В 1927 году парфюмерное отделение фабрики "Большевик" (бывшего шоколадно-парфюмерного предприятия "Товарищество АдольфаСиу") закрылось. Фабрика перешла только на изготовление печенья и тортов. Еще долгие десятилетия вся нечетная сторона Ленинградского проспекта вблизи Белорусского вокзала будет благоухать ванилью и свежей сдобой. В начале 1990-х годов красивое фабричное здание, построенное в 1899 году академиком архитектуры Оскаром Францевичем Дидио, перестанет самим своим благоуханием напоминать о старой Москве. Окна погаснут...
К концу 1920-х годов определился круг предприятий, которые занимались производством парфюмерных товаров: "Новая Заря" и "Свобода" в Москве и "Ленжет" в Ленинграде. Фабрика "Ленжет" была намного меньше московских и возникла на базе Санкт-Петербургской техно-химической лаборатории. В Москве продолжала работать аптека № 1 (бывшая В. К. Феррейна) на Никольской улице, которая изготовляла в небольших количествах мыло, кремы и одеколоны.
Фабрика «Свобода» до революции называлась парфюмерной фабрикой Товарищества «А. Ралле и Ко». Здание построено по проекту архитектора Оскара-Жана Францевича Дидио в 1899 году. Фото
Парфюмерия съежилась, она уже почти ничем не походила на ту великую индустрию, которая поражала качеством ароматов, упаковки. необычностью флаконов, богатейшим перечнем изделий. Между 1925 и 1939 годами сохранились еще кое-какие названия, этикетки, парфюмерная посуда. По старинке вручную обтачивали притертые пробки. Каким переделкам подвергались рецепты парфюмерных композиций, сказать трудно, но история некоторых духов и одеколонов являет собой "смех сквозь слезы".
Реклама мыла парфюмерной фабрики Э. С. Бодло, национализированной в 1919 году.
Как известно, в ассортименте советской парфюмерии до 1970-х годов были только духи (экстракты), одеколоны, саше (сухие духи); парфюмерные отдушки также использовались для производства дорогих кремов и туалетного мыла. Можно сказать, обонятельное пространство - а под этим подразумеваются жилье, одежда, транспорт, места досуга - так изменились, что парфюмерные ароматы стали скорее неуместными.
Плакаты, призывающие к борьбе с вшами. 1917, 1920.
Флаконы из-под одеколонов фабрик "Ленжет" и ТЭЖЭ. 1920-е.
И произошло это не только по причинам чисто социальным, но и из-за снижения уровня культуры вообще. Хорошие манеры, умение красиво одеваться, наконец, чистоплотность подвергались критике, насмешкам. Владимир Маяковский писал:
Без серпа и молота
не покажешься в свете!
В чем сегодня буду фигурять я
на балу в Реввоенсовете?!
Флаконы из-под одеколонов "Тройной" и "Жасмин русский" от ТЭЖЭ. 1920-е.
Упаковка мыла "Нера" от ТЭЖЭ.
Существовала определенная двойственность в отношении к парфюмерии. Объяснялась она борьбой за особую "пролетарскую" гигиену. Без мещанских запахов. На фабрике "Свобода" был выпущен одеколон "Гигиенический", на черной этикетке которого во множестве изображались символы свободного труда. Выпускали брокаровский одеколон "Тройной". Но главным оставалась борьба с вшами.
Иди в баню после работы. Неизв. худ. 1930-е.
Вот что пишет краевед Георгий Андреевский: "Вспомним, как был поставлен вопрос о борьбе с этими паразитами на VII съезде Советов в декабре 1919 года: "Или вошь победит социализм, или социализм победит вошь". Победить антисанитарию можно было только мылом и хлоркой. Но ни того, ни другого не хватало. И не будет хватать до конца 1960-х. Андреевский далее поясняет: "В 1944 году в паек (литеры А) входили такие продукты, как мясо, рыба, общим весом 2 кг 200 г. Иногда вместо рыбы давали икру... Кусок туалетного мыла, кусок хозяйственного и т.д."
Но этой жизни противостояла попытка украсить будни, отвлечься от суеты, помечтать. Парфюмерная промышленность производила довольно много наименований духов, основная масса которых была родом из дореволюционной поры или НЭПа. Прилавки магазинов ТЭЖЭ (треста "Жиркость") запестрели этикетками и флаконами с запахами, которые были в моде у небогатой и непритязательной публики в 1910-х годах. Эти навязчиво приторные ароматы в силу не зависевших от парфюмеров причин будут производиться еще долго-долго.
Флаконы из-под одеколона и духов "Кармен". 1950-е.
Самыми популярными были духи и одеколон "Кармен". Этикетку с прекрасной испанкой, розой и мантильей знали четыре, а то и пять поколений советских людей (не считая дореволюционных). Так уж распорядилась судьба: сначала, в 1920-х годах, "Кармен" выпустили потому, что надо было как-то насытить рынок недорогой продукцией; в 1930-х годах началась гражданская война в Испании, и этикетка с испанкой стала символизировать солидарность, в послевоенные годы вернулась мода на сладкие ароматы; наконец, испанка на этикетке была хороша и выделялась на фоне идеологизированной упаковки. Так "Кармен" дотянула до середины 1970-х годов. Из дешевых духов "Кармен" была главным долгожителем.
Остальные - одеколон "Северный" (флакон в виде глыбы льда с мишкой), цветочные духи "Магнолия", "Камелия", одеколон и пудра "Кремль" - имели не только приятные ароматы, но и необычные флаконы, этикетки и упаковку.
Французские историки парфюмерии считают, что пряные ароматы с нотами мускуса вновь входят в моду через каждые 40-50 лет. Тема эта бесконечна, ведь мода в костюме, декоративной косметике и прическе меняется довольно отчетливо, тогда как парфюмерные запахи - легкие и сладкие, глубокие и цитрусовые, зеленые, цветочные - всегда пользуются успехом, но у разных людей. Получается, что мода и парфюмерия почти не пересекаются. Но все-таки не зря говорят, что у каждой эпохи свой аромат. Советское предвоенное пятнадцатилетие (1925-1940) пахло тремя знаменитыми ароматами: "Красной Москвой" (самый дорогой), нежной и очень женственной "Манон" и "Карсным маком".
Реклама пудры "Красный мак". 1930-е.
Флаконы из-под одеколона и духов "Красный мак". 1930-е.
Рекламные плакаты духов и одеколона "Маки". 1950-е. Эта парфюмерия относилась к более низкой категории, нежели "Красный мак".
Автором "Красного мака" был Давид Гарбер. Он в 1936 году стал техническим директором фабрики "Новая Заря", т.е. главным парфюмером... Доподлинно известно, что духи "Манон" были созданы
Августом Мишелем в 1930-1932 гг. Получается, что Гарбер на фабрике работал при Мишеле, хотя Павел Иванов (
ученик Августа Мишеля) никогда о нем не упоминал. Духи "Красный мак" были выпущены в 1927-1928 гг.: они были навеяны премьерой балета Глиэра "Красный мак" в Большом театре.
Этикетка одеколона "Кармен". 1920-у.
Рекламный плакат одеколона и пудры "Маска" от ТЭЖЭ.
Давид Гарбер был, по всей видимости, человеком "со стороны", т.е. до революции работал на какой-то фабрике, которую закрыли. Неизвестно, какие еще он создал композиции, а также почему именно его назначили главным парфюмером "Новой Зари", ведь подобные должности утверждались и в "Жиркости" (ТЭЖЭ, после 1937 года этот трест ликвидируют и создадут управление "Главпарфюмер", которое возглавит Т. Морозова), и в горкоме партии. Можно лишь заметить, что Мишелю было около 60 лет, Иванову за 30 - оба были вполне уместны на этой должности. После войны ее занял Павел Иванов и работал до 1980-х.гг.
А духи Давида Гарбера "Красный мак" не случайно имели столько поклонниц на протяжении почти полувека.
М. С. Колева
"Советский стиль. Парфюмерия и косметика"
Серия сообщений "История парфюмерии ":
Часть 1 - Об истории советской парфюмерии
Часть 2 - Зарождение в России парфюмерной индустрии и два француза
Часть 3 - Начало советской парфюмерии, девушка Дуня Уварова и снова два француза
Часть 4 - Из истории создания уникального аромата легендарной "Красной Москвы"
Часть 5 - Зарождение советской парфюмерии. От разрушения к возрождению
Часть 6 - О китайской красавице в истории советской парфюмерии
Часть 7 - Ароматы, сопровождающие строительство социализма в СССР в первые десятилетия советской эпохи
...
Часть 29 - "Да здравствует мыло душистое..."
Часть 30 - "Революция" в косметике для советских женщин
Часть 31 - История советской парфюмерии. Финал...