-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Лилия_Евгеньевна

 -Метки

1 сентября агния барто адрианов с аквариум аквариумные рыбки актеры аппликация балдахин барков а бернардо беллотто бижутерия ботвинья бумажная кукла бумажные куклы ванная вербное воскресенье выпечка вяжем жилет детям вяжем платье детям гимнастика города городской пейзаж готика густав климт гюбер робер давыдов денис дамские аксессуары декор десерт дети детская книга диета елочные игрушки жакет жакет вязаный женские портреты женский живописный портрет женский образ живопись жилет вязаный журнал моды журнал техника-молодежи запеканки зарядка зимний пейзаж зубная щетка история урала календари камиль коро каспар фридрих книжка-кукла комиксы кофточка вязаная кошки кукольная миниатюра ламбрекен лекарственные растения лексикон моды ленин манилова л маска для лица массаж машинная вязка маяковский медали меры ягод мода мода древнего египта модерн мюллер в мясные блюда напитки народная медицина народные приметы новогодние костюмы новый год ноты овощные блюда открытки открытки музыкальные открытки новогодние панов э п парфюмерия пасха пейзаж песни ссср петушок плакаты платье полог из штор портрет поэты пушкинской эпохи прилежаева мария прически пророки прошлого пыльник рамки рассказы для детей рассказы о природе рауль дюфи революция 1917 реклама ренессанс рецепты блюд русский быт рыжиков а садовый дизайн салаты сервировка сказка сказки славянская мифология советы косметолога ссылки стихи стихи детские стихи про самовар супы театр теодор руссо торты украшения урал уход за волосами училище гнесиных фотоэффекты хруцкий иван фомич художник иванов ю в художник петров м цветы чай черно-белый рисунок шаль шапочки шарф шляпки шторы шьем платье электронная книга эпоха модерна этикетки эффекты текста юбка юбка вязаная юбка годэ ярлыки

 -Рубрики


Пространство мысли ч.I

Воскресенье, 14 Мая 2017 г. 19:19 + в цитатник

5158259_tm_371_yazik_misli1 (442x700, 79Kb)Богатство языка - неограниченные возможности для восприятия мира


А. Анисимов
Рис. В. Освера

   Смертники - камикадзе появились неспроста. Дело в том, что японцы в групповых авиационных боях с американцами были почти беспомощны, теряли в несколько раз больше машин, чем противник. Немаловажная причина - особенности японского языка, которые не позволяли летчикам быстро и четко обмениваться информацией о стремительно меняющейся воздушной обстановке, оперативно координировать свои действия. Пример показателен. Не влияет ли характер языка на наши поступки, чувства, мышление?

   Взаимосвязь языка и мысли обнаружена давно. Общеизвестный факт - речь людей малокультурных, плохо владеющих своими мыслями, совсем иная по языковой фактуре в сравнению с речью людей образованных. У культурного человека шире запас слов, он употребляет сложные грамматические конструкции и использует весь арсенал родного языка. Он лучше мыслит, потому что лучше говорит, и наоборот.

На рис.:  Если образ не опознан - ему нет места в "пространстве мысли".

   Вообще различия между людьми в интеллектуальном отношении весьма ощутимы и зависят не только от разницы индивидуальных способностей, но зачастую от степени владения языком. Например, в одном из классов школьники, выросшие приблизительно в одинаковых условиях, были после тестирования разделены на две группы - высоким и низким "Коэффициентом умственной продуктивности". С отстающими школьниками начали проводить занятия по усовершенствованию речи. И что же - их общая успеваемость вскоре значительно улучшилась. Таким образом, уроки языка и литературы не менее, чем занятия математикой, учат мыслить эффективно.



ЯЗЫК КАК ФИЗИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

   Мысль и слово привычны и легки для нас, как дыхание. Но психологами и физиологами давно доказано: чтобы думать и говорить, человек напрягает свой организм до последних глубин. Работают не только голосовые связки.
   Мышечно-моторный аппарат, следуя бессознательным побуждениям и отражая физическое взаимодействие с внешним миром, орошает электрическими импульсами особый отдел нервной системы - ретикулярную формацию, которая управляет активностью высших отделов мозга, служит как бы "акушеркой мысли". В свою очередь, новорожденная мысль буквально "встряхивает" все тело, проявляется в жесте, трепете и микродвижениях мускулов. "Выстреленное" на свет слово может сделать многое, преобразовать материальный мир.

   Сила, заключенная в слове, огромна. Достаточно вспомнить гипноз, словесное внушение и самовнушение. Ощущая непосредственную связь "словесного" и "телесного", древние верили, что природные процессы подчиняются заклинаниям, "магии слова". А взаимопроникновение "лингвистического" и "этнического" представлялось совсем полным - слова "язык" и "народ" были синонимами.
   Как же конкретнее соотносятся слово и дело, "мысль и материя"? В настоящее время к изучению языков все чаще подходят, пользуясь идеями и методами современных точных наук.

   Миры человеческой мысли, эти "вселенные в малом", строятся из нескольких десятков языков, способных переводиться с одного на другой. Раз уж слова и мысли происходят из самого фундамента тела, целесообразно вслед за Э. Шредингером и А. Сент-Дьерди  считать их нелегкой поверхностной прихотью мозга, но явлениями, тесно переплетенными с фундаментальными физическими (квантовомеханическими) процессами. Тогда заманчиво приписать универсальным языковым структурам, как и элементарным частицам, статус объективной "космической" реальности. Нельзя ли в таком случае сконструировать "праматериальный" генератор конкретных наречий, а также неизвестных нам, нынешним землянам, способов развернутых во времени выражений мысли, еще не открытых языков?

   В наш век говорящих и думающих машин подобная задача весьма актуальна. Языки давно уже признаются своеобразными стабильными организмами, подвластными законам точных наук, математики. Их привыкают анализировать, словно объективно существующие природные феномены. Они похожи на обобщающие алгебраические формулы, которые не только вбирают в себя множество уже знакомых "арифметических" значений - образов, но охватывают еще больше неизведанных "частных случаев".    Овладевая с детства родной речью, человек тем самым выходит далеко за рамки индивидуального опыта и припадает к источнику, бьющему из глубин социальной и космической жизни. Какова же физическая подкладка и геометрическая арена этих формул?

 
СЛОВО И ОБРАЗ

   Воистину абстрактное слово - алгебраическая формула, а конкретный образ - арифметическое равенство. За свою жизнь человек видит миллионы разнообразных деревьев, но каждое из них обозначает одним словом "дерево". Как опознается образ дерева, почему глаза работают почти безошибочно?
   На этот вопрос отвечает кибернетическая "концепция компактности", нашедшая ныне  широкое применение в теории и практике "зрячих" машин (см. ТМ, 1962, № 10). Оказывается, опознание невозможно без некоего абстрактного многокоординатного "пространства образов". Что это такое?

   Пусть черно-белое изображение проецируется на три фотоэлемента и возбуждает в них ток, силу которого можно изобразить точкой на соответствующей координатной оси. Три значения силы тока дадут точку в трехмерном "пространстве". Предположим, на "вход" поступают два класса образов - деревья и автомашины. Концепция компактности сводится к тому, что точки, отображающие различные ракурсы деревьев, сгруппируются, скажем, слева внизу, а все машины попадут направо.

   Заменим фотоэлементы другими рецепторами, чувствительными к особенностям изображения. Получим некое "пространство образов", в котором количество координатных осей (размерность) равно числу рецепторов. (В существующих машинах для распознавания образов их несколько сотен). И в любом таком пространстве легко выделить ячейки, соответствующие деревьям, машинам и другим классам объектов-образов.

   "Пространство образов" у человека организовано сложнее, но аналогично. Рецепторы вынесены на сетчатку, причем ее специализированные врожденные клеточные системы (поля Хюбеля) автоматически выделяют в элементах изображения такие детали, как углы,  отрезки прямых линий, цвет, направление движения и т.п. Существенная особенность - "обратная связь", динамическое взаимодействие образа и глаза. Человек, закрыв веки или во сне, способен мысленно воспроизвести "про себя" любую картину,  для которой хватит места в его "пространстве образов". Глаза совершают быстрые движения, подстраиваясь к событиям в этом внутреннем пространстве. Но из детской психологии и наблюдений над слепоглухонемыми хорошо известно, что мир представлений формируется внешним миром. В "пространство образов" при общении с другими людьми и предметами внедряются перегородки, налаживаются сцепления ячеек, упорядочивается набор элементарных образов - "кирпичиков". Увидеть - значит сконструировать изображение из наличного алфавита образов - эталонов, то есть сличить опознаваемый объект с некоторым трафаретом. Всякая мыслительная деятельность сводится либо к формальному перебору старых эталонов, либо - в экстазе творчества - к неформальному проторению  новых межей и тропинок в "пространстве образов". К каждому незнакомому явлению подходят с сеткой старых эталонов, но зачастую ранее никогда не встречавшаяся вещь останется неопознанной и даже незамеченной (см. ТМ, 1970, № 2).

   Данные психологии убедительно свидетельствуют о связи между организацией представлений и структурной речи. Так, европейскому ребенку дошкольного возраста, еще не употребляющему сложноподчиненных предложений, объединяющих различные конкретные признаки одного предмета, трудно усвоить, что река в различных участках своего течения одна и та же. Он не в состоянии представить одновременно какие-либо два объекта без того, чтобы их образы в его сознании не "приклеивались" друг к другу, не ассимилировались. Он вообще не воспринимает предмет сам по себе, абстрагированным от окружающей обстановки.

   Лишь постепенно, вровень с развитием речи и с сознательным овладением содержанием грамматических конструкций, к ребенку приходит способность выделять в действительности абстрактные свойства и отношения и мысленно представлять пространственные величины, объемы, поверхности, линии и их преобразования, в  т.ч. построение проекций и т.п.   По мере накопления опыта решающее значение в восприятии приобретает  система существенных признаков, выделенных обществом, - спрессованная социально-культурная история данного языка и народа.
   Таким образом, о внутренней структуре и расчлененности "пространства образов" можно судить по организации языка.

 
ГДЕ ВОРОЧАЮТСЯ МЫСЛИ

   5158259_tm_371_yazik_misli22 (700x539, 115Kb)Аналогия между образом и словом очень сильна. Дело в том, что систему связей, или "скелет", языка тоже целесообразно представлять в виде взаимоотношений, существующих в "смысловом" или семантическом  пространстве. В нем осями координат служат те или иные элементарные смыслопредставления. Необозримое множество слов естественного языка можно сконструировать из относительно небольшого словаря  семантических единиц - элементарных значений. Пусть у нас элементарные смыслы - "сам", "иметь", "заставлять", "кто-то".

На рис.: Европейцы, китайцы и индейцы увидят и нарисуют одно и то же дерево как бы через разные "лингвистические очки".

Тогда "давать" - "заставлять кого-то иметь", а "брать" - "заставлять себя иметь" и т.п. Можно также высчитывать "расстояния" между понятиями. В одной из моделей "семантического пространства" ( Ч. Осгуда) было, в частности, установлено, что у американцев понятие "вина" дальше, чем у норвежцев, а "гнев" и "сочувствие", наоборот, ближе.

   Итак, оба пространства, "словесное" и "образное", одинаково организованы - синтезируют и распределяют информацию схожим образом, причем пропускная способность и зрительных каналов и каналов речи одинакова - 50 бит. Напрашивается вывод: либо "семантическое пространство" и "пространство образов" тождественны, либо они как бы разные проекции одного и того же объекта, "пространства мысли".

   Мышление вообще немыслимо без образов. Согласно исследованиям по психологии восприятия даже мыслить только словами или "формулами", "безОбразно", - значит всего-навсего оперировать не единичными эталонными образами, а некоторыми их комплексами, составляющими в совокупности значение, смысл слов, предложений и других знаменательных единиц языка. Эти комплексы объединяются не только в зависимости от особенностей объективной действительности, практики и культуры, но и в соответствии с системой связей, налагаемых внутренней структурой языка. Язык - нечто вроде машины, сортирующей эталонные образы по отдельным ячейкам "пространства мысли" - словам. Поэтому в структурной лингвистике язык рассматривается как устройство, способное "порождать", "генерировать" отдельные фразы и слова. Каждое подобное "устройство" обладает своей "конструкцией", накладывающей отпечаток на грамматическую форму речи.

  5158259_20170514_101711 (266x224, 180Kb) Совершенствование языка, обогащение внутреннего содержания семантического пространства идет рука об руку с появлением в пространстве образов новых ячеек и перегородок. Этот процесс, как показал крупнейший психолог современности Ж. Пиаже, завершается в нормальных культурных условиях  в 11-15 лет. Только с этого возраста человек способен к логическим умозаключениям и операциям.

На рис.: У каждого народа (языка) - свой солнечный символ.

Способность логического мышления оказывается порождением определенной внутренней организации пространства образов. Можно сказать и так: по мере эволюции пространства мысли меняется его способность производить действия на дальние расстояния и по сложным траекториям. Мы говорим "направить мысль не в ту сторону", "повернуть мысль". Мудрость, бессознательно заложенная в языке, как бы признает, что мысль - нечто вроде векторов в некотором абстрактном пространстве, с которыми допустимо производить механико-математические операции. С возрастом и обучением "мысли ворочаются" по все более сложным лабиринтам.

 
"ЯЗЫК БОГОВ"

   Существует ли грамматическая система (язык), в наибольшей степени стимулирующая "правильное" логическое, научное мышление? Все языки по мере прогресса меняются в сторону логизации. На первый план выходят грамматические конструкции, выражающие объективные свойства и отношения, выделяются языковые единицы с абстрактным значением. Процессы логиации сначала получили свое завершение в санскрите и древнегреческом, а затем в латыни.

   Преобразование структуры этих языков происходило параллельно возникновению классической древнегреческой и древнеиндийской культур, начатков научного мышления. Перестройка охватила синтаксис, морфологию и частично лексику, то есть словарь. Один санскрит в устах жрецов, слагавших гимны  Ригведы и другой в произведениях философов, создавших славу индийской мысли. То же самое можно сказать о древнегреческом.

   В частности, возникла система падежей, на долю которой выпало выражение абстрактных отношений, а "конкретику" взяла на себя система предлогов. Одновременно появились категории единственного и множественного числа, что стимулировало разложение единой категории имени на существительные и прилагательные. Для мировосприятия и мировоззрения это значит очень много. Ибо, подчеркивает американский лингвист Э.Сепир, "реальный мир" в значительной степени бессознательно строится на основании языковых норм данной группы. Мы видим, слышим и воспринимаем так или иначе те или другие явления главным образом благодаря тому, что языковые нормы нашего общества предполагают данную форму выражения.
   Одним словом, древнегреческий, латынь и санскрит в классической форме приобрели многочисленные прямые  средства выражения пространственных и временных отношений, а также категорий субстанции, качества, процесса, цели, причины и т.д.

   Обладая необходимым словарным фондом и грамматическим совершенством, эти языки - и выкристаллизовавшиеся  впоследствии  по их нормам французский, английский, немецкий, русский - стали лоном современной науки и культуры. Еще в конце XVIII века Ньютон написал свои  "Математические начала натуральной философии" на латыни, потому что тогдашний английский еще "не дорос". В смысле логизации, то есть в смысле приспособления и потребности выражать отвлеченные идеи, происходило выравнивание по стандарту классических языков. Не случайно тот же санскрит носил гордое имя "язык богов".
   И не случайно в Древней Греции мы "дома" - ведь, воспринимая мир, мы смотрим на него сквозь призму эталонных или опорных образов "пространства мысли", а они впервые были выработаны и "впечатаны" в мозг там, на берегах Средиземного моря.

 

окончание

Серия сообщений ""Техника - молодежи" СССР":
Часть 1 - Биография сахара
Часть 2 - Занимательная История
...
Часть 29 - По страницам истории. Технические новинки и открытия. 1971
Часть 30 - Замыслы прошлого. 1971. Ледовая плотина
Часть 31 - Пространство мысли ч.I
Часть 32 - Пространство мысли ч.II
Часть 33 - О некоторых событиях и открытиях прошлого столетия
...
Часть 42 - Космический дом человечества
Часть 43 - Фото со смотра-пробега антикварных автомобилей в Юрмале в 1986 году
Часть 44 - Московский вернисаж «багги». Фото со Всесоюзного смотра-конкурса кроссовых автомобилей в 1974 году

Рубрики:  Это интересно
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку