Юбилей линейки |
Юбилей бывает у городов, паровозов, приборов, зданий, предприятий... Есть он и у простой линейки с делениями на миллиметры и сантиметры. Ей исполняется 200 лет. Она - дитя Великой французской революции.
Однако следует заглянуть и в более седую старину. К примеру, при раскопках Помпеи археологи находили тщательно отструганные дощечки, с помощью которых античные архитекторы выполняли свои чертежи. В средневековье немецкие монахи для разметки линий и колонок на листах пергамента пользовались тонкими свинцовыми пластинками. В ряде стран Европы, в том числе и в Древней Руси, для этих целей применялись железные прутья. В летописях они назывались "шильцами".
Когда во Франции в 1789 году началась революция, академикам поручили ввести новую систему мер. За единицу длины была принята сорокамиллионная часть географического меридиана, проходящего через Париж. Его дуга тщательно измерялась французскими учеными на участке от Дюнкерка до Барселоны. Затем в Париже были изготовлены две платиновые линейки шириной 25 мм и длиной 1 м. Этот эталон называли "республиканским метром".
Деревянные линейки с метрическими делениями сперва были в распоряжении только академиков. Затем их изготовили для парижских студентов, в первую очередь для учащихся высшей Политехнической школы. В обычные школьные классы они перешли в самом начале XIX века.
В Россию "республиканские" линейки попали в 1812 году в качестве военных трофеев. Но к производству их приступили лишь после 1899 года, когда по инициативе Д. И. Менделеева в нашей стране началось постепенное внедрение метрической системы мер.
Д. Арнаудов, инженер
"Техника-молодежи", 10/1989
|
Серия сообщений ""Техника - молодежи" СССР":
Часть 1 - Биография сахара
Часть 2 - Занимательная История
...
Часть 39 - "Чулочный эффект". Открытия прошлого
Часть 40 - Плата за нейтралитет. "Шах" из Алмазного фонда
Часть 41 - Юбилей линейки
Часть 42 - Космический дом человечества
Часть 43 - Фото со смотра-пробега антикварных автомобилей в Юрмале в 1986 году
Часть 44 - Московский вернисаж «багги». Фото со Всесоюзного смотра-конкурса кроссовых автомобилей в 1974 году
Рубрики: | Это интересно |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |