-Рубрики

 -Метки

1 сентября аквариум аквариумные рыбки актеры альфред сислей ампир анастасия аппликация балет барков а билибин и.я. болеро бумажная кукла бумажные куклы василий кандинский виджет выпечка вязание гимнастика города городской пейзаж гортензия давыдов денис дамские аксессуары десерт дети детская книга диета елочные игрушки жакет вязаный женские портреты женский живописный портрет женский образ живопись животные жилет вязаный журнал техника-молодежи зарядка зимний пейзаж история урала казанский собор календари книжка-кукла кофточка вязаная кошки кукольная миниатюра кукольный домик кулич кухонная утварь лампы настольные лекарственные растения ленин летний дворец летний сад маска для лица меры ягод мода молодогвардейцы музыка мюллер в мясные блюда мята надкроватные пологи напитки народная медицина народные приметы настойки новый год ноты овощи овощные блюда открытки открытки новогодние парфюмерия пасха пейзаж песни ссср петушок платье поговорки пологи надкроватны поль сезанн портрет пословицы посуда поэты пушкинской эпохи прически пророки прошлого пьер боннар рамки раскраски рассказ рассказы для детей рассказы о природе революция 1917 реклама реклама табака репин рецепты блюд рождество романтизм россия русский быт рыжиков а садовый дизайн салаты санкт-петербург сказка сказки скачать славянская мифология слова песни снеговики советы косметолога ссылки стихи стихи детские супы тачанка торты украшения уход за волосами фотоэффекты франческо гварди хруцкий иван фомич художник иванов ю в художник петров м цветы цитаты чай черно-белый рисунок шаль шапочки шоппинг шторы шьем платье электронная книга электронные книги эпоха модерна эффекты текста юбка юбка вязаная язык цветов языков якоб ван рейсдал ян ван гойен

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Лилия_Евгеньевна


"Крутые виражи" Петра I. Распространение европейской моды на Руси

Среда, 04 Декабря 2019 г. 10:33 + в цитатник

5158259_petr_1 (692x700, 114Kb)

Н. В. Неврев. Петр I в иноземном наряде.
 
 
Смена исконно русского костюма  на иностранное платье соответствовала всем иным преобразованиям Петра I. Во-первых, Россия должна была быть приближена по всем показателям, в том числе и внешнему виду, к Западной Европе. Вторая сторона дела заключалась в том, что Петру I в целях проведения реформ в стране необходимо было превратить  своих современников в ловких, знающих и энергичных сподвижников в преобразованиях. Боярская одежда для таких целей явно не подходила. Дорогая, неудобная в быту и работе одежда была решительно заменена царем новой, европейской. Историк С. М. Соловьев писал: "Длинная и широкая одежда есть выражение жизни спокойной, по преимуществу домашней...  короткая и узкая одежда есть выражение бодрствования, выражение сильной деятельности".
 
 
5158259_senat (700x431, 113Kb)
 
Д. Н. Кардовский. Сенат петровского времени.
 
 
Последовал ряд указов. 26 августа 1698 года было положено начало указом о бритье бород. Затем последовали указы 4 января 1700 года об обязательном ношении иноземного платья и 20 августа 1700 года указ с макетами платьев нового образца. Всего с 1700 по 1724 год было издано Петром I  17 указов об изменении костюма. За исполнением указов строго наблюдали, приверженцев старого костюма за неподчинение штрафовали у городских ворот специальные посты, которые брали с пеших по 13 алтын и по 2 деньги, с конных по 2 рубля с человека, а спустя несколько лет за ношение русского платья и бороды наказание становится  еще более жестоким - нарушителям грозила ссылка на каторгу с конфискацией имущества.
 
 
5158259_petr (700x448, 99Kb)
 
Укорочение кафтанов. Старинная гравюра.
 
 
Дж. Перри (1670-1732, английский капитан, писатель, оставивший заметки о России).   "Состояние России при нынешнем царе".
"Затем он приказал вывесить на всех воротах города Москвы образец этого английского сукна и объявить, что все обязываются шить себе платье по такому образцу и что всякий, кто ослушается этого приказания и пройдет через городские ворота в длинном кафтане, будет обязан или заплатить две гривны, или стать на колени у городских ворот, чтобы кафтан его обрезали в уровень с землею и окоротили на всю длину, которая окажется лишнею против его роста, когда он стоит таким образом на коленях. Подобным способом было окорочено несколько сотен кафтанов".
 
 
5158259_obrez_kaftana (700x423, 127Kb)
 
Укорочение кафтанов на заставе. Гравюра XVIII века.
 
 
В эпоху Петра I в период его бурной законодательной деятельности в области нового платья появились, как писали современники, "чучелы, сиречь образцы платью". Видимо, термин "чучелы" использовался для обозначения манекенов в платьях. 
 
 
5158259_Kykla_pandora__1770_ (300x490, 53Kb)
 
 
 
В европейской культуре манекены возникли после 1642 года, когда во Франции был придуман весьма оригинальный способ распространения моды. Их делали из воска в человеческий рост и называли "пандоры", по имени героини древнегреческого мифа. Само название символизировало  соблазн, разорение, пагубные страсти. Пандор стали ежемесячно отправлять из Франции в Англию, Италию, Германию и Россию. Обычно это были две куклы, демонстрирующие парадные (Большая пандора) и ежедневные платья (Малая пандора). Путешествия кукол-пандор по Европе не знали границ, даже войны не являлись преградой для карет, саней и кораблей, перевозивших их из одной страны в другую. Надо отметить, что в России дольше, чем во всех других странах предпочитали пандор модным журналам.
 
 
5158259_Nikolai_Ge__Pyotr_I_doprashivaet_carevicha_Alekseya__1871 (700x543, 297Kb)
 
Николай Ге. Петр I допрашивает царевича Алексея.
 
 
Согласно царским указам 1698, 1701 и 1705 годов, расстаться с бородами должны были все сословия - исключение составляли пашенные крестьяне и духовенство. Остальные желающие могли сохранить  растительность на лице, уплатив весьма внушительную пошлину в казну - от 30 до 100 рублей в год. Это были огромные  деньги. Для сравнения: четверть ржи, то есть 210 л, в то время стоила не более 50 копеек. Уплатившим "бородовые деньги" выдавали медные знаки, которые они должны были постоянно иметь при себе. Право на ношение бороды приходилось подтверждать каждый год. Петр лично отрезал бороды боярам, которые попадались ему на пирах без бородовых знаков.
 
 
5158259_obrez_borodi_ (432x576, 118Kb)
 
Обрезание бороды. Лубок. Начало XVIII в.
 
 
Н. В. Гоголь писал об этом времени: "Какая смешная смесь во времена Петра, когда Русь превратилась на время в цирюльню, битком набитую народом, один сам подставлял свою бороду, другому насильно брили..."  Окладистая борода являлась по старой русской традиции и украшением человека, и признаком его мужественности, и символом принадлежности к православию. Поэтому насильственное бритье бород было расценено как притеснение и покушение на традиции. Тем не менее то ли из-за высокой платы, то ли из-за новой моды количество брадобритых постепенно возрастало. Со временем брадобритие вошло в привычку. Вошло в привычку также употребление пудры, помады, париков и шляп. Оно стало первым шагом на пути реформ быта и костюма.
 
 
5158259_petr_v_kaftane (352x700, 66Kb)
 
В. А. Серов. Петр I. Фрагмент картины.
 
 
Внедрение новой одежды оказалось делом более сложным, чем бритье бород. Во-первых, потому, что большая часть городского населения не располагала необходимыми средствами для этого. Дворовые и вольные мастеровые шили плохо и не успевали освоить  западные образцы, а иностранцы-портные брали огромные деньги за костюмы. Потребность одеваться по моде рождала массу подделок низкого качества.
 
 
5158259_golyb_kaftan (418x540, 67Kb)
 
 Неизв. худ. Портрет молодого человека в голубом кафтане. 1770.
 
 
Во-вторых,   необходимо было время, чтобы разработать образцы нового платья. В петровскую эпоху пробовали образцы из разных стран. Эталоном поначалу  взяли венгерское и голландское платья, затем немецкое и только потом - французское. Указ от 4 января 1700 года предписывал всем дворянам, служилым и торговым людям носить венгерское платье. Однако потребовалось еще не одно напоминание, чтобы население России оделось по-новому. Указ 20 августа 1700 года предписывал переход на ношение немецкого платья с 1 декабря 1700 года. Это же касалось жен и дочерей дворян, а в конце 1701 года последовал еще один указ о пошлинах с тех, кто не  носил европейское платье.
 
5158259_odejda_myj_ (451x564, 58Kb)
 
Вместе с указами на воротах Кремля, Китай-города и Белого города помещали образцы нового платья. Тот, кто не мог заплатить штрафа, подвергался обрезанию длиннополой одежды. Закон запрещал изготовление и ношение традиционной русской одежды. Введение новой моды не было одномоментным актом потому, что слишком сильны были старые привычки и традиции.
 
 
5158259_lefort_gravura (417x660, 103Kb)
 
Франц Лефорт. Гравюра. 1698.
 
 
Петр I в эпоху полного господства в Европе Французской моды отдал предпочтение голландскому и немецкому платьям. 
Превратить неуклюжего боярина в легкого, ловкого, галантного человека вроде Франца Лефорта (ближайший помощник и советник царя Петра I, российский генерал, адмирал женевского происхождения)  было непросто. Новый костюм диктовал и новые манеры поведения. Фигура была обтянута, наряды узки, простой силуэт  мужского костюма делал заметным неловкий жест или некрасивую осанку человека. Новое дорогое платье должно было подчеркнуть  и личные достоинства, и умение галантно поклониться, и элегантно стоять, используя палку.
 
 
5158259_Lefort_Musscher_1698_fragment (568x700, 119Kb)
 
Михиль ван Мюссер (1645-1705), нидерландский художник. Портрет Франца Лефорта (1656-1699,  ближайший помощник и советник царя Петра I, российский генерал, адмирал женевского происхождения). 1698. 
 
 
Кафтан европейского образца был однобортный, до колен, застегивался на медные пуговицы. До 1720 года кафтан был без воротника, по бокам по три складки, с карманами, сзади с разрезом, большими круглыми обшлагами в виде отворотов на рукавах, с тремя пуговицами. С 1720 года на кафтане стали делать отложной воротник, застежку на десяти пуговицах, пришивать по три пуговицы на трехлопастные  карманные клапаны с двумя складками по бокам. Новое платье в соответствии с европейской модой было однотонным. Кафтаны украшали только фигурными пуговицами и декоративно оформленными петлями. Мужчины стали носить так называемые пары - кафтан и камзол. Кафтан надевался поверх камзола, который по покрою был с ним схож, но уже, короче, без воротника и обшлагов. Более нарядным в паре был камзол с шитьем шнуром, галуном и вышивкой "травами". 
 
 
5158259_kaftan (700x493, 114Kb)
 
Зимний кафтан Петра I.
Парадный кафтан Петра I. 
 
 
Кафтан,  несмотря на большое количество пуговиц, носили нараспашку, чтобы был виден камзол. В боковых швах и на спине делали разрезы для шпаги. На шее спереди завязывался бантом галстук белого цвета так, чтобы концы его спускались вниз поверх камзола. Белая рубашка с кружевными манжетами, собранная в складку, была с узким стоячим воротником. Штаны шились короткими, чуть ниже колен, на обшивку штанов накатывали чулки и завязывали подвязкой выше колена. Башмаки на толстой подошве, с медной пряжкой, тупоносые, на одну ногу, почти всегда натирали мозоли.  Пряжка на башмаках прикрывалась кожаным клапаном. Чулки носили длинные, до колен. Носили также сапоги на высоких каблуках, с небольшими раструбами.
 
 
5158259_golyb_kaf (666x700, 130Kb)
 
Б. В. Суходольский. Прогулка. 1754.
 
 
Шляпа - шерстяная черного цвета имела круглую высокую тулью и широкие поля, отделывалась лебяжьим пухом. Поля загибались и крепились пуговицей. Позднее шляпы стали крепиться к тулье с трех сторон, образуя три угла, отчего она стала называться треуголка. Камзольная пуговица осталась на левой стороне шляпы как форменный знак. 
 
 
5158259_37m4W499ayg (700x393, 53Kb)
 
Петр I.
 
 
Верхней одеждой для улицы в то время служили широкие епанчи. Епанча - это широкий круглый плащ без рукавов с двумя воротниками - верхним коротким отложным и нижним длинным, висячим по плечам. Епанча с рукавами была похожа на современное демисезонное длиннополое пальто.
 
 
5158259_Fyzeler_l_gv_Preobrajenskogo_polka_v_epanche (514x700, 78Kb)
 
Фузелер лейб-гвардии Преображенского полка (в епанче). 
 
 
В качестве домашней одежды носили шлафоры или шлафроки (в переводе с нем. - спать и одежда). Это были длинные стеганые халаты из толстой ткани, надевались  поверх рубашки и штанов. В петровское время использовались  узорные шелковые ткани - штоф, гризет и гладкие - тафта и бархат. Для тепла под кафтаны надевали стеганые бешметы - полукафтаны или  безрукавки и бостроги.
 
 
5158259_Knyaz_Vasilii_Fyodorovich_Gagarin_1787__1829_ (512x604, 97Kb)
 
Князь Василий Фёдорович Гагарин (1787 – 1829).
 
 
Иногда мы сегодня говорим, что старое повседневное невыходное платье - затрапезное. Во времена Петра I купец М. С. Затрапезнов основал в городе Ярославле в 1722 году ткацкую фабрику. Наряду с дорогими тканями здесь производили простые и доступные широкому городскому населению. Такой тканью стала затрапеза - пестрая и полосатая ткань для будничной и домашней одежды. Впоследствии это название было перенесено на всякое платье, поношенное и потрепанное, которым не очень дорожили. Другое слово - партикулярное платье. Так называли в Петровскую эпоху штатское платье, в отличие от военного.
 
 
5158259_Forma_odejdi_chinov_rysskogo_flota__17251745_gg_ (532x700, 305Kb)
 
Форма одежды чинов русского флота. 1725-1745 гг.
 
 
М. В. Короткова
"Традиции русского быта"
 
 
 

Серия сообщений "Русский быт":
Часть 1 - "Давно известная всем дура..."
Часть 2 - "Ванятка Грозный"
...
Часть 31 - Рождественская елка в России в XIX веке
Часть 32 - Обычаи и забавы на Руси. Святки, ряженые, гадания на суженого
Часть 33 - "Крутые виражи" Петра I. Распространение европейской моды на Руси
Часть 34 - Опасная забава. Новые праздничные обычаи в России XVIII века
Часть 35 - Праздничный XVIII век в Российской империи
...
Часть 48 - Как "правильно" шутить в компании
Часть 49 - Посуда и кухонная утварь во дворцах царей и знати Российской империи в XVIII-XIX вв.
Часть 50 - Театральный XIX век в Российской империи

Рубрики:  Мода. Стиль. История моды
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку