррис впервые спроектировал мебель – "крайне средневековую мебель...  крепкую и тяжелую, как каменные глыбы". Эти простые предметы, без сомнения, вдохновленные ремесленными идеалами Рёскина, были созданы под руководством архитектора Филиппа Уэбба. Затем Моррис полностью забросил живопись и занялся обустройством  своего нового "Красного дома", который Филипп Уэбб построил для него в 1859 году в Бексли–Хис в графстве Кент.
 
5158259_krasnii_dom (700x345, 229Kb)
 
Филипп Уэбб. Вид на восточный фасад "Красного дома". 1859.
 
Стены из красного кирпича (в тот период его использование казалось смелым решением) были возведены за год, но, конечно, на внутреннюю отделку и оформление потребовалось больше времени. Моррис хотел, чтобы мебель и остальные предметы интерьера были выполнены вручную.
 
5158259_spalnya_morrisa (525x700, 336Kb)
 
Спальня Уильяма Морриса в поместье Кельмскотт. Ок. 1862 года
 
Невозможность приобрести необходимые вещи для оформления своего дома побудила Морриса создать в 1861 году собственную компанию.
Моррису принадлежит  огромная роль в создании образа жилища, который теперь принято называть  "английским стилем". Уильяма Морриса интересовала не просто красота вещи, а ее органичная соразмерность собственному окружению, в котором, в свою очередь, не должно было быть ничего лишнего.
 

___________________________    ,,  _________________________

Не имейте ничего в своих домах такого, что бы вы не считали полезным или красивым... (Уильям Моррис) 
 
 
Уильям Моррис объединил  художников–прерафаэлитов – Уэбба, Россетти, Бёрн-Джонса и Брауна – в мастерской, где проектировались и изготовлялись  по заказам всевозможные предметы – от фресок до цветного стекла и мебели, от вышивки до изделий из металла и резного дерева. 
 

___________________________    ,,  _________________________

Величайшая сторона искусства – это искусство будничной жизни...
То, что было мечтой ранее, теперь стало вещами таким полезными и необходимыми для нас, что мы вряд ли думаем о них больше, чем о дневном свете: хотя прежде люди должны были жить без них, даже без надежды о них... (Уильям Моррис) 
 
 
Преследовалась цель создать "синтетическое произведение искусства". Мастерская осуществила ряд крупных заказов, когда одновременно с архитектурным проектом разрабатывались все элементы интерьера.
 
5158259_interer_spalni (700x507, 94Kb)
 
Интерьер спальни в поместье Станден. 1890-е годы.
 
Поместье Станден – образцовый английский дом, интерьеры которого являются примером воплощения традиций "Движение искусств и ремесел".  Вся мебель, элементы декора и фурнитура изготовлены фирмой Уильяма Морриса.
 

___________________________    ,,  _________________________

...первое здание новой художественной культуры, первое здание, задуманное как целое внутри и снаружи, – самый первый пример  в истории современного дома. (Герман Мутезиус. Из книги "Английский дом")
 
 
5158259_morris_knijnii_shkaf (351x700, 195Kb)
 
Уильям Моррис и Ко. Книжный шкаф. Ок. 1860-х.
 
Созданная в 1861 году фирма "Моррис и Ко" выпускала обои, ткани, витражи, шпалеры и мебель ручной работы. Моррис и его единомышленники пытались вернуться к великолепию Средних веков. 
 
5158259_titylnii_list (524x624, 144Kb)
 
Титульный лист каталога обоев "Моррис и Ко".
 
Использовавшая только квалифицированный ручной труд фирма имела успех; продукция ее хорошо раскупалась. Процветание мастерской заставило Морриса в 1864 году оставить идиллический "Красный дом"  и навсегда переехать в Лондон.
 
5158259_obrazci_oboev (607x700, 462Kb)
 
Образцы обоев и текстиля фирмы "Моррис и Ко".
 
Моррис стремился  противопоставить обезличенному машинному производству индивидуальное творчество, возродить вытесненные капиталистической индустрией традиции народного ремесла и таким образом решить актуальные проблемы декоративно–прикладного искусства. В известном смысле Моррис закладывал основы художественного конструирования – современного промышленного дизайна, выдвигая на первый план роль мастера-творца. 
 
5158259_morris_eskiz_oboev (640x700, 456Kb)
 
Уильям Моррис. Эскиз обоев с рисунком виноградной лозы. 1858–1859.
 
Изделия мастерских Морриса, оформленные им интерьеры отличаются функциональной оправданностью и тектонической уравновешенностью композиции, четкостью орнамента, стилизующего растительные мотивы, сдержанностью цветовых сочетаний; рядом черт они предвосхищают стиль модерн. Деятельность мастерских способствовала  возрождению английского декоративно–прикладного искусства.
 
5158259_para_stylev (567x700, 324Kb)
 
Уильям Моррис (дизайн, концепция), Эдвард Бёрн-Джонс, Данте Габриэль Россетти (декор).
Пара стульев с высокой спинкой. 1856.
 
В начале XIX столетия назрела необходимость реставрации средневековых витражей. Хрупкая, эфемерная красота готических витражей была одним из истоков, питавших творчество прерафаэлитов. С восстановлением витражей начинал свою деятельность в области прикладного искусства Уильям Моррис. Над эскизами вышедших из фирмы "Моррис и Ко" витражей работали Данте Габриэль Россетти, Уильям Моррис и Эдвард Бёрн-Джонс.
 
5158259_morris_vayanie (605x700, 409Kb)
 
Уильям Моррис и Ко. Ваяние. 1862. Из серии витражей, посвященной медовому месяцу короля Рене.
 
У прерафаэлитов , как и у мастеров модерна, витраж перестает быть перепевом прошедшего, декоративной игрушкой, призванной только украшать интерьер, и снова становится неотъемлемой частью архитектуры.
 
5158259_morris_jivopis (597x700, 393Kb)
 
Уильям Моррис и Ко. Живопись. 1862. Из серии витражей, посвященной медовому месяцу короля Рене.
 
Моррис понимал, что, несмотря на попытки создавать доступные вещи, созданная им фирма, производившая по-настоящему красивые предметы быта, работает только на богатых. 
 
5158259_dyorl_shirma (648x700, 431Kb)
 
Джон Дёрль. Трехстворчатая ширма. Ок. 1885–1890.
 
Он столкнулся с дилеммой, коснувшейся всех ремесленников Европы и США, связанных с "Движением искусств и ремесел": изделия ручной работы намного дороже фабричных и, стало быть, недоступны людям среднего достатка.
 
5158259_gobelen_les (700x245, 78Kb)
 
Уильям Моррис, Филипп Уэбб, Джон Дерль. Гобелен "Лес". 1887.
 
В утопии "Вести из неоткуда", вышедшей в 1891 году, Уильям Моррис описывал идеальное общество будущего: "Мы производим товары только потому, что в них есть необходимость. Люди работают для себя и своих соседей, а не для какого-то абстрактного "рынка"...  
 
5158259_yebb_zayac (430x700, 214Kb)
 
Филипп Уэбб.  Рисунок зайца для гобелена "Лес". 1887.
 
Так как нас не заставляют делать огромное количество бесполезных вещей, у нас есть время и возможности думать о том, чтобы их изготовление доставляло нам удовольствие. Вся работа, которую неприятно делать вручную, выполняется совершенными механизмами".
 
5158259_yebb_kreslo_morrisa (700x550, 288Kb)
 
Филипп Уэбб. Кресло Морриса. Ок. 1865.  Данте Габриэль, Россетти. Стул. 1864–1865.  
 
Рассуждая о творчестве, Моррис писал: "...все, что делается человеческими руками, имеет форму либо прекрасную, либо уродливую; прекрасную, если она гармонирует с природой и соответствует ей; уродливую, если она не соответствует природе и извращает ее. <...> В том-то и заключается прелесть декоративности и главная ее особенность близости к природе; именно для этой цели сплетаются изумительные затейливые рисунки, выдумываются странные формы, которые издавна доставляли наслаждение людям, – формы и рисунки, которые не обязательно копируют природу, но при создании которых рука мастера действует как сама природа, пока ткань, чашка или нож не станут выглядеть столь же естественно и столь же привлекательно, как зеленое поле, берег реки или черный камень".
 
5158259_morris_rozi (700x565, 466Kb)
 
Уильям Моррис. Розы. Набивная ткань. 1883.
 
В 1890 году Моррис и Бёрн-Джонс основали издательство "Кельмскотт Пресс", которое выпускало произведения с иллюстрациями, выполненными в стиле старинных книжных миниатюр. 
 
5158259_izdat_marki_1_ (403x700, 210Kb)
 
Первая издательская марка "Кельмскотт Пресс". 1890. 
Издательская марка "Кельмскотт Пресс" из "Истории сверкающей долины". 1891
 
Первым изданием "Кельмскотт Пресс" стал роман Уильяма Морриса "История сверкающей долины", увидевшей свет в мае 1891 года. Книга была набрана нарисованным Моррисом шрифтом, основой которого послужила антиква   венецианского типографа  XV столетия Никола Жансона. Шрифт назвали "золотым". Его изящные формы восхищали специалистов, читался он превосходно и органично сочетался с иллюстрациями. Благодаря Уильяму Моррису книгу стали  воспринимать как  целостное произведение искусства.
 
5158259_razvorot_izdaniya (700x477, 347Kb)
 
Разворот издания  "История сверкающей долины". 1891.
 
"Во всех случаях внутренне поле страницы должно быть самым узким, верхнее – несколько шире, внешнее еще шире, а нижнее – самым широким. В средневековых книгах – как рукописных, так и печатных – никогда не допускалось отклонений от этого правила. Современные же печатники постоянно пренебрегают им, исходя, по-видимому, из убеждения, будто ощущение цельности книги создает страница, а не весь разворот". (Уильям Моррис)
 
5158259_odi_goraciya (497x700, 365Kb)
 
Уильям Моррис, Эдвард Бёрн-Джонс, Чарльз Мюррэй. Оды Горация. Иллюстрированная страница. 1874. 
 
Моррис представлял искусство книги как синтез литературы и декоративного искусства, искусство шрифта, каллиграфии. Под идеальной книгой он понимал  синтетическое произведение искусства, выполненное согласно свободной воле ее творца.
 
5158259_yilyam_bleik (459x700, 122Kb)
 
Уильям Блейк. Песни Невинности и Опыта. Иллюстрированная страница. Ок. 1789.
 
Уильям Блейк – романтический символист и пионер многих  ведущих к модерну тенденций – ввел в действие новое шрифтовое оформление, при котором – впервые со времени Средневековья – шрифт и декоративные элементы составили общий иллюстрированный ансамбль. Подобные клубам дыма арабески поднимаются от нижнего угла листа и пронизывают всю страницу, охватывая текст; сказочно парящие образы увязаны с причудливым движением, из которого как бы случайно выкристаллизовываются стебли листьев.
 
5158259_izdat_marka_razvorot_izdaniya (700x407, 72Kb)
 
Разворот страницы "Кельмскотт Пресс" . 1892.
 
"Предметом моих поисков были литеры ясной формы, строгие и цельные, без ненужных украшений, без контраста между утолщенными и тонкими штрихами и, наконец, не слишком убористые...
Я всегда рассматривал мои орнаменты как составную часть наборной полосы". (Уильям Моррис)
 
 
"Искусство модерна"


 

 

 

Серия сообщений "Искусство модерна":
Часть 1 - Модерн ЭРТЕ
Часть 2 - Модерн в русской архитектуре на рубеже XIX и ХХ в.
...
Часть 7 - Михаил Врубель (1856-1910), многожанровый художник, яркий представитель русского модерна
Часть 8 - Искусство модерна. Британский художник Эдвард Бёрн-Джонс (1833 - 1898)
Часть 9 - Уильям Моррис (1834–1896), английский художник-авангардист, приверженец идей прикладного искусства. Братство прерафаэлитов
Часть 10 - Графический дизайнер Отто Эккманн (1865-1902), способствовавший рождению термина "Югендстиль"
Часть 11 - Сатирические работы в стиле модерн немецких графиков Бруно Пауля (1874-1968) и Томаса Теодора Хейне (1867-1948)
...
Часть 16 - Эпоха модерна. Новый быт
Часть 17 - Мода предпочла бижутерию. Наследство эпохи модерна
Часть 18 - Австрийский художник Густав Климт (1862-1918) - "Поцелуй"

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку