Вид Запасного дворца и реки Фонтанки в Петербурге. Конец XVIII в. Неизв гравер (мастерская Г. Пробста) по рис. М. Махаева.
В 1703 году в устье реки Невы, на берегу Финского залива, заложен город Санкт-Петербург, будущая столица огромной Российской империи. Раскинувшийся на ста островах, этот город вот уже почти три столетия поражает своей неповторимой красотой. Не похожий на прочие русские и европейские города, он стоит особняком и в истории архитектурного искусства.
Только-только завершили строение мощной крепости в устье Невы и поставили первый дом для царя - небольшую избу, а Петр уже называет в письмах Петербург "раем" и "столицей". Это город его мечты. Здесь рядом любимое море, а свежий воздух Балтики будоражит кровь, рождает видения больших и легких кораблей с надутыми парусами. Здесь ничто не напоминает древнюю Москву, с куполами бесчисленных церквей, с ее тяжкой, застоявшейся атмосферой лени и ненависти ко всему новому. В Петербурге можно строить все как хочется, чтобы стал город новым Амстердамом.
Типовые проекты застройки при Петре I. Гравюра.
В бывшей столице и в других городах было временно запрещено всякое казенное строительство. Весь кирпич и камень надлежало отсылать на берега Невы. Даже каждый крестьянин, привозивший в новую столицу мешки с мукой или бочки с засоленной свининой, обязан был захватить с собой несколько булыжников для мощения мостовых.
Петр был нетерпелив. Не жалея людей, он начал претворять свое желание в жизнь. ...Уже через двадцать лет после основания новая русская столица поражала приезжих своими размерами и красотой зданий. Петербург стал "окном России в Европу". Сквозь это "окно" на невские просторы ворвался свежий ветер перемен, новых нравов и нового стиля жизни.
Проспект вверх по Неве-реке от Адмиралтейства и Академии наук. Гравюра. 1753. Неизв. гравер по рис. М. Махаева.
Сразу же наметились различия между образом жизни новой столицы и старой Москвы. Единый поток художественной и бытовой культуры начал делиться на два русла. В Петербург из Европы приехали новые архитекторы, скульпторы, резчики по дереву, живописцы и граверы. Европейские портреты и гравюры с видами городов и сражений начали в изобилии украшить жилые комнаты... Встречаясь друг с другом дворяне новой столицы пытались здороваться на западный манер. Мужчины, отставив назад одну ногу, усердно мели перед собой землю шляпой. Женщины, стараясь удержать равновесие, приседали в книксене...
Вид Петербурга. Гравюра. 1727. А. Зубов.
Москва сверкала золочеными куполами бесчисленных церквей. Петербург украшал себя стремительными острыми шпилями, готовыми казалось, проткнуть низкое северное небо.
Ю. М. Овсянников
"Картины русского быта"
Серия сообщений "Русский быт":
Часть 1 - "Давно известная всем дура..."
Часть 2 - "Ванятка Грозный"
...
Часть 17 - Правила светского этикета поведения на балу
Часть 18 - Начало пути России к европейскому образу и подобию
Часть 19 - Рождение Санкт-Петербурга - новой столицы России
Часть 20 - История заводской архитектуры Урала в период с 1861 - 1917 гг.
Часть 21 - История архитектуры Урала в период с 1861 - 1917 гг. Здания общественные, жилые
...
Часть 48 - Как "правильно" шутить в компании
Часть 49 - Посуда и кухонная утварь во дворцах царей и знати Российской империи в XVIII-XIX вв.
Часть 50 - Театральный XIX век в Российской империи