Неизв. художник. Кабинет Т. Н. Грановского. 1855.
Прославленные усадебные библиотеки хранились в кабинете хозяина. Сначала это были книги необходимые, "рабочие": календари, где всегда были полезные для хозяйства советы, журнал "Экономический магазин", в котором можно было найти статьи о крашении липы в красное или
эбеновое дерево; о наизящнейшем способе разбивать английские парки; о вернейшем способе лечения золотухи у дворни.
Т. Ульянов. Натюрморт с картиной и книгами. 1737
Как считают историки, на протяжении XVIII и начала XIX века кабинет был обязательным элементом усадьбы, но принадлежал еще к непарадным, приватным комнатам. И обстановка его была достаточно строгой. Дубовые или красного дерева стулья, диван, кресла. Вместо просторного письменного стола - секретер, бюро или конторка. И естественно, пузатые графины для домашних наливок, тяжелые рюмки и обязательно трубки с чубуками, обшитыми бисером. Бисер - один из самых любимых материалов домашнего рукоделия. Им украшали чубуки, кисеты, чехлы для пепельниц, очешники, дамские сумочки.
Неизв худ. первой половины XIX века. Кабинет в доме Князей Долгоруковых.
Кстати, курение трубки, вошедшее в моду при Петре I, с его смертью уступило место нюханию табака. Причем увлекались эти м и дамы, и мужчины. Характерно, что главными изделиями Императорского фарфорового завода вскоре после его основания стали нарядные фарфоровые табакерки. Императрицы очень часто использовали их даже в виде подарков, наполнив предварительно золотыми монетами. К концу XVIII столетия опять возродилась мода на трубки. Курить их разрешалось только в кабинете хозяина, чтобы в других помещениях воздух и мебель не пропитывались запахом табака.
В кабинете утверждалась жизнь усадьбы. Здесь хозяин выслушивал доклады управляющего о делах, писал повеления в другие поместья и письма многочисленным родным и знакомым, здесь обсуждали проекты новых строений и разбивки парка. Ибо каждый владелец усадьбы стремился к тому, чтобы облик его дома, сада и парка отличался от других. Видимо, эта особая индивидуальность усадебных строений и придавала провинциальной архитектуре особую лирическую красоту.
Кустодиев Б. М. (1878-1927)
Постепенно домашние библиотека пополнялись другими книгами: "Всеобщее и полное домоводство", "Новый и совершенный русский садовник", "Начертание древних и нынешнего времени разнородных зданий" и другие. Со временем, с появлением в доме все большего числа образованных людей, место в шкафах стали занимать книги для семейного чтения по вечерам - переводные романы: "Жиль Блаз", "Дон Кихот", "Робинзон Крузо", а потом и романы Лафонтена, Жанлис, Коцебу. А уже после Отечественной войны 1812 года - книги политические, по учреждению
ланкастерских школ, женскому образованию, новой морали и даже капиталистическому ведению хозяйства...
Табакерка в стиле ампир. Германия. Первая половина XIX в.
Наконец наступил момент, когда для библиотеки выделяли особое помещение. Порой его размещали на первом, парадном этаже. Хорошая библиотека, на собрание которой затратили немало сил и средств, была гордостью хозяина. После смерти ее основателя библиотеку часто продолжали пополнять его потомки. Библиотека становилась символом культуры и старины рода. Недаром некоторые усадебные книжные собрания были хорошо известны не только в России, но и на Западе.
Часы в стиле ампир. Турин. Начало XIXв.
Часы-табакерка. Париж. Начало XIXв.
Часы-табакерка. Лондон. Начало XIXв.
Русский поэт Я. Полонский написал воспоминания о доме своей бабушки.
"...Кабинет дяди, часто по целым месяцам запертый в его отсутствие, была для меня самая знаменитейшая, самая поучительная комната. Когда я подрос, и уже умел читать, я часто выпрашивал ключик от двери этого кабинета, там выбирал себе любимую книгу и читал, забравшись с ногами на диван. Весь этот кабинет был и музей, и библиотека. Слева от входа во всю стену стоял шкап в два этажа с откидной доской посредине. За стеклами было множество книг, а на нижних полках лежали медали, древние монеты, минералы, раковины, куски кораллов и прочее.
Портсигар и монетник. Вторая половина XIX в.
По обеим сторонам этого шкапа висели шведские ружья, персидский в зеленых ножнах кинжал, китайские ножи старинные пистолеты, шпаги, чубуки, ягдташи и патронташи. Горка между двух окон, выходящих во двор, тоже была уставлена китайскими вещами и редкостями, а на комоде была целая гора переводных романов Радклифф, Лафонтена, Мадам Жанлис, Вальтера Скотта и других...".
Табакерка фабрики Лукутина. 1830-е годы.
Однако судьба большинства усадебных библиотек была трагична. Для владельцев обветшалых имений, знавших лучшие времена, остатки фамильных книжных собраний стали обузой, с которой они расставались без тени сожаления.
Ю. М. Овсянников
"Картины русского быта"
Серия сообщений "Русский быт":
Часть 1 - "Давно известная всем дура..."
Часть 2 - "Ванятка Грозный"
...
Часть 28 - Новые нравы в русском театре XIX века
Часть 29 - Жизнь русской дворянской усадьбы XVIII-XIX вв.
Часть 30 - Домашняя библиотека в дворянской усадьбе XVIII-XIX вв.
Часть 31 - Рождественская елка в России в XIX веке
Часть 32 - Обычаи и забавы на Руси. Святки, ряженые, гадания на суженого
...
Часть 48 - Как "правильно" шутить в компании
Часть 49 - Посуда и кухонная утварь во дворцах царей и знати Российской империи в XVIII-XIX вв.
Часть 50 - Театральный XIX век в Российской империи