-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Лилия_Евгеньевна

 -Метки

1 сентября агния барто адрианов с аквариум аквариумные рыбки актеры аппликация балдахин барков а бернардо беллотто бижутерия ботвинья бумажная кукла бумажные куклы ванная вербное воскресенье выпечка вяжем жилет детям вяжем платье детям гимнастика города городской пейзаж готика густав климт гюбер робер давыдов денис дамские аксессуары декор десерт дети детская книга диета елочные игрушки жакет жакет вязаный женские портреты женский живописный портрет женский образ живопись жилет вязаный журнал моды журнал техника-молодежи запеканки зарядка зимний пейзаж зубная щетка история урала календари камиль коро каспар фридрих книжка-кукла комиксы кофточка вязаная кошки кукольная миниатюра ламбрекен лекарственные растения лексикон моды ленин манилова л маска для лица массаж машинная вязка маяковский медали меры ягод мода мода древнего египта модерн мюллер в мясные блюда напитки народная медицина народные приметы новогодние костюмы новый год ноты овощные блюда открытки открытки музыкальные открытки новогодние панов э п парфюмерия пасха пейзаж песни ссср петушок плакаты платье полог из штор портрет поэты пушкинской эпохи прилежаева мария прически пророки прошлого пыльник рамки рассказы для детей рассказы о природе рауль дюфи революция 1917 реклама ренессанс рецепты блюд русский быт рыжиков а садовый дизайн салаты сервировка сказка сказки славянская мифология советы косметолога ссылки стихи стихи детские стихи про самовар супы театр теодор руссо торты украшения урал уход за волосами училище гнесиных фотоэффекты хруцкий иван фомич художник иванов ю в художник петров м цветы чай черно-белый рисунок шаль шапочки шарф шляпки шторы шьем платье электронная книга эпоха модерна этикетки эффекты текста юбка юбка вязаная юбка годэ ярлыки

 -Рубрики


Зарождение в России парфюмерной индустрии и два француза

Четверг, 26 Сентября 2019 г. 17:29 + в цитатник

5158259_parfumeriya1 (676x700, 423Kb)

В 1841 году в Париже в семье парфюмера Атанаса Брокара родился младший сын, Анри. В том же году в Москву приехал известный французский парфюмер Альфонс Ралле. До отмены крепостного права в России оставалось 19 лет, до появления в московских домах водопровода и канализации - лет 70, до миллионного московского жителя - столетие... Чего же искал в краю далеком 250-летний Ралле?
 
 
 
5158259_parfumeriya121 (480x700, 125Kb)
 
Рекламный плакат "Товарищество А. Ралле". 1900-е.
 
 
Энергия, жажда действия, фанатичная преданность профессии рождают особый тип человека. Хотел ли Ралле разбогатеть легко и быстро, пользуясь практически полным отсутствием конкуренции?  Тогда он мог найти место поближе к Франции. Но Ралле был "идейным" парфюмером: он любил учить, любил находить и выводить в люди таланты. Москва казалась ему идеальным местом, "чистым листом", где он мог бы осуществить свои замыслы.
 
 
5158259_parfumeriya122 (440x700, 273Kb)
 
Рекламный плакат мыла "Леда" от "А. Ралле и Ко". Начало ХХ века.
Флакон из-под духов "А. Ралле и Ко". Начало ХХ века.
 
 
В 1843 году за Сущевским валом, на Вятской улице, он ставит свою благовонную фабрику. Главным цехом был мыловаренный, затем цеха по производству лосьонов, одеколона, помад, пудры и фиксуаров (закрепляющей помады для усов). Продукция сразу же поразила москвичей своим высоким качеством. Это было замечено в Петербурге, и через три года Ралле уже получил звание "Поставщика двора Его Императорского Величества".
 
 
5158259_parfumeriya12341 (581x561, 135Kb)
 
Иллюстрация из серии "Поставщики высочайшего двора  Ралле и Ко в Москве"
с изображением фабричной котельной. Журнал "Нива". 1897 г.
 
 
  В это время во Франции бушевали антирусские страсти, вызванные публикацией в 1843 году книги маркиза де Кюстина "Россия в 1839 году". Комментируя взгляды автора, историк, член Французской Академии Элен Каррер д'Анкос замечает: "Чтобы жить в России, надобно быть русским". Это безапелляционное утверждение маркиза де Кюстина, побывавшего в Петербурге в 1839 году, дает исчерпывающее представление о том, как даже в XIX веке, не говоря уже об эпохах более ранних, французы воспринимали Россию. И тем не менее эта далекая страна, которую путешественники описывали, противореча один другому и впадая в крайности, постоянно давала пищу их воображению.
 
 
5158259_parfumeriya1231 (577x700, 393Kb)
 
Рекламный лист товарищества высшей парфюмерии "А. Ралле и Ко".
Парфюмерия "Левкой" (одеколон и духи). Начало ХХ века.
Реклама товаров "А. Ралле и Ко" (средство для зубов и волос).
 
 
Ралле остался равнодушным ко всему этому шуму - он работал.
За девять лет своего пребывания в Москве он получил не только почетные звания (два герба "Поставщика двора Его Императорского Величества" - третий герб будет получен позже), что дало ему и социальный статус, и привилегии в торговле, налогообложении и пр., но и всероссийскую известность.
 
 
5158259_parfumeriya12340 (700x601, 121Kb)
 
Мыло "Земляничное" от загара и его упаковка. "Товарищество  А. Ралле и Ко".  
 
 
В 1850 - 1852 гг. Ралле решил продать фабрику своим компаньонам Бодрану и Бюжону, но с одним непременным условием: кому бы она ни принадлежала, она должна носить его имя. Штандарт с именем знаменитого парфюмера будет развиваться над его детищем еще целых 66 лет!  Последним владельцем фабрики стал обрусевший француз Арман Дютфуа.
 
5158259_parfumeriya123456 (693x700, 454Kb)
 
Есть фраза, приписываемая римскому императору Марку Аврелию: "Жизнь бренна, судьба загадочна, слава непостоянна". Мог ли Альфонс Ралле (ум. 1894) предположить, что в 1918 году его фабрика будет национализирована и получит унылое название "Государственный мыловаренный завод № 4"?  К тому времени, правда, ни самого Ралле, ни его компаньонов уже не будет в живых.
 
 
5158259_parfumeriya1234567 (685x700, 395Kb)
 
Рекламный плакат пудры "Леда" от  "Товарищество А. Ралле и Ко". Начало ХХ века.
Баночка из-под крема.  "Товарищество А. Ралле и Ко". Конец XIX-начало ХХ в.
Рекламный плакат парфюмерии "Анютины глазки". Начало ХХ в.
Коробочка из-под пудры.  "Товарищество  А. Ралле и Ко". 
 
 
Отъезд Ралле из России, по-видимому, имел какие-то личные причины. Во всяком случае, он еще неоднократно будет посещать Петербург и Москву, консультировать, привозить новинки, жертвовать средства для католического собора Св. Людовика на Малой Лубянке (на этот счет сохранились документы и письма).
 
 
5158259_parfumeriya1234567890 (684x700, 350Kb)
 
Этикетки продукции Ралле и рекламный плакат парфюмерии "Императис". 1910-е.
 
 
В год отъезда Ралле из Москвы сыну Атанаса Брокара исполнилось 11 лет, и он вместе с отцом и старшим братом отправился за океан  в Филадельфию, где они начали  свое мыловарение и парфюмерное дело. Ничто еще не предвещало  появления в Москве большой парфюмерной индустрии.
 
Между 1857 и 1859 гг. в семье Брокар случается трагедия - умирает старший сын, Александр. Что побудило отца свернуть дело и вернуться во Францию, не ясно. Но Анри Брокар  оказался в Париже, где в те годы работало не меньше сотни парфюмеров, а путь в Россию был уже проторен множеством ремесленников и торговцев во Франции. Образ русских заметно изменился к лучшему, считалось очень перспективным работать в России. Через знакомых удалось  выяснить, что московский аптекарь Гик предлагал место лаборанта со столованием (т.е. с едой и проживанием).
 
 
5158259_parfumeriya123456789010 (700x693, 452Kb)
 
Рекламный плакат продукции  "Товарищество А. Ралле и Ко". Стиль модерн. 1910-е.
Рекламный плакат  "Товарищество А. Ралле и Ко" в псевдорусском стиле. 1898.
 
 
Разные авторы по-разному оценивают возраст  Анри Брокара в год его приезда в Москву, и уж совсем таинственной фигурой кажется Гик. Мы попытаемся внести ясность - Анри Брокар явно того заслуживает, поскольку занимает в русской культуре очень заметное место. Возраст 19 лет - наиболее точная цифра: ведь мы знаем, что семья Брокер провела в США семь лет. Для получения навыков в таком ремесле, как парфюмерия, этого вполне достаточно. Ремесло парфюмера в середине XIX века было еще далеким  от индустрии и носило кустарный характер.
 
 
5158259_parfumeriya123456789012 (459x700, 102Kb)
 
Анри Брокар со своей женой Шарлоттой.
 
 
С момента приезда Брокара в Москву происходят события, предопределившие становление и процветание русской парфюмерной промышленности. И первым стало его поступление на работу к Гику, который не был просто аптекарем. Дело в том, что в первой половине XIX века органическая химия еще считалась частью медицины и фармацевтики. Выдающиеся химики того времени Либих и Дюма работали аптекарями, а Берцелиус учился на врача. Гик таже учился на фармацевтическом факультете в Германии. В России не только изготовление лекарств относилось к медицине, но и парфюмерное дело  было причислено к фельдшерскому. Поэтому молодой Анри Брокар, попав в лабораторию Гика, окунулся в атмосферу необычную и творческую. "...Даже факторы объективного характера влияют на науку не непосредственно, а через людей, с их неповторимым индивидуальным характером, с их созданным воспитанием, а иногда коренящимися в наследственности складом ума и психологическими установками". Эти слова принадлежат  советскому специалисту в области органической химии Георгию Быкову.
 
 
5158259_parfumeriya1234567890123 (507x700, 299Kb)
 
Упаковка продукции  "Товарищество А. Ралле и Ко" (одеколон и зубной порошок).
Рекламный плакат парфюмерии "Брокар и Ко"".
 
 
Брокера много лет возвеличивали как предпринимателя, как очень хорошего парфюмера, но отчего-то почти не вспоминали, что он был великим новатором, начавшим с открытия, которое преобразило его дальнейшую жизнь. Он изобрел технологию, получившую название в духе того времени - "концентрированные духи".
 
 
5158259_brokar (371x700, 258Kb)
 
Термин  "концентрированные духи" позаимствован всеми авторами, писавшими о Брокаре, из текста юбилейного альбома "Товарищества Генриха Брокара и Ко" (1894), изданного к 50-летию фирмы. Тем не менее в чем именно заключалась эта технология, точно неизвестно.
 
Ни Брокар, ни другие гениальные парфюмеры того времени не были дипломированными химиками или фармацевтами. Можно лишь предположить, что в лаборатории Гика путем проб и ошибок Брокару удалось получить некие совершенно новые соединения природных душистых веществ, с помощью которых он значительно удешевил производство духов...  Брокар предложил свой метод французской парфюмерной фирме "Рур - Бертран - Дюпон"...
 
 
5158259_brokarmilo (598x482, 116Kb)
 
Реклама жидкого мыла "Национальное" от "Товарищества Брокар и Ко". Начало ХХ в.
 
 
Каждое событие в жизни Анри Брокара (в соответствии с русской речевой этикой его стали называть Генрихом Афанасьевичем) оказалось связанным с историей русской жизни и русской парфюмерии в частности. Например, он влюбился в обрусевшую бельгийку Шарлотту Равэ и женился на ней. Таким образом он, во-первых, навсегда остался в Москве, а во-вторых, породнился с папашей Равэ, который в молодые годы был гувернером дочерей великого русского поэта Тютчева. А стоило Брокару быть приглашенным на благотворительный базар и поднести герцогине Ольденбургской благоухающий букет искусственных цветов, как об этом заговорил весь город. Что же это был за букет?
 
В книге "Цветы в искусстве: цветочные мотивы в европейской живописи и декоративно-прикладном искусстве", описывающей собрание музея в Копенгагене, есть изображение интерьерного букета из воска, клея и бумаги, но выглядит он очень условным. Во времена Брокара витрины парфюмерных магазинов (тогда говорили - лавок) менялись ежедневно. Кроме самих товаров ставили вазы с цветами, корзинки или просто букеты из шелка и прочих материалов. Лучшие искусственные цветы делались в Париже, если речь шла о цветах для костюма, шляп и т.п. Но идея "витринного" букета, надушенного каким-нибудь модным ароматом, могла прийти в голову только такому французскому "американцу", как Брокар. Современникам это очень понравилось - во всяком случае, об этом букете рассказывают небылицы. Самая популярная - что каждый цветок благоухал, как настоящий.
 
5158259_brokar2fontan2 (514x700, 107Kb)
 
Букет для витрины парфюмерного магазина. Шелк, бумага, минеральные краски, воск, клей. Начало ХХ в.
 
 
...Брокару принадлежит  разработка и введение в русскую парфюмерию цветочного направления. В 1882 году для открытия своего павильона в рамках Всероссийской промышленно-художественной выставки он придумал интерьерный фонтанчик, из которого струился его знаменитый "Цветочный одеколон". Началась давка, вызывали полицию, наутро все газеты писали об этом.
 
5158259_brokar2fontan (466x558, 120Kb)
 
Брокоровский фонтан с одеколоном "Цветочный". Конец XIX в.
 
 
Идеи и вкус Генриха Афанасьевича были несколько далеки от французских и, скорее всего, навеяны его филадельфийской юности. А чего стоили его первые придумки, связанные с мылом: мыло в форме огурца, мыло детское с выдавленными на нем буквами алфавита - его знала, да и грамоте по нему училась вся Россия!
 
5158259_brokar2 (444x581, 97Kb)
 
Реклама одеколона "Империал" от  "Товарищества Брокар и Ко".
 
Великий московский француз Анри Брокар умер в 1900 году, не дожив совсем немного до 60 лет. Его предприятие могло бы превзойти всю французскую парфюмерную промышленность, но грянула Первая мировая война и революция...  В 1918 году фабрику национализировали и присвоили ей название "Государственный мыловаренный завод № 5".
 
М. С. Колева
"Советский стиль. Парфюмерия и косметика"
 
 
 

Серия сообщений "История парфюмерии ":
Часть 1 - Об истории советской парфюмерии
Часть 2 - Зарождение в России парфюмерной индустрии и два француза
Часть 3 - Начало советской парфюмерии, девушка Дуня Уварова и снова два француза
Часть 4 - Из истории создания уникального аромата легендарной "Красной Москвы"
...
Часть 29 - "Да здравствует мыло душистое..."
Часть 30 - "Революция" в косметике для советских женщин
Часть 31 - История советской парфюмерии. Финал...

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку