-Рубрики

 -Метки

1 сентября аквариум аквариумные рыбки актеры альфред сислей ампир анастасия аппликация балет барков а билибин и.я. болеро бумажная кукла бумажные куклы василий кандинский виджет выпечка вязание гимнастика города городской пейзаж гортензия давыдов денис дамские аксессуары десерт дети детская книга диета елочные игрушки жакет вязаный женские портреты женский живописный портрет женский образ живопись животные жилет вязаный журнал техника-молодежи зарядка зимний пейзаж история урала казанский собор календари книжка-кукла кофточка вязаная кошки кукольная миниатюра кукольный домик кулич кухонная утварь лампы настольные лекарственные растения ленин летний дворец летний сад маска для лица меры ягод мода молодогвардейцы музыка мюллер в мясные блюда мята надкроватные пологи напитки народная медицина народные приметы настойки новый год ноты овощи овощные блюда открытки открытки новогодние парфюмерия пасха пейзаж песни ссср петушок платье поговорки пологи надкроватны поль сезанн портрет пословицы посуда поэты пушкинской эпохи прически пророки прошлого пьер боннар рамки раскраски рассказ рассказы для детей рассказы о природе революция 1917 реклама реклама табака репин рецепты блюд рождество романтизм россия русский быт рыжиков а садовый дизайн салаты санкт-петербург сказка сказки скачать славянская мифология слова песни снеговики советы косметолога ссылки стихи стихи детские супы тачанка торты украшения уход за волосами фотоэффекты франческо гварди хруцкий иван фомич художник иванов ю в художник петров м цветы цитаты чай черно-белый рисунок шаль шапочки шоппинг шторы шьем платье электронная книга электронные книги эпоха модерна эффекты текста юбка юбка вязаная язык цветов языков якоб ван рейсдал ян ван гойен

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Лилия_Евгеньевна


Русские былинные богатыри. Мифы и предания

Среда, 08 Апреля 2020 г. 18:23 + в цитатник

5158259_Nikolai_Rerih__Svyatogor (424x700, 236Kb)

Николай Рерих. Святогор
 
 
Святогор – огромный великан, "выше леса стоячего"; его с трудом носит Мать Сыра-Земля. Он живет на высоких Святых горах; когда он идет, земля и леса колышутся, реки выливаются из берегов.
Как-то раз Святогор хвалился, что если б было кольцо в небе, а другое в земле, то он перевернул бы небо и землю. Это услышал богатырь Микула Селянинович и бросил на землю сумку, в которой была заключена "вся тягость земная".
 
 
Святогор тщетно пытается сдвинуть сумку, погружается в землю по колено и здесь, не одолев "тяги земной", кончает свою жизнь. В другой версии былины Святогор не умирает, а Микула Селянинович поднимает сумку одной рукой, сообщая, что в ней находится "вся тягость земная", которая под силу только мирному, трудолюбивому пахарю.
 
 
5158259_Mihail_Vrybel__Mikyla_Selyaninovich_ (700x331, 64Kb)
 
 
 
В другой былине Илья Муромец под дубом в чистом поле находит богатырскую постель. Он засыпает на ней. На третий день конь разбудил Илью и посоветовал спрятаться на дубу. Тут появился Святогор на коне, держа на плечах хрустальный ларец со своей женой-красавицей. Когда Святогор заснул, жена его соблазнила Илью Муромца и затем спрятала в карман Святогора.
 
 
5158259_Ilya_Myromec (700x390, 56Kb)
 
Степан Гилев. Илья Муромец
 
 
Былина "Илья Муромец и Идóлище"
 
"Надвинулась на Киев-град беда великая: подступило к нему войско басурманское, войско хана татарского Идолища...  А Илья Муромец в родительском доме живёт. Почуял он издали, что беда стряслась над Киевом. Сел на своего добра коня и поехал проведать, не нужна ли его помощь родной земле..." 
По дороге встретил Илья нищего, переоделся в лохмотья, чтобы его не узнали.
"— Пришёл я поглядеть на тебя, царь Идолище, каков ты есть.
Усмехается Идолище.
— Что ж, гляди. Я тебя не гоню.
— Нерадостную весть несу я тебе, царь Идолище,— Илья говорит, —ведь Илья Муромец жив, здоров, завтра хочет в Киев вернуться.
— А велик ли ростом ваш Илья? Много ли ест, пьёт? —Идолище спрашивает.
Отвечает богатырь:
— Ростом с меня будет, а ест хлеба —по ломтю в обед, пива пьёт —один стакан.
— А я, —Идолище говорит, —хлеба ем по семи пудов, мяса —быка на обед, пива пью за один раз - полтора ведра.
Рассмеялся Илья Муромец:
— Что ж! У моего света-батюшки была корова прожорливая. Тоже много ела. Да под конец у неё пузо треснуло.
Обиделся Идолище. Размахнулся, кинул свой кинжал в Илью —да не попал. А Илья бросил в него шапкой своей. И ударила та шапка Идолище прямо по маковке. Вылетел татарин из окна на улицу. Илья за ним выбежал. Начал бить-крушить силу вражескую. Прогнал татар вон из Киева".  (Пересказала Н.П. Колпакова)
 
Когда Святогор проснулся, он отправился в путь; конь же сказал Святогору, что ему тяжело: до сих пор он возил богатыря с женой, теперь везет двух богатырей. Святогор нашел Илью и, расспросив его, как он попал туда, убил неверную жену, а с Ильей побратался. На пути у Северной горы богатыри увидели гроб с надписью: "Кому суждено в гробу лежать, тот в него и ляжет". Гроб оказался велик для Ильи, а за Святогором захлопнулась крышка, и тщетно он пытался выйти оттуда. Передав часть своей силы и меч Илье, он велел рубить крышку гроба, но гроб только крепче закрывался.
 
 
5158259_Mihail_Vrybel__Bogatir (423x700, 258Kb)
 
Михаил Врубель. Богатырь
 
 
Митрополит Иоанн указывал на харизматичную преемственность богатырства в былине "Смерть Святогора". Древний (языческий) воин передает свою силу Илье Муромцу, богатырю христианского века.
 
Говоря о героическом эпосе, публицист  И. Л. Солоневич (1891–1953), подметил очень существенную черту, которая отличает мифологическое сознание славян от многих других...  "...Наши богатыри "честно и грозно" стоят на страже земли русской, живут в несокрушимой дружбе – и если Илья Муромец посмеивается над Алешей Поповичем, то это делается в порядке дружеского зубоскальства. Если Васька Буслаев и хулиганит, то беззлобно, просто от избытка сил, да и то потом кается. Здесь все светло, ясно, дружественно. 
 
5158259_Andrei_Ryabyshkin__Vasilii_Byslaev (490x700, 282Kb)
 
Андрей Рябушкин. Василий Буслаев
 
 
В германском былинном эпосе "Песни о Нибелунгах" – зависть и предательство, убийство из-за угла, яд, зависть, взаимоистребление...  И в конце этой героической эпопеи герои пьют кровь убитых товарищей,  и гибнут все – гибнут не в борьбе с внешним врагом, а истребляя друг друга до последнего – чтобы "золото Рейна" не досталось никому...  Гибнут не в честном бою за родину, за защиту своих полей и сел, детей и жен..."
 
Воинская доблесть – одна из главных черт русского богатыря.  Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский говорил о былинах как о зеркале самосознания народа и русской души. 
 
 
В. Артемов
 


 

 

Рубрики:  Мифы, легенды, предания
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку