-Рубрики

 -Метки

1 сентября агния барто адрианов с аквариум аквариумные рыбки актеры алмаз хоупа альфред сислей анри матисс аппликация балдахин балет барков а бернардо беллотто бижутерия ботвинья бумажная кукла бумажные куклы ванная винсент ван гог вострецова анастасия выпечка вязание гимнастика города городской пейзаж густав климт гюбер робер давыдов денис дамские аксессуары десерт дети детская книга диета духи елочные игрушки жакет жакет вязаный женские портреты женский живописный портрет женский образ живопись животные жилет вязаный журнал техника-молодежи зарядка зверушки зимний пейзаж зубная щетка история история урала календари клод лоррен книжка-кукла кофточка вязаная кошки кукла кукольная миниатюра ламбрекен лекарственные растения лексикон моды ленин летний дворец липовый чай манилова л маска для лица маски для лица массаж маяковский медали мода молодогвардейцы мюллер в мясные блюда мята награды напитки народная медицина народные приметы никола пуссен новый год ноты овощные блюда отвар липы открытки открытки музыкальные открытки новогодние парфюмерия пасха пейзаж песни ссср петушок плакаты платье поговорки портрет прически пророки прошлого пыльник рамки рассказы для детей рассказы о природе революция 1917 реклама рецепты блюд русский быт рыжиков а садовый дизайн салаты сервировка сказка сказки скачать славянская мифология советы косметолога ссылки стихи стихи детские стихи про аквариум супы торты украшения уход за волосами фотоэффекты франсуа буше хруцкий иван фомич художник иванов ю в художник петров м цветы чай черно-белый рисунок шаль шапочки шторы шьем платье электронная книга эпоха модерна эффекты текста юбка юбка вязаная ян ван гойен ярлыки

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Лилия_Евгеньевна


Четвероногий грибник. Светлый и печальный рассказ

Понедельник, 02 Марта 2020 г. 21:05 + в цитатник

 

5158259_kniga_ (368x423, 26Kb)

 

В начале зимы, выходя из дома, я встретил на лестнице маленького щенка. Прижавшись к крыльцу, он дрожал всем телом, поджимал от холода то одну, то другую лапку и тоненько повизгивал.
Я взял щенка и принес его на кухню. где накормил его и обогрел. Затем, открыв дверь подполья, пустил собачку туда. Подполье нагревалось печкой и освещалось электричеством; в зимнее время в нем помещались куры. Собачке, видимо понравилась ее новая "квартира". Она вела себя там смирно, не скулила. Лишь изредка подавала о себе знать негромким лаем. Пищу получала в одно  время с курами и жила с ними в ладу. При моем появлении щенок поспешно бросался ко мне, радостно прыгал. ластился, лизал мои руки, выражая этим благодарность. Все больше привыкал к своему питомцу и я.
 
 
 
Наступил апрель, повеяло теплом. Еще в марте прилетели грачи, вскоре в садах запели скворцы, в полях - жаворонки. Настало время освободить щенка из неволи, выпустить из подвала. В один из выходных дней я перенес его в дровяной сарай. За зиму щенок мало прибавился в росте. Он был рыженький, голенастый, невзрачный на вид, но очень увертливый и ласковый.
 
Я дал ему кличку Майка и стал обучать. Собачка оказалась на редкость сметливой. Недели через три она научилась прыгать через обруч, стоять на задних лапах, отыскивать спрятанные вещи.
 
Майка забавляла меня, удивляла своей понятливостью и исключительным чутьем. Никуда не убегала со двора. Днем при стуке в калитку Майка раза два тявкнет тоненьким голоском и потом стремглав бежит на кухню, берет зубами меня за руку и с силой тянет за собой на улицу встречать незнакомца. А ночью каждый подозрительный шорох заставлял Майку лаять. Сторожем Майка была прекрасным. 
 
Уже кончилась весна. Пришло долгожданное лето. Отцвели полевые весенние цветы. Показались ароматные лесные ягоды: земляника, черника, малина. Вслед за ними появились и первые грибы.
 
Наступила лучшая пора для грибника, и я стал ходить в лес. Собаку я не брал с собой: "Выслеживать дичь ее не приучишь: порода не охотничья - простая дворняжка. Притом - такая маленькая. Не она испугает зайца, а он ее".
 
Но однажды Майка все-таки увязалась со мной. Она догнала меня далеко за городом, радостно прыгала и кружилась. Мне ничего не оставалось, как взять ее в лес. В лесу она без устали бегала за птицами, без причины лаяла. резвилась. Я уже стал было сетовать на себя, что не прогнал собаку. Но тут вдруг меня осенила мысль: "А не поучить ли ее искать грибы?"
 
Я позвал Майку к себе и дал ей обнюхать найденные мною сыроежки и петушки. При ней снимал грибы и клал в корзину. А потом незаметно кидал их в разные места в надежде, что собака догадается, чего я от нее добиваюсь. Но Майка бегала около грибов, не обращая на них внимания.
 
Промучившись весь день, огорченный напрасной потерей времени, я вышел из леса.
На следующий день, отправляясь за грибами, я опять оставил собаку дома. Но только я углубился в лес, как неожиданно появилась Майка. Каким образом она выскочила из запертого сарая? Как она могла найти меня в лесной глуши?
 
Поласкав собаку, я дал ей кусок сахару и снова стал обучать искусству находить грибы. Но и на этот раз ничего путного из моей затеи не вышло. Правда, Майка, заметив грибы, подбегала к ним и обнюхивала, но тут же убегала дальше. Впрочем, это все же вселило в меня некоторую надежду. Я чаще стал брать собаку в лес, обучая ее искать грибы.
 
Время подвигалось к осени. В лесу стали появляться белые грибы. И я решил попытаться натаскивать Майку на белые грибы. Опять давал их обнюхивать, найдя гриб, клал на его шляпку маленький кусочек сахару, в сняв гриб, позволял собаке съесть сахар.
Дело пошло успешнее. Обнаружив белые грибы она поворачивала голову в мою сторону, ища меня глазами. А когда я подходил к ней, она виляла хвостом, дожидаясь подарка. Я снимал грибы и тут же угощал ее сахаром.
Но все же это было не то, чего я добивался. Мне хотелось, чтобы собака, найдя гриб, подзывала меня лаем, и, наконец, после долгих усилий, я достиг этой цели.
 
Однажды Майка, разыскав белые грибы, долго стояла около них и смотрела в мою сторону, как бы приглашая меня. Я хорошо видел это, но умышленно не подходил к собаке, ожидая, как она поведет себя дальше. Собака не вытерпела и, к моей радости, тявкнула. Поспешно подойдя к ней, я снял гриб и угостил Майку сахаром.
С тех пор собака стала старательным грибником.
 
Наступила поздняя осень. Кроме белых грибов, в пригородных лесах Подмосковья появились грузди и боровые рыжики. Я обучил Майку находить и эти грибы, по их пряному запаху. Другие грибы она будто не замечала, несмотря на то, что некоторые виды сыроежек скусывала и ела. Лакомилась она и лесными ягодами: земляникой и черникой. Особенно любила сочную малину. Но от брусники и костяники отказывалась - выплевывала их.
 
Восемь лет Майка была моей верной помощницей по сбору грибов. Я неторопливо ходил по лесу, слушал лай собаки и собирал найденные ею грибы. В какие-нибудь два-три часа моя корзинка наполнялась доверху благодаря старанию четвероногого друга.
 
Однажды, собирая белые грибы в березовой роще, я увидел у можжевелового куста свернувшуюся кольцом гадюку. Услышав мои шаги, она развернулась, угрожающе зашипела и поползла под куст. Я ударил змею палкой, но она продолжала шипеть, извиваться и ползти дальше. Тут, откуда ни возьмись, подбежала Майка и схватила гадюку за хвост. Змея моментально вскинулась и ужалила Майку в морду, около правого глаза.
 
Собака взвизгнула, замотала головой и, отбежав в сторону, начала скрести лапами место укуса. Я тем временем еще несколько раз ударил змею палкой, наконец убил ее и, сразу же подойдя к собаке, начал выдавливать кровь из ранки и тереть место укуса лесной жгучей крапивой. Но змеиный яд действовал быстро.
Майка присмирела, опустила хвост, высунула язык и тихонько поплелась за мной. Ее морда и голова заметно распухли, а изо рта шла слюна. Видно было, что собака сильно страдала. Но мне нечем было помочь своему другу. Скоро собака так ослабла, морда ее так опухла, что она ничего не видела и не могла идти. Некоторое время я нес собаку на руках. Наконец ей стало совсем плохо.
Сойдя с дороги к одинокой развесистой березе, росшей на берегу лесного ручья, я положил собаку около дерева. Скоро наступила смерть.
Я тут же  под березой выкопал ямку и зарыл собаку.
 
 
А. Рыжиков
1961


 

 

Серия сообщений "Животный мир":
Часть 1 - Животные и их хозяева
Часть 2 - Царь зверей
...
Часть 24 - Четвероногие телепаты
Часть 25 - Печенье для панды
Часть 26 - Четвероногий грибник. Светлый и печальный рассказ
Часть 27 - Птица лебедь - символ красоты и верности
Часть 28 - Лучший певец среди птиц, стоивший целого купеческого состояния
...
Часть 36 - Как поживают в июле отдельные представители дикой природы
Часть 37 - Приметы августа в мире фауны. Природный календарь
Часть 38 - Кошка – пушистая чаровница, лекарь, колдунья

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку