-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Лилия_Евгеньевна

 -Метки

1 сентября агния барто адрианов с аквариум аквариумные рыбки актеры аппликация балдахин барков а бернардо беллотто бижутерия ботвинья бумажная кукла бумажные куклы ванная вербное воскресенье выпечка вяжем жилет детям вяжем платье детям гимнастика города городской пейзаж готика густав климт гюбер робер давыдов денис дамские аксессуары декор десерт дети детская книга диета елочные игрушки жакет жакет вязаный женские портреты женский живописный портрет женский образ живопись жилет вязаный журнал моды журнал техника-молодежи запеканки зарядка зимний пейзаж зубная щетка история урала календари камиль коро каспар фридрих книжка-кукла комиксы кофточка вязаная кошки кукольная миниатюра ламбрекен лекарственные растения лексикон моды ленин манилова л маска для лица массаж машинная вязка маяковский медали меры ягод мода мода древнего египта модерн мюллер в мясные блюда напитки народная медицина народные приметы новогодние костюмы новый год ноты овощные блюда открытки открытки музыкальные открытки новогодние панов э п парфюмерия пасха пейзаж песни ссср петушок плакаты платье полог из штор портрет поэты пушкинской эпохи прилежаева мария прически пророки прошлого пыльник рамки рассказы для детей рассказы о природе рауль дюфи революция 1917 реклама ренессанс рецепты блюд русский быт рыжиков а садовый дизайн салаты сервировка сказка сказки славянская мифология советы косметолога ссылки стихи стихи детские стихи про самовар супы театр теодор руссо торты украшения урал уход за волосами училище гнесиных фотоэффекты хруцкий иван фомич художник иванов ю в художник петров м цветы чай черно-белый рисунок шаль шапочки шарф шляпки шторы шьем платье электронная книга эпоха модерна этикетки эффекты текста юбка юбка вязаная юбка годэ ярлыки

 -Рубрики


Иван Фомич Хруцкий (1810 - 1885). История жизни и творчества (часть 5). Портреты церковных деятелей, их окружения. Драматическая семейная история

Понедельник, 02 Марта 2020 г. 17:08 + в цитатник

5158259_I__F__Hryckii_1810__1885__portret_i_semashko_1830e (512x700, 240Kb)

И. Ф. Хруцкий (1810 - 1885). Портрет И. Семашко. 1830-е.
 
 
В 1830-е годы Иван Хруцкий запечатлел высших иерархов униатской церкви: митрополита - "Портрет И. Булгака" (1938), председателя Белорусской консистории, епископа Мстиславского и Литовского - "Портрет И. Семашко" (1830-е) и епископа Полоцкого Василия Оршанского (Лужинского).
 
 
 
За этими благообразными изображениями стоит драматическая семейная история, тесно переплетенная с историей Беларуси. После польского освободительного восстания 1830 года, в котором приняли активное участие католики и члены монашеского базилианского  ордена, часть высшего униатского клира, обратившись к императору Николаю I и получив его одобрение, начала проводить политику воссоединения униатской и православной церквей. Эти действия встретили резкий отпор со стороны части униатского нижнего священства. Отец Художника, Фома (Томаш) Хруцкий, вместе с другими грекокатолическими священниками подписал петицию против насаждения православия. 
 
13 августа 1837 года Белорусская консистория на неопределенное время наложила "вплоть до исправления" епитимью (наказание) на Фому Ивановича, отправив его в Махировский  монастырь за "пьянство в корчме  вместе с народом" и "за величайшие в Усайской его церкви беспорядки и за неимоверную также неопрятность и запущение в оной, происходящие единственно от нерадения священника Хруцкого", выявленные в ходе проверки в 1837 году. Священников не судили по гражданским законам, а накладывали духовное наказание. Епитимья за подобный грех предполагала суровый пост - хлеб и воду, беспрерывные моления под замком, а иногда даже и сидение на цепи в кандалах. Иван Хруцкий начал хлопотать о судьбе отца и написал прошение митрополиту униатской церкви Иосафату Булгаку о помиловании родителя.
 
Епископ Василий Оршанский, отправивший Фому Ивановича в монастырь на исправление, освободил того через три месяца "по преклонности лет" (священнику было пятьдесят семь) еще до того, как пришло распоряжение митрополита Булгака вернуть Хруцкого в Усайский приход. Через два года, в год воссоединения униатской и православной церквей, отец Хруцкого скончался. 
Сам Иван Фомич в 1839 году стал "воссоединенным", то есть перешел в православие.
 
В благодарность за участие в судьбе родителя Хруцкий написал плртрет митрополита Булгака, позже повторив его еще два раза. Первый создан с натуры, за несколько месяцев до смерти митрополита, второй - уже после его смерти, а третий (несохранившийся) - по заказу для архиерейского дома в Вильно. Портрет Булгака - трагичен по звучанию, если знать контекст его создания. 
 
 
5158259_I__F__Hryckii_1810__1885__portret_i_bylgakova_1838 (547x700, 293Kb)
 
И. Ф. Хруцкий (1810 - 1885).  Портрет И. Булгака. 1938.
 
 
Униатский владыка изображен в парадном одеянии, со всеми регалиями и орденами. "Латинянин" Иосафат Булгак осознавал, что является последним униатским митрополитом. Его ближайшее окружение - Иосиф Семашко и Василий Лужинский, опираясь на правительственную поддержку, почти открыто готовило процесс воссоединения с православной церковью, зная, что "митрополиту было это не по сердцу". Восьмидесятилетний Булгак чувствовал, что Семашко и Лужинский ждут лишь его смерти, чтобы осуществить намеченное. Митрополит умер через три месяца после написания портрета и был похоронен в православной церкви монастыря Сергиевской пустыни, что вызвало негодование униатского клира. Даже Семашко - главный идейный оппонент Булгака - был недоволен этим решением властей, считая его недальновидным.
 
Хруцкому удалось передать трагизм положения митрополита, используя все средства парадного портрета. Художник пишет человека заслуженного, достойного, награжденного, величественного в своей старости, умудренного опытом. Человека на пороге смерти в размышлении о смысле жизни. Мастер опирается на традиции так называемого типа сарматского портрета, не признающего приукрашивания модели. Поэтому все особенности внешности Иосафата изображены с протокольной точностью, тщательно выписаны мельчайшие детали облачения и орденов, детали второго плана, даже рукописный текст книги.
 
Для портрета Иосифа Семашко (см. в заголовке) Хруцкий выбрал и меньший размер полотна, и иной композиционный формат - не поколенный, как у Иосафата Булгака, а поясной. Семашко изображен на фоне красной драпировки в три четверти с тщательно выписанными орденами и панагией.  У него моложавое, красивое, властное лицо уверенного в себе амбициозного человека, сделавшего за несколько лет  блистательную карьеру от священника до председателя консистории. В молодости Иосиф не чуждался светской жизни - читал исторические романы модного тогда Вальтера Скотта, посещал театры, играл в карты 'ромель-пикет',    был вхож в общество, изучал живопись на выставках. 
 
Иван Хруцкий даже не мог предвидеть, какую роль сыграет этот человек в его жизни всего через несколько лет. Портрет понравился Семашко: впоследствии, судя по надписи, он подарил его своему ближайшему сподвижнику - мужу любимой младшей сестры Елены, протоирею Виктору Гомолицкому.
 
С каким чувством Хруцкий, сын пострадавшего за веру униатского священника, писал портреты бывшего униатского клира, а ныне гонителей веры отца?  Поддерживал ли он их или вынужден был сотрудничать ради заработка и спокойствия семьи?  Сейчас сказать невозможно...
 
Начиная с 1846 года Иван Хруцкий много и плодотворно работал в Вильно и Ковно (Каунасе) - западных губернских городах  Российской империи. В Вильно его пригласил уже митрополит Литовский Иосиф Семашко, переехавший туда из Петербурга. "Я устраиваю архиерейский дом под Вильно. Возле дома будет церковь, и я желал бы ее отделать как иожно изящнее - Вы знаете, как я люблю живопись", - написал он художнику, предлагая за работу тысячу рублей серебром, свою квартиру и "стол без всяких претензий". Семашко последовательно и твердо воплощал в жизнь теорию "западнорусизма", проводил политику царского правительства. В Литовской епархии осталось только несколько церквей без иконостасов.
 
В течение почти десяти лет Хруцкий периодически приезжал в столицу Северо-Западного края, живя в Тринополе - резиденции Семашко под Вильно. Иван Фомич написал для иерарха десятки копий картин и образов для новых иконостасов в соборе Александра Невского в Ковно (1847), церкви святого Иосифа Обручника в Тринополе (1849), пещерной церкви Трех мучеников в Вильно (1850-1851). Также он выполнил тридцать два портрета церковных деятелей с гравюр для архиерейского дома и несколько портретов родственного круга Семашко.  
 
Бытует мнение, что Хруцкий попал в кабалу к митрополиту, писал по указке, а не по вдохновению. Шляхтич, попович, униат по крещению, из "воссоединенных", как всегда подчеркивал владыка Иосиф, Иван Хруцкий был для Семашко  "своим" художником, которого он всегда желал "иметь под рукой". Но, с другой стороны, он всегда уважительно именовал мастера не иначе как академиком, единственным помощником из  "воссоединенных" живописцев. "Артистические произведения доставляли мне всегда большое наслаждение, особенно живописные. Я на них издержал, по крайней мере, десять тысяч рублей серебром и украсил ими все комнаты в Вильне и Тринополе...  
Я наслаждался вдвойне, когда присутствовал лично по целым часам при живописании академика Хруцкого, иконостасных ли, или картинных произведений. Как бы разделял его работу и даже участвовал в ней предостережениями, часто небесполезными и удачными. Обыкновенно я сам избирал сюжеты для видов, образов и картин и часто доставлял сам натурщиков. Обыкновенно я отводил Хруцкому у себя и помещение", - вспоминал позже митрополит в своих "Записках".
 
Иерарх не был богатым самодуром, диктовавшим художнику кого и как изображать. В архиерейском доме в Тринополе Семашко собрал богатую библиотеку, он любил хоровое пение и разбирался в архитектуре.
 
 
5158259_I__F__Hryckii_mitropolit_semashko_slyshaet_doklad_1854 (700x569, 320Kb)
 
И. Ф. Хруцкий (1810 - 1885).  Митрополит Семашко слушает в своем кабинете доклад секретаря. 1854.
 
 
Живописец не раз писал портреты своего покровителя, когда тот был уже  в митрополичьем сане. В начале 1850-х он выполнил "домашний" "Портрет митрополита Литовского Иосифа Семашко". А в 1854 году на его основе было создано полотно "Митрополит Семашко слушает в своем кабинете доклад секретаря". Хруцкий изобразил его в кабинете, печально сидящим перед зеркалом и безучастно слушающим доклад. Все стены комнаты увешаны картинами самого Ивана Фомича и его копиями с классических произведений.
 
История написания одного из портретов митрополита известна по переписке 1853 года Иосифа Семашко и Сербиновичем, директором канцелярии обер-прокурора Синода в Петербурге. "Вы мне сказали лично, а после отозвались письменно о желании графа Николая Александровича (Протасова)  иметь мой портрет. Мне не удалось исполнить это сколько-нибудь удовлетворительным образом до прибытия в Вильну академика Хруцкого. Теперь этот портрет отправлен к Вашему превосходительству", - писал митрополит. 
 
 
5158259_I__F__Hryckii_i__semashkl_mitropolit_litovskii_1860e (550x700, 327Kb)
 
И. Ф. Хруцкий (1810 - 1885).  Портрет И. Семашко, митрополита Литовского. 1860-е.
 
 
Многое изменилось в его судьбе за пятнадцать лет. Поздняя работа Хруцкого представляет достигшего  полноты власти человека с прозорливым взглядом. Это парадный поясной портрет, выполненный в традиционном духе, с изображением всех регалий, которым придавалось особое значение, - тщательно выписана богатая панагия,  дарованный алмазный крест, четки. Портрет этот (или его повтор) попал в Белорусский музей имени И. Луцкевича в Вильно.
 
Хруцкий написал и портреты близкого круга Иосифа Семашко: его родителей, племянников, соратников - преподавателей Литовской семинарии и членов консистории,  представляющих собой единый коллектив, соединенный не только дружественными, но и родственными связями. 
 
 
5158259_I__F__Hryckii_portret_V_lisovskogo_1847 (535x700, 271Kb)
 
И. Ф. Хруцкий (1810 - 1885). Портрет В. Лисовского. 1847. 
 
 
Только немногие из этих картин сохранились. Особый интерес представляет "Портрет В. Лисовского" (1847). Бывший униатский монах Лисовский стал духовником митрополита, что предполагает наличие в нем особых душевных качеств. Он изображен Хруцким в молитвенной позе, в экстатическом состоянии, облаченным в одежду униатского священника, дозволенную ему в виде исключения. Этот портрет, в отличие от других, писался с натуры, он прост по композиции и лишен парадности.
 
 
                
Н. Усова 
 


 

 

Рубрики:  Живопись. Иллюстрация
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку