Парфюмерия как явление мировой цивилизации , насчитывающее тысячи лет, и советский ее период (1920-е - начало 1980-х) ничем друг от друга не отличаются, если иметь в виду воздействие парфюмерных ароматов на подсознание людей.
Различия состоят в том, как влияла парфюмерия на частную жизнь человека в разных странах и в разные эпохи, как она встраивалась в исторические события, национальные традиции, культуру, экономику, науку и политику.
Есть некоторая странность в истории советской парфюмерной индустрии. С одной стороны, это совершенно особая страница советской жизни, с другой - продолжение русско-французской парфюмерии XIX и начала ХХ века. Последнее обстоятельство обеспечило советской парфюмерии такое свойство, как устойчивость, которая даже граничила с сопротивлением менявшейся реальности, отстраненностью от действительности.
Парфюмерия вообще своего рода ловушка, обманка. Все парфюмерные запахи не только "слышатся" всякому по-своему, но и пахнут на каждом человеке совершенно индивидуально. Известный советский специалист в области косметики и парфюмерии Рудольф Фридман писал: "Во всех случаях запах душистых веществ каждый воспринимает не отдельно, а всегда на фоне многих других запахов - стен, мебели, окружающих людей, животных, - и, наконец, всегда на фоне запаха, присущего себе самому".
Психофизиологический аспект запахов, по сути, оказался тем фактором, который привел всю советскую парфюмерную отрасль к краху. Конечно, было много иных причин: нехватка и несовершенство природных и синтетических душистых веществ, устаревшие технологии и оборудование, незаинтересованность причастных к парфюмерии ведомств в реформах и пр. Но то, что горожане в 1970-х гг. выстаивали долгие очереди за простенькими польскими духами "Быть может", - явное свидетельство "усталости" от той парфюмерной продукции, которую производили в СССР, не считаясь с переменами в моде, быту, вкусах. Оказалось, для того чтобы свести на нет великую русско-французскую парфюмерную традицию, потребовалось 60 лет.
Впрочем, отмеряя эпохи парфюмерии, мы должны отдавать себе отчет, что она едва ли не вечна. Американский ученый А. Лео Оппенхейм в книге "Древняя Месопотамия" писал о ближневосточных парфюмерах IV-III тысячелетий до н. э (!): "...Эти тексты уникальны в клинописной литературе: только парфюмеры и изготовители стекла ценили свою работу настолько высоко, что стремились сохранить в письменном виде традиции ремесла".
Флакон из-под духов Vary Gorden от McLeon Perfumes, Detroit.Стиль модерн. 1904.
Рекламный плакат фабрично-торгового химико-фармацевтического товарищества "Р. Кёлер и Ко" в Москве. 1903.
Но время - это еще и общественное сознание. Поэтому мы останемся в пределах тех событий, имен, переживаний, которые сопутствовали советской повседневности. То, что происходило в стране, отражалось в жизни всех ее граждан. И тех, кто пользовался духами, и тех, кто никогда не брал в руки заветный флакон.
Общая цель объединяет парфюмерию с косметикой. Обе они служат желанию людей привлекать, обольщать. Косметике, возможно, чуть меньше лет, чем парфюмерии, а той косметике, которая является основой всего комплекса ухода за кожей и волосами, не больше 3-4 тысяч лет.
Сегодня мы находимся где-то посредине между пренебрежением бытовой культурой советского времени и ностальгическим к ней отношением. Из множества "ненужного хлама", оставшегося на чердаках, дачах, можно извлечь выгоду, продав кое-что антикварам, которые в последние годы ввели моду на советский стиль.
...Среди подобных предметов еще попадаются флаконы для духов и одеколона, баночки из-под крема и пудры, сюрпризные коробки. Многие люди. не ведая ничего о советской парфюмерной индустрии, просто выбрасывают этот "мусор" или оставляют что-то как память о близких...
Парфюмерия делилась на престижные, дорогие, модные, малотиражные духи и одеколоны. Деление духов по признаку "дорогие-дешевые" всегда являлось очень точным социальным маркером. ...советская парфюмерия никогда настоящей роскошью не была... Великие ароматы, созданные вдохновением и трудом выдающихся парфюмеров, благоухали и в квартирах "улучшенного типа", и на коммунальных кухнях обычных граждан. Если бы советская парфюмерия в глазах элиты считалась настоящей роскошью, она не исчезла бы так стремительно в начале 1980-х гг.
Флаконы из-под одеколона "Резеда" и духов от "А. Сиу и Ко". Начало ХХ в.
Рекламный плакат туалетного мыла "А. М. Жуков". Стиль модерн. 1900-е.
Этикетка мыла "Купеческое" от "А. Сиу и Ко". Начало ХХ в.
Мера материальных ценностей в советской повседневности, хотя и колебалась от югославской мебели до чешского хрусталя, имела более надежные эквиваленты - золотые украшения и бриллианты. В конце 1970х гг. верхушка общества уже обладала значительным финансовым потенциалом. На театральных премьерах, в знаменитых ресторанах, в спецсанаториях дамы блистали бриллиантами и пахли французскими духами. Советская парфюмерия между тем уходила навсегда, теряя одаренных парфюмеров, научные наработки, престиж. Смена обонятельных идеалов произошла не только очень быстро, но и не оставила после себя ни традиции, ни материальных следов, кроме флаконов и коробочек, которые на протяжении многих лет терялись и выбрасывались.
М. С. Колева
"Советский стиль. парфюмерия и косметика"
Серия сообщений "История парфюмерии ":
Часть 1 - Об истории советской парфюмерии
Часть 2 - Зарождение в России парфюмерной индустрии и два француза
Часть 3 - Начало советской парфюмерии, девушка Дуня Уварова и снова два француза
...
Часть 29 - "Да здравствует мыло душистое..."
Часть 30 - "Революция" в косметике для советских женщин
Часть 31 - История советской парфюмерии. Финал...