-Рубрики

 -Метки

1 сентября агния барто адрианов с аквариум аквариумные рыбки актеры алмаз хоупа альфред сислей анри матисс аппликация балдахин балет барков а бернардо беллотто бижутерия ботвинья бумажная кукла бумажные куклы ванная винсент ван гог вострецова анастасия выпечка вязание гимнастика города городской пейзаж густав климт гюбер робер давыдов денис дамские аксессуары десерт дети детская книга диета духи елочные игрушки жакет жакет вязаный женские портреты женский живописный портрет женский образ живопись животные жилет вязаный журнал техника-молодежи зарядка зверушки зимний пейзаж зубная щетка история история урала календари клод лоррен книжка-кукла кофточка вязаная кошки кукла кукольная миниатюра ламбрекен лекарственные растения лексикон моды ленин летний дворец липовый чай манилова л маска для лица маски для лица массаж маяковский медали мода молодогвардейцы мюллер в мясные блюда мята награды напитки народная медицина народные приметы никола пуссен новый год ноты овощные блюда отвар липы открытки открытки музыкальные открытки новогодние парфюмерия пасха пейзаж песни ссср петушок плакаты платье поговорки портрет прически пророки прошлого пыльник рамки рассказы для детей рассказы о природе революция 1917 реклама рецепты блюд русский быт рыжиков а садовый дизайн салаты сервировка сказка сказки скачать славянская мифология советы косметолога ссылки стихи стихи детские стихи про аквариум супы торты украшения уход за волосами фотоэффекты франсуа буше хруцкий иван фомич художник иванов ю в художник петров м цветы чай черно-белый рисунок шаль шапочки шторы шьем платье электронная книга эпоха модерна эффекты текста юбка юбка вязаная ян ван гойен ярлыки

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Лилия_Евгеньевна


Модерн в русской архитектуре на рубеже XIX и ХХ в.

Вторник, 24 Сентября 2019 г. 14:41 + в цитатник

5158259_modern (445x700, 261Kb)

Н. Г. Лазарев. Фрагмент фасада доходного дома. Москва. 1900-е.
 
Новый художественный стиль в России формировался на рубеже XIX и ХХ веков. Важнейшую роль в становлении русского модерна сыграло творчество художников группы "Мир искусства", настойчиво утверждавших эстетизм, близкий по духу европейскому символизму второй половины XIX века. Но все же определяющим для модерна в России оказывается обращение к истокам славянской и православной культуры, русскому Средневековью - это движение к "русскому стилю".
 
 
 
5158259_modern2 (502x551, 111Kb)
 
Ф. И. Лидваль. Деталь главного фасада доходного дома Лидвалей. Санкт-Петербург. 1899-1904.
 
Модерн в русской архитектуре формируется в двух столицах и несет черты этих двух  стилевых центров: петербургского и московского. В архитектуре модерна существовали лидеры с ярко выраженным творческим началом, высоко ценимые авторитеты, чьи идеи привлекали, становились многим близки, подхватывались  и по-новому переосмысливались. Так, произведения Ф. И. Лидваля и Ф. О. Шехтеля даже, по мнению современников, определили тенденции развития нового стиля. Различие двух направлений состояло в форме и способе воплощения идей: для Москвы были характерны широта и радикальность самовыражения, для Петербурга - сдержанность чувств. В результате сформировалось два часто взаимодействовавших направления. Одно из них - "русский стиль", когда в поисках монументальной простоты архитектуры обратились к древним памятникам Новгорода и Пскова. Другое - "русский северный модерн".
 
Главные внешние приметы архитектуры "северного модерна" - с большим искусством подобранные сочетания естественных и искусственных отделочных материалов, каждый из которых выигрывает от соседства с другим. Цоколь часто облицован финляндским гранитом, в основном грубо обработанным, а кое-где гладко тесанным, со скульптурой. Плоскости стен верхних этажей покрыты фактурной  штукатуркой или тоделочным кирпичом. В элементы отделки введены орнаменты, вдохновленные северным фольклором, образами северной флоры и фауны.
 
 
5158259_modern23 (422x700, 225Kb)
 
Ф. О. Шехтель. Фонарь парадной лестницы в особняке А. И. Дерожинской. Москва. 1901-1902.
 
Архитектором, наиболее полно воплотившим основные тенденции развития русского модерна московской школы, был Федор Шехтель (1859-1926). Он шел  к модерну через творческое переосмысление архитектуры эклектики, в частности, неоготики. С 1900-х годов он становится убежденным сторонником модерна, создавая многочисленные произведения, отличающиеся ясностью пластического решения и рациональностью образа; они воплощают сущность новой архитектуры. Самым характерным произведением Ф. О. Шехтеля в стиле модерн признан особняк С. П. Рябушинского, явившийся своеобразным "архитектурным манифестом", провозгласившим новый стиль.
 
 
5158259_modern234 (700x443, 70Kb)
Ф. О. Шехтель. Парадная лестница в особняке С. П. Рябушинского. Москва. 1900-1902.
Лестница, которая состоит из перетекающих одна в одну как бы взвихренных пластичных форм, придает интерьеру динамизм и экспрессию. Тема волн, морской стихии была очень популярна и в модерне, и в поэзии символизма. использование мрамора, полированного цветного камня, лепнины, майолики, цветной штукатурки и бронзовых ручек дверей в виде изгибающихся ветвей создает причудливую атмосферу восточной сказки.
 
Эпоха модерна завершила движение европейского искусства, импульс которому был дан итальянским Возрождением. Не случайно эпоху Серебряного века в России называют русским Ренессансом. Модерн как антиэклектическое движение, ставившее своей целью уничтожить подражание искусству прошедших эпох, явился первым искусственным стилем, возникшим благодаря сознательной воле  и энергии передовых деятелей искусства и культуры Европы.
 
 
5158259_yaroslav_vokzal (700x488, 307Kb)
 
Ф. О. Шехтель. Москва. Ярославский вокзал. 1900-1902.
Это здание - пример национально-романтического направления модерна. Архитектор воспользовался характерным для древнерусского зодчества принципом соединения в одно целое разных по формам и масштабу построек. Крутые высокие крыши и башня, гипертрофированные навесы и многоцветная облицовка асимметричного здания придают ему  черты уникальности и ощутимого влияния северного народного зодчества.
 
5158259_moskvagorodamoskvarossiyayaroslavsk995857 (700x468, 248Kb)
 
 
"Искусство модерна"
Е. Шамрай, Я. Пундик
 
 
 

Серия сообщений "Искусство модерна":
Часть 1 - Модерн ЭРТЕ
Часть 2 - Модерн в русской архитектуре на рубеже XIX и ХХ в.
Часть 3 - Работы французского художника Жоржа де Фёр в стиле Арт Нуво (модерн)
Часть 4 - Худ. Лев Бакст (1866-1924) - мастер модерна
...
Часть 16 - Эпоха модерна. Новый быт
Часть 17 - Мода предпочла бижутерию. Наследство эпохи модерна
Часть 18 - Австрийский художник Густав Климт (1862-1918) - "Поцелуй"

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку