-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Лилия_Евгеньевна

 -Метки

1 сентября агния барто адрианов с аквариум аквариумные рыбки актеры аппликация балдахин барков а бернардо беллотто бижутерия ботвинья бумажная кукла бумажные куклы ванная вербное воскресенье выпечка вяжем жилет детям вяжем платье детям гимнастика города городской пейзаж готика густав климт гюбер робер давыдов денис дамские аксессуары декор десерт дети детская книга диета елочные игрушки жакет жакет вязаный женские портреты женский живописный портрет женский образ живопись жилет вязаный журнал моды журнал техника-молодежи запеканки зарядка зимний пейзаж зубная щетка история урала календари камиль коро каспар фридрих книжка-кукла комиксы кофточка вязаная кошки кукольная миниатюра ламбрекен лекарственные растения лексикон моды ленин манилова л маска для лица массаж машинная вязка маяковский медали меры ягод мода мода древнего египта модерн мюллер в мясные блюда напитки народная медицина народные приметы новогодние костюмы новый год ноты овощные блюда открытки открытки музыкальные открытки новогодние панов э п парфюмерия пасха пейзаж песни ссср петушок плакаты платье полог из штор портрет поэты пушкинской эпохи прилежаева мария прически пророки прошлого пыльник рамки рассказы для детей рассказы о природе рауль дюфи революция 1917 реклама ренессанс рецепты блюд русский быт рыжиков а садовый дизайн салаты сервировка сказка сказки славянская мифология советы косметолога ссылки стихи стихи детские стихи про самовар супы театр теодор руссо торты украшения урал уход за волосами училище гнесиных фотоэффекты хруцкий иван фомич художник иванов ю в художник петров м цветы чай черно-белый рисунок шаль шапочки шарф шляпки шторы шьем платье электронная книга эпоха модерна этикетки эффекты текста юбка юбка вязаная юбка годэ ярлыки

 -Рубрики


Парусники мира. Линейные корабли

Четверг, 11 Мая 2017 г. 12:46 + в цитатник

  ПО СТРАНИЦАМ ИСТОРИИ          

Лев Скрягин, писатель-маринист..                          
Рис. Н. Вечканова



5158259_tm3_71_41_42 (700x380, 242Kb)



   До середины XVII века не существовало строго установленного боевого строя кораблей в сражении. Перед баталией суда-противники выстраивались друг против друга тесным строем, а затем сближались для перестрелки либо абордажной схватки. Обычно сражение превращалось в беспорядочную свалку, поединки между случайно столкнувшимися кораблями.
   Многие морские сражения XVI - XVII веков выигрывались с помощью брандеров - парусных суденышков, до отказа начиненных взрывчатыми веществами или представлявших собой гигантские факелы. Пущенные по ветру в сторону сгрудившихся судов, брандеры легко находили себе жертвы, все поджигая и взрывая на своем пути. Даже большие, хорошо вооруженные корабли нередко шли на дно, настигнутые "парусными торпедами".


   Самым действенным средством защиты от брандеров оказался кильватерный строй, когда корабли выстраиваются в ряд один за другим и могут свободно маневрировать.
   Неписаная тактическая заповедь той поры гласила: каждый корабль занимает строго отведенную позицию и должен сохранять ее до конца боя. Однако (как бывает всегда, когда теория начинает противоречить практике) нередко случалось, что слабо вооруженным кораблям приходилось сражаться с огромными плавучими крепостями. "Боевая линия должна состоять из одинаковых по силе и скорости хода кораблей, - решили морские стратеги. Так появились линейные корабли. Тогда же, во времена первой англо-голландской войны (1652-1654 гг.), началось разделение военных судов на классы.
   Прототипом первого линейного корабля историки военно-морского искусства обычно называют линкор "Принц Роял", построенный в Вулвиче выдающимся английским корабелом Финеасом Петтом в 1610 году.
   "Принц Роял" представлял собой весьма прочное трехпалубное судно водоизмещением 1400 т, по килю 35 м и шириной 13 м. Корабль был вооружен 64 пушками, расположенными по бортам, на двух закрытых палубах. Три мачты и бушприт несли прямые паруса. Нос и корма корабля были диковинно изукрашены скульптурными изображениями и инкрустациями, над которыми работали лучшие мастера Англии. Достаточно сказать, что резьба по дереву обошлась английскому адмиралтейству в 441 фунт стерлингов, а позолота аллегорических фигур и гербов - в 868 фунтов стерлингов, что составило 1/5 затрат на постройку всего судна! Сейчас это кажется нелепым и парадоксальным, но в те далекие времена позлащенные идолы и истуканы считались необходимыми для поднятия боевого духа моряков.
   К концу XVII столетия окончательно сформировался некий канон линейного корабля, некий эталон, от коего старались не отступать на верфях всей Европы до конца периода деревянного судостроения. Практические требования при этом сводились к следующему:
   1. Длина линейного корабля по килю должна втрое превышать ширину, а ширина - втрое превосходить осадку (максимальная осадка не должна  превышать пяти метров).
   2. Тяжелые кормовые надстройки, как ухудшающие маневренность, нужно сокращать до минимума.
   3. На крупных кораблях надобно возводить три сплошные палубы, так чтобы нижняя была на 0,6 м выше ватерлинии (тогда и при сильном волнении нижняя батарея пушек была боеспособной).
   4. Палубы должны быть сплошными, не прерываться каютными переборками, - при соблюдении этого условия прочность судна существенно возрастала.
   Следуя канону, тот же Финеас Петт в 1637 году спустил со стапелей "Роял Соверн" - линейный корабль водоизмещением около 2 тыс. т. Его главные размерения: длина по батарейной палубе - 53 (по килю - 42,7); ширина - 15,3; глубина трюма - 6,1 м. На нижней и средней палубах корабль имел по 30 пушек, на верхней - 26 пушек; кроме того, под полубаком было установлено 14 пушек и под полуютом - 12.

5158259_tm3_71_43 (700x499, 314Kb)


   Нет сомнения, что за всю историю английского кораблестроения "Роял Соверн" был самый роскошный корабль. Множество резных позолоченных аллегорических фигур, геральдических знаков, королевских монограмм испещряли его борта. Носовая фигура изображала английского короля Эдуарда. Его величество восседал на лошади, которая копытами топчет семерых владык - поверженных врагов "туманного Альбиона". Кормовые балконы корабля венчали позолоченные фигуры Нептуна, Юпитера, Геркулеса и Язона. Архитектурные украшения "Роял Соверна" делались по эскизам знаменитого Ван-Дейка.
   Этот корабль участвовал во многих сражениях, не проиграв ни одного боя. По странной прихоти судьбы участь его решила одна случайно упавшая свечка: в 1696 году флагман английского флота сгорел. В свое время голландцы величали этого исполина "Золотым дьяволом". До сих пор англичане шутят, что "Роял Соверн" стоил Карлу I его головы (чтобы обеспечить  выполнение морской программы, король увеличил налоги, которые привели к недовольству среди населения страны, и в результате переворота Карл I был казнен).
   Создателем военного линейного флота Франции по праву считается кардинал Ришелье. По его повелению был построен огромный корабль "Сан-Луи" - в 1626 году в Голландии; и спустя десять лет - "Куронь".
   В 1653 году британское адмиралтейство особым указом разделило корабли своего военного флота на 6 рангов: I - более 90 пушек; II - более 80 пушек; III - более 50 пушек. К IV рангу относились суда, имевшие более 38 пушек; к V рангу - более 18 пушек; к VI - более 6 пушек.
   Был ли смысл столь скрупулезно классифицировать военные корабли? Был. К этому времени оружейники наладили выпуск мощных пушек промышленными методами, притом однообразного корабля. Появилась возможность упорядочить корабельное хозяйство по принципу боевой мощи. Тем более что подобное разделение по рангам определило и число палуб, и величину самих судов.
   До середины прошлого века [IXX] все морские державы придерживались старой классификации, по которой парусные корабли первых трех рангов именовались линейными.


(Журнал "Техника - молодежи" 3/1971)  

Серия сообщений ""Техника - молодежи" СССР":
Часть 1 - Биография сахара
Часть 2 - Занимательная История
...
Часть 26 - Чемпионы античных ристалищ. История олимпийских игр
Часть 27 - Это интересно. О технических новинках со всего света
Часть 28 - Парусники мира. Линейные корабли
Часть 29 - По страницам истории. Технические новинки и открытия. 1971
Часть 30 - Замыслы прошлого. 1971. Ледовая плотина
...
Часть 42 - Космический дом человечества
Часть 43 - Фото со смотра-пробега антикварных автомобилей в Юрмале в 1986 году
Часть 44 - Московский вернисаж «багги». Фото со Всесоюзного смотра-конкурса кроссовых автомобилей в 1974 году

Рубрики:  Это интересно
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку