Михаил Врубель (1856-1910). Утро. 1897.
Михаил Александрович Врубель (1856-1910) в своем творчестве практически реализовал образ художника эпохи Возрождения, являвшийся идеалом для мастеров русского модерна. Замечательными творческими достижениями были его работы в области живописи, рисунка, керамики, монументального искусства, скульптуры, книжной иллюстрации. Врубелю было близко высокое отношение к живописи, требующее от художника нераздельной любви, подвижничества, беспредельного совершенства.
Михаил Врубель (1856-1910). Царевна-Лебедь. 1900.
Картина написана на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане" по сюжету одноименной сказки А. С. Пушкина. Врубель создал эскизы для декораций и костюмов. арию Царевны-Лебедь пела его жена, Н. И. Забела-Врубель.
"Декоративно все и только декоративно". Таков, по Врубелю, принцип природного формотворчества в сцепленности всего со всем - принцип, одновременно выражающий его творческое кредо. Врубель, с его пониманием искусства как высокой степени искусности в любой области рукотворства, оказался из художников его поколения наиболее подготовленным к принятию вызова со стороны модерна.
Он умел все: написать картину, расписать блюдо, вылепить скульптуру, нарисовать виньетку, спроектировать театральный занавес.
Михаил Врубель (1856-1910). Маска львицы. 1891.
Врубель создает скульптуры в майолике, понимая материал именно как цветной камень, а не фон для росписи красками, что принципиально отличает цветную керамику от раскрашенного изделия из глины.
Михаил Врубель (1856-1910). Изразцы "Птицы Сирин". Фрагмент отделки "скамьи Врубеля" в Абрмцево. 1900-е годы.
Врубель, воссоздавая полноту жизни или полноту смерти, создает подлинные символы культуры: Демона, Царевну-Лебедь, Садко, Пана. Часто встречаемое в его произведениях органичное соединение реального и фантастического, божественного и демонического сближает его творчество с искусством европейского модерна.
Михаил Врубель (1856-1910). Демон сидящий. 1890.
Сильное и устойчивое воздействие Врубеля испытали почти все крупные русские художники ХХ века. Его манера писать "разноцветными кубиками" (по словам Ф. И. Шаляпина) иной раз трактовалась как преддверие кубизма. Однако Врубель, доказавший своим творчеством, что глубинное постижение натуры закономерно предполагает переход по ту сторону ее внешних видимостей, стоит у истоков всех авангардных поисков русского искусства ХХ века.
Михаил Врубель (1856-1910). Женщина в розовом.
Михаил Врубель (1856-1910). Рисунки. Чтение сказки. Конец 1870-х - начало 1880-х.
Михаил Врубель (1856-1910). Портрет студента. 1882.
Михаил Врубель (1856-1910). Иллюстрация к сказке братьев Гримм "Русалка в пруду".
Михаил Врубель (1856-1910). Иллюстрация к роману "Анна Каренина".
Михаил Врубель (1856-1910). Морская царица. 1899-1900.
Михаил Врубель (1856-1910). Блюдо Садко. Майолика.
Михаил Врубель (1856-1910). Роза
Михаил Врубель (1856-1910). Автопортрет, 1885.
"Искусство модерна"
Е. Шамрай, Я. Пундик
Серия сообщений "Искусство модерна":
Часть 1 - Модерн ЭРТЕ
Часть 2 - Модерн в русской архитектуре на рубеже XIX и ХХ в.
...
Часть 5 - Русский живописец и график Константин Сомов (1869-1939)
Часть 6 - Художники - приверженцы зарождающегося русского модерна в разных видах художественного творчества
Часть 7 - Михаил Врубель (1856-1910), многожанровый художник, яркий представитель русского модерна
Часть 8 - Искусство модерна. Британский художник Эдвард Бёрн-Джонс (1833 - 1898)
Часть 9 - Уильям Моррис (1834–1896), английский художник-авангардист, приверженец идей прикладного искусства. Братство прерафаэлитов
...
Часть 16 - Эпоха модерна. Новый быт
Часть 17 - Мода предпочла бижутерию. Наследство эпохи модерна
Часть 18 - Австрийский художник Густав Климт (1862-1918) - "Поцелуй"