-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Лилия_Евгеньевна

 -Метки

1 сентября агния барто адрианов с аквариум аквариумные рыбки актеры аппликация балдахин барков а бернардо беллотто бижутерия ботвинья бумажная кукла бумажные куклы ванная вербное воскресенье выпечка вяжем жилет детям вяжем платье детям гимнастика города городской пейзаж готика густав климт гюбер робер давыдов денис дамские аксессуары декор десерт дети детская книга диета елочные игрушки жакет жакет вязаный женские портреты женский живописный портрет женский образ живопись жилет вязаный журнал моды журнал техника-молодежи запеканки зарядка зимний пейзаж зубная щетка история урала календари камиль коро каспар фридрих книжка-кукла комиксы кофточка вязаная кошки кукольная миниатюра ламбрекен лекарственные растения лексикон моды ленин манилова л маска для лица массаж машинная вязка маяковский медали меры ягод мода мода древнего египта модерн мюллер в мясные блюда напитки народная медицина народные приметы новогодние костюмы новый год ноты овощные блюда открытки открытки музыкальные открытки новогодние панов э п парфюмерия пасха пейзаж песни ссср петушок плакаты платье полог из штор портрет поэты пушкинской эпохи прилежаева мария прически пророки прошлого пыльник рамки рассказы для детей рассказы о природе рауль дюфи революция 1917 реклама ренессанс рецепты блюд русский быт рыжиков а садовый дизайн салаты сервировка сказка сказки славянская мифология советы косметолога ссылки стихи стихи детские стихи про самовар супы театр теодор руссо торты украшения урал уход за волосами училище гнесиных фотоэффекты хруцкий иван фомич художник иванов ю в художник петров м цветы чай черно-белый рисунок шаль шапочки шарф шляпки шторы шьем платье электронная книга эпоха модерна этикетки эффекты текста юбка юбка вязаная юбка годэ ярлыки

 -Рубрики


Иван Фомич Хруцкий (1810 - 1885). История жизни и творчества (часть 2). "ему доступны все жанры". В Петербурге

Понедельник, 02 Марта 2020 г. 13:57 + в цитатник

5158259_I__F__Hryckii_1810__1885__vid_na_elaginom_ostrove_1839 (700x509, 302Kb)

И. Ф. Хруцкий (1810 - 1885). Вид на Елагином острове в Петербурге. 1839.
 
 
Хруцкий приехал в Санкт-Петербург в 1827 году и провел в столице более двенадцати лет. В одном из прошений юноши в Совет Академии художеств указан адрес его проживания: 3-я административная часть по улице Канониерской в доме № 15 Лисянского, что в Коломне - западной части центра Петербурга. Там, в деревянных лачугах, жил мастеровой люд из подмосковной Коломны, съезжавшийся на заработки в столицу. 
 
 
 
Но Хруцкий жил отнюдь не в "домике в Коломне", описанным Пушкиным, а в одном из первых каменных домов на улице, принадлежавшем мореплавателю Юрию Федоровичу Лисянскому. От квартиры живописца до Академии художеств пешего хода около часа. Жилье можно было найти и поближе, например, на Васильевском острове, но что-то, о чем можно только догадываться, привлекало молодого человека именно в этой части города.
 
 
5158259_I__F__Hryckii_frykti_i_cveti_1850 (700x536, 301Kb)
 
И. Ф. Хруцкий (1810 - 1885). Фрукты и цветы. 1850.
 
 
Из воспоминаний внука художника известно, что Хруцкий работал в мастерской у английского портретиста Джорджа Доу, приглашенного в Петербург для исполнения трехсот двадцати девяти портретов в известную эрмитажную "Военную галерею 1812 года". Англичанин писал быстро, с шиком и изобретательно. Он имел большой успех в свете, получил даже звание "первого портретиста императорского двора". Но Хруцкий не перенял легкой  маэстрии, свойственной Доу, по статичности работы юноши ближе его непосредственному учителю - Варнеку.
 
В 1833 году Иван записался "посторонним" (обучающимся вне штата) студентом в Академию  художеств.  "Посторонние" в отличие от вольноприходящих, проходили научный курс обучения и при получении большой золотой медали имели право на звание художника и заграничную командировку за счет Кабинета его Императорского величия или Общества поощрения художников (с 1875 - Общество поощрения художеств). Хруцкий числился в пейзажной мастерской  Михаила Воробьева (его сокурсником был Иван Айвазовский), но, кроме этого, посещал портретный класс заслуженного профессора Александра  Варнека.
 
Как и многие приезжие из Польши и других присоединенных к России западных губерний, Иван быстро вошел в земляческий круг "польских" художников, душой которого был  живописец "из шляхты Минской губернии" Иосиф (Юзеф) Олешкевич. Тот не только принимал у себя земляков, но и оказывал им реальную помощь. Хруцкому в 1830 году он дал рекомендацию для посещения залов Эрмитажа, тогда еще не имевшего статуса публичного музея, благодаря чему молодой человек получил возможность копировать полотна мастеров европейской школы. 
 
Известно, какие картины он выбрал: "Портрет поляка" Рембранта и "Стадо коров" Поттера. Если первая - дань польскому патриотизму, то интерес ко второй явно свидетельствует о сельском происхождении Хруцкого.  Здесь же он открыл для себя нидерландский натюрморт. 
 
 
5158259_I__F__Hryckii_1810__1885__Cveti_i_plodi (700x480, 168Kb)
 
И. Ф. Хруцкий (1810 - 1885). Цветы и плоды. 
 
 
В 1830-е Хруцкий достиг поразительных успехов: в 1836 году получил серебряную медаль первого достоинства за натюрморт "Цветы и плоды", в 1838 - малую золотую медаль "за картину цветов и плодов" и "Портрет старухи, вяжущей чулок". Кроме того, ему доверили писать иконы для академической церкви. В 1837 году две работы живописца,  изображающие детей, торгующих фруктами, президент Академии художеств через министра императорского двора представил на "высочайшее воззрение" императору Николаю I, и в знак "поощрения к дальнейшим трудам" Хруцкий получил за них золотые часы на цепочке. 
 
 
5158259_Portret_staryhi_vyajyshei_chylok (545x700, 296Kb)
 
И. Ф. Хруцкий (1810 - 1885).  Портрет старухи, вяжущей чулок. 
 
 
Ему в равной степени были доступны все жанры, кроме, пожалуй, исторической картины.
На академической выставке 1839 года Хруцкий показал Совету Академии тринадцать лучших произведений, выбранных для получения звания академика: два портрета, шесть пейзажей с натуры на Елагином острове и пять натюрмортов.
 
19 сентября 1839 года Совет Академии удостоил художника звания академика"за отличные труды в портретной, пейзажной и особенно по живописи плодов и овощей". С получением звания Хруцкого лично поздравил президент Академии А. Н. Оленин. "Поздравляю вас с избранием в члены Академии и не сомневаюсь, что будущими трудами своими вы не оставите оправдать внимание к вам Академии". Звание академика, предшествовавшее  высшему, профессорскому, было не только почетным и придавало статус живописцу - оно приравнивалось к шестому из четырнадцати классов Табели о рангах, что соответствовало действительному статскому советнику.  Такой чин при сдаче экзамена давал право на потомственное дворянство. Это было важно для Ивана Хруцкого: уже три года в Сенате рассматривалось его прошение о подтверждении для него вместе с братьями их дворянского достоинства. Но только 30 апреля 1840 года род Хруцких окончательно утвердили во дворянстве.
 
К концу 1830-х Иван Хруцкий - успешный живописец, академик. Его картины разыгрываются в лотереях Общества поощрения художников, натюрморты и портреты дают неплохой доход. Известно, что Общество в 1837 году оказывало Хруцкому материальную поддержку. Мастеру удавалось не только содержать себя в столице, но и устроить в Академию  младших братьев.
 
Однако смерть отца вынудила его покинуть столицу и вернуться на родину. В течение еще нескольких лет после отъезда Иван Фомич не порывал связи с Петербургом участвовал в академических выставках с портретами, написанными там.
 
Хруцкий сформировался как живописец в русской художественной среде в первой половине XIX века под влиянием романтизма и прошел путь к реализму через натурализм. Стилистика его произведений на протяжении десятилетий изменилась незначительно: это натюрморт-картина, портрет-тип и натуралистический портрет, а также романтический пейзаж. В его творчестве удачно соединились традиции белорусского сарматского портрета, жесткая школа академизма и наивная прелесть эпохи бидермейера.  Это время главных находок и выработки мастером собственного узнаваемого стиля.
 
Итог столь плодотворным петербургским годам подвело важное событие. В 1844 году на заработанные в столице деньги Хруцкий купил имение Захарничи близ Полоцка с "землями второго разряда" (двести пятьдесят десятин) - тремя деревеньками с тридцатью семью крепостными. Живописец построил там дом по собственному проекту и разбил сад. Семья Хруцких обрела наконец родовое гнездо. Этим событием начался белорусский период творчества художника.
 
 
5158259_I__F__Hryckii_portret_p_rybcova_1841 (539x700, 262Kb)
 
И. Ф. Хруцкий (1810 - 1885).  Портрет П. Рубцова. 1841.
 
 
От заказов местной шляхты не было отбоя. Земляки - жена витебского гражданского губернатора Клементьева, председатель Витебской казенной палаты Рубцов, предводители  дворянства Полоцкого и Лепельского уездов Беликович и Гребницкий, староста Немирович, купец Кувшинников, ротмистр Струговщиков, полковник Карпов - наперебой заказывали ему портреты. В 1841 году мастер создал "Портрет П. Рубцова" и, предположительно, в этом же году "Портрет Г. Рубцовой".
 
 
5158259_I__F__Hryckii_portret_g_rybcovoi_1840e (538x700, 297Kb)
 
И. Ф. Хруцкий (1810 - 1885).  Портрет Г. Рубцовой. 1840-е.
 
 
Хруцкий исполнил их в традиции местного сарматского портрета - суховато, с жестким рисунком и потрясающим сходством без тени идеализации.
 
 
 
Н. Усова


 

 

Рубрики:  Живопись. Иллюстрация
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку