-Рубрики

 -Метки

1 сентября аквариум аквариумные рыбки актеры альфред сислей ампир анастасия аппликация балет барков а билибин и.я. болеро бумажная кукла бумажные куклы василий кандинский виджет выпечка вязание гимнастика города городской пейзаж гортензия давыдов денис дамские аксессуары десерт дети детская книга диета елочные игрушки жакет вязаный женские портреты женский живописный портрет женский образ живопись животные жилет вязаный журнал техника-молодежи зарядка зимний пейзаж история урала казанский собор календари книжка-кукла кофточка вязаная кошки кукольная миниатюра кукольный домик кулич кухонная утварь лампы настольные лекарственные растения ленин летний дворец летний сад маска для лица меры ягод мода молодогвардейцы музыка мюллер в мясные блюда мята надкроватные пологи напитки народная медицина народные приметы настойки новый год ноты овощи овощные блюда открытки открытки новогодние парфюмерия пасха пейзаж песни ссср петушок платье поговорки пологи надкроватны поль сезанн портрет пословицы посуда поэты пушкинской эпохи прически пророки прошлого пьер боннар рамки раскраски рассказ рассказы для детей рассказы о природе революция 1917 реклама реклама табака репин рецепты блюд рождество романтизм россия русский быт рыжиков а садовый дизайн салаты санкт-петербург сказка сказки скачать славянская мифология слова песни снеговики советы косметолога ссылки стихи стихи детские супы тачанка торты украшения уход за волосами фотоэффекты франческо гварди хруцкий иван фомич художник иванов ю в художник петров м цветы цитаты чай черно-белый рисунок шаль шапочки шоппинг шторы шьем платье электронная книга электронные книги эпоха модерна эффекты текста юбка юбка вязаная язык цветов языков якоб ван рейсдал ян ван гойен

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Лилия_Евгеньевна


Опасная забава. Новые праздничные обычаи в России XVIII века

Среда, 04 Декабря 2019 г. 18:43 + в цитатник

5158259_feierverk2v_moskve (491x700, 344Kb)

Фейерверк в Москве. 1744. Гравюра XVIII в.
 
В России порохом дорожат не более чем песком. (Юст Юль)
 
 
Время Петра I - период формирования новой праздничной культуры. Царь решительно проводил реформу календаря и указом 20 декабря 1699 года предписывал праздновать Новый год не 1 сентября, а 1 января. Этот день в народном сознании связывался с обрядами зимних Святок от Рождества до Крещения (25 декабря/7 января по новому стилю). По тем временам было неслыханной дерзостью менять начало года. 
 
 
 
5158259_otkritka (700x416, 80Kb)
 
Открытка. Поздравляю с праздником.
 
 
Указ предписывал праздновать Новый год 7 дней, украшать ворота всех частных домов сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями, а ночью поздравлять всех и зажигать праздничную иллюминацию. Она была незатейливой: горящие бочки, набитые соломой или хворостом. Также зажигали фонари, шкалики и плошки. В окна вставляли аллегорические картинки, перед которыми зажигали свечи.
 
 
5158259_feierverk230 (439x700, 89Kb)
 
В. И. Семенов. Фейерверк. XVIII в.
 
 
Самым главным представлением Нового года и других праздников были фейерверки, или, как тогда их называли, "огненные потехи", в которых высвечивались аллегорические картинки на античные сюжеты. Русскому человеку с его традиционным православным мировоззрением они были непонятны, поэтому воспринимались публикой как деяния царя-антихриста. 
 
5158259_feierverk23456 (562x700, 330Kb)
 
Ф. Блоншар. Иллюминация в Москве.
 
 
Только воля и настойчивость царя переломили эти представления и утвердили обычай праздновать Новый год "огненными потехами". Чтобы зрителям новое зрелище стало более близко, по распоряжению Петра два раза было издано  специальное пособие "Символы и Эмблематика" в 1705 и 1719 годах. В этом пособии излагался сюжет фейерверка, толковались аллегорические фигуры и символы. Пособие было переведено  с латинского на русский, французский и немецкий языки.
 
5158259_feierverk2340 (700x479, 140Kb)
 
Фейерверк. Первая половина XVIII в.
 
 
В Москве и Петербурге были созданы специальные пиротехнические лаборатории, работа в которых была весьма опасной. Петр I сам участвовал в их работе: создал составы для зеленых и голубых огней, разработал систему обозначения рецептуры химических символов, сам придумывал сюжеты фейерверков, их зажигал и дирижировал  ими. Это была страсть царя, поэтому фейерверки стали символом петровского царствования.
 
 
5158259_feierverk234 (601x620, 145Kb)
 
Фейерверк в честь морской победы при Гренгаме в Санкт-Петербурге в 1720 году.
 
 
Фейерверки главным образом устраивали в обеих столицах. В Петербурге местами "огненных потех" были Троицкая площадь, Летний сад, Царицын луг (Потешное поле), Петропавловская крепость, Зимний дворец Петра и дворец А. Д. Меньшикова. В зимнее время фейерверки устраивали прямо на берегу реки Невы. С 1732 по 1756 годы на стрелке Васильевского острова действовал театр фейерверков. В Москве подобные представления разыгрывали на Красной площади, Царицыном лугу, в Красном Селе.
 
"Огненные потехи" в петровские времена были опасным по своим разрушительным последствиям зрелищем, так как воспламеняющиеся и взрывоопасные составы приводили к трагическим последствиям. Известны случаи гибели даже дворян от падения неразорвавшихся ракет и многочисленные пожары. При выборе места фейерверка необходимо было учитывать  присутствие каменных зданий поблизости или сада с парком, откуда и наблюдали за потехой.
 
 
5158259_feierverk2345 (415x554, 100Kb)
 
К. А.Сомов. Фейерверк.
 
 
Искусство фейерверка включало в себя все существующие в ту эпоху виды искусства: портрет, скульптуру, архитектуру, литературу, музыку и театр. Декорация фейерверка, кроме разнообразных ракет, включала в себя два типа сюжетных картин: план фейерверка и щиты иллюминации. План фейерверка - это деревянная рама высотой 5-7 метров. На эту раму наносился рисунок из нескольких фигур и девиз, поясняющий смысл картинки. Рисунок делали с помощью пропитанного пиротехническими составами шнура или селитровых свеч, которые во время действия поджигались, и рисунок ярко высвечивался на фоне темного неба.
 
 
5158259_feierverk (432x607, 93Kb)
 
Транспарант для фейерверка. 1721.
 
 
Щиты иллюминации изготавливали в виде обтянутой холстом рамы или же сколачивали из деревянных досок, вырезанных по рисунку декорации в виде грота, храма или беседки. Щиты были 6-10-метровой высоты. По контуру декорации или по рисунку холста закреплялись горящие фонари  или плошки. Щит иллюминации и план фейерверка помещали на огромных машинах из столбов и брусьев, которые зажигали фейерверкеры. Впереди расставляли вырезанные из дерева и расписанные фигуры.Последние изготавливались из холста и бумаги, поджигались и двигались при помощи ракет - квакеров.
 
Действие фейерверка развертывалось по строго утвержденному сценарию. Сменяющие друг друга картинки были немного наивны и в то же время понятны любому человеку. Допетровская Русь изображалась в виде мертвого, безжизненного дерева, его грыз бобер, и дерево падало. Орел метал стрелы в полумесяц или побеждал молнией льва, символизирующего Швецию. 
 
 
5158259_feierverk23450 (439x625, 88Kb)
 
Храм Януса в фейерверке. 1722.
 
 
Это был путь прославления России, ее военной мощи и силы.  Поэтому в фейерверках появлялся корабль или персонажи мифологии Древнего Рима - тоже великой державы. Бог Янус и его храм использовались как символ мира, а появление летящего Сатурна означало наступление золотого века для России.  Нечто подобное можно было увидеть и в театре того времени. Не случайно декорации к спектаклям использовались  и во время фейерверков, а действующие на сцене фейерверкеры наряжались в театральные и карнавальные костюмы.
 
 
5158259_feierverk231 (700x545, 151Kb)
 
Фейерверк по случаю бракосочетания Екатерины II и Петра III в Санкт-Петербурге в 1745 году.
 
 
Постепенно к "огненным потехам" привыкли, праздники - виктории - никого не удивляли, а, наоборот, все порадовались тому, что благодаря фейерверкам в столицах появились  фонари с уличным освещением. Фейерверки устраивали в Новый год, в честь военных побед, коронаций, дней рождения и бракосочетаний царей и цариц или крупных вельмож. Фейерверки сопровождались  музыкой, угощением красным и белым вином и мясом жареного быка. "Огненные потехи" стали символом петровских побед, началом новой России.
 
 
5158259_feierverk21horz (700x358, 160Kb)
 
Иллюминация и фейерверк по случаю пятилетия коронования Анны Иоанновны. 1735.
Фейерверк в честь императрицы Анны Иоанновны. 1738.
 
 
В правление Елизаветы Петровны фейерверки продолжали устраивать не только в столицах, но и в усадьбах фаворитов и вельмож. Теперь в Петербурге местом этих забав  была не только Стрелка, со специальным помостом на сваях, но и дворцы И. И. Шувалова, П. И. Шувалова, М. И. Воронцова, А. Г. Разумовского и др. В Москве фейерверки были часты в Лефортовском, Головинском и Кусковском дворцах. 
 
 
5158259_feierverk23 (700x454, 116Kb)
 
Фейерверк по проекту Я. Штелина в Санкт-Петербурге в 1762 году.
 
 
В разработке и проведении фейерверков принимали участие рисовальщик И. Шумахер, М. Ломоносов, Я. Штелин, А. Сумароков, используя образы своих литературных сочинений. Аллегорический язык фейерверков уже был всем понятен, но все же продолжали выпускать брошюры на русском, французском и немецком языках. 
 
 
5158259_Legenda_ob_osnovanii_Rima_i_semi_caryah (700x531, 109Kb)
 
 
 
Полярная Звезда, указывающая на север - символ России,  якорь, обвитый канатом - надежда России, ее спасение от бурь и невзгод. Частыми картинками фейерверков были орел, солнце, императорская корона, вензеля царствующих особ и вельмож. Фейерверк на Новый год стал традиционным: римскими цифрами изображали наступающий год, к нему прибавляли голову Януса и изображение Москвы и Петербурга с восходящим солнцем и гербами. В фейерверках значительными были римские сюжеты: храмы. боги, триумфальные ворота, пальмовые и оливковые ветви.  
 
АФИША  ФЕЙЕРВЕРКА
Отделение 1
1. Римский большой фонтан.
2. Огненный курьер.
3. Большой водопад.
4. Игра римских свечей.
Отделение 2
5. Великое бриллиантовое солнце.
6. Два вьюна.
7. Китайское колесо в трех переменах.
8. Мальтийский и императорский крест.
Отделение 3
9. Римское зеркало с букетом.
10. Воздушная батарея.
11. Вензель Его Императорского Величества в бриллиантовом транспаранте.
12. Взрыв бурана и спуск ракет. 
 
В эпоху Екатерины II постепенно фейерверки утратили свое государственное значение, они упростились и прочно вошли в быт состоятельных людей. Они превратились в зрелища "малых форм", ими иллюминировали праздники в усадьбах, создавали сценические эффекты и театральных постановках. Иллюминация постепенно слилась с частными театрами. Фейерверки превращались в спектакли с действиями "огненных" и реальных живых персонажей.
 
 
М. В. Короткова
"Традиции русского быта"
 
 
 

Серия сообщений "Русский быт":
Часть 1 - "Давно известная всем дура..."
Часть 2 - "Ванятка Грозный"
...
Часть 32 - Обычаи и забавы на Руси. Святки, ряженые, гадания на суженого
Часть 33 - "Крутые виражи" Петра I. Распространение европейской моды на Руси
Часть 34 - Опасная забава. Новые праздничные обычаи в России XVIII века
Часть 35 - Праздничный XVIII век в Российской империи
Часть 36 - Как принудительно вводились европейские увеселения в российский быт XVIII века
...
Часть 48 - Как "правильно" шутить в компании
Часть 49 - Посуда и кухонная утварь во дворцах царей и знати Российской империи в XVIII-XIX вв.
Часть 50 - Театральный XIX век в Российской империи

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку