Главный сад северной столицы |
У каждого петербуржца особое, благоговейное отношение к Летнему саду. Сад был заложен Петром l фактически одновременно с основанием города, и немудрено, что здесь витает сама история. По аллеям Летнего сада гуляли все поколения петербуржцев. Он был и остается источником творческого вдохновения, и без него невозможно представить шедевры русской поэзии и музыки. Здесь под густыми кронами старых вязов и лип встречались Петр Ильич Чайковский и главный дирижер Мариинского театра Эдуард Францевич Направник, обсуждая новые сочинения композитора. Дорожки Летнего сада хранят незримые следы Крылова и Тютчева, Куприна и Набокова, Блока и Ахматовой... Несомненно и то, что уже почти три века осеняет нетленную красоту этого сада дух русских и иноземных архитекторов, ваятелей, садоводов, простых мастеровых.
СИЛА ОЧАРОВАНИЯ
Пожалуй, ни одно место города не обладает такой силой очарования, как этот небольшой островок прямоугольной формы, омываемый водами Невы, Мойки, Фонтанки и Лебяжьего канала. На гравюре А. Ф. Зубова "Летний сад" (1716 г.) прямые, как стрелы, аллеи то перекрещиваются, то уходят вдаль. Нет еще привычной нам фельтеновской решетки. Да и самой набережной нет - Нева подступает вплотную к дворцу и другим постройкам сада. Впрочем, уже в то далекое время берег реки был укреплен (это хорошо видно на гравюре) каким-то прочным камнем. Археологические исследования показали, что это обычный местный известняк.
Петр l не жалел времени, сил и средств для скорейшего воплощения своего замысла - обустроить летнюю царскую резиденцию. Летний сад, задуманный царем на европейский лад, "как это первейшим монархам приличествует", должен был стать своего рода символом сильной и просвещенной России. Государь привлек для создания сада и его убранства известных архитекторов И. Матвеева, М. Земцова, Н. Микетти, мастеров садово-паркового искусства Я. Роозена, И. Сурьмима, К. Шредера, С. Лукьянова и других. По велению Петра l в Петербург со всех концов России завозились разнообразные виды деревьев и цветов. Летний сад с первых лет своего существования славился тюльпанами, розами, нарциссами, а из деревьев - липами и каштанами, кедрами и пихтами. Бывая в эстляндской Нарве, наблюдательный Петр l обратил внимание на красавицы липы, величина листа которых достигала размера ладони взрослого человека. Государь позаботился, чтобы саженцы этих лип были доставлены в Петербург. Из Нарвы же отправил царь и "коренья белых лилий", полюбившихся ему. Не случайно Петр Вяземский писал: "Полтавская рука сей разводила сад!"
ЛЕТНИЙ ДВОРЕЦ ПЕТРА l
В 1706 году в Летнем саду появляется первый фонтан, тогда же возникли беседки и павильоны. А в 1710-1712 годах Д. Трезини воздвигает здесь для Петра l летний дворец. Изящная постройка с высокой кровлей на голландский манет со шпицем сохранилась до наших дней. Скромное на первый взгляд двухэтажное здание дворца украшено узким фризом с изображением дубовых ветвей и многочисленными барельефами на мотивы античной мифологии, размещенными между окнами первого и второго этажей и над входной дверью. Основные идеи этих аллегорических композиций - прославление побед Петра l в Северной войне и могущества России.
В первой трети XVIII века Летний сад располагал 27 фонтанами. Вода для них перекачивалась из специально построенных прудов-накопителей с помощью парового насоса, купленного Петром l во время его заграничного путешествия в 1716-1717 годах. Так впервые в истории России была применена на практике паровая машина. Для изготовления чаш фонтанов и украшающих их фигур использовались цветной мрамор, гранит, известняк, пудожский камень, черный аспидный сланец. Частые петербургские наводнения время от времени уничтожали фонтаны. Тем не менее число "водяных затей" неуклонно росло и к середине XVIII века достигло более пятидесяти.
СКУЛЬПТУРА ГЛАВНОГО САДА
Статуи, бюсты, скульптурные группы для Летнего сада приобретались в Италии - в Риме и Венеции - у таких известных мастеров, как Дж. Бонацца, П. Баратта, братья М., Д. и П. Гропелли, Дж. Зорзони, Ф. Пенсо и другие. С поразительной трогательностью Петр l проявлял заботу о статуях, словно они были живыми существами. Для охраны уникального скульптурного изображения Венеры (единственная подлинная античная статуя в коллекции Петра l) был даже выставлен часовой, а сама статуя хранилась в специально построенной галерее. Нелегко отдать предпочтение той или иной работе ваятелей. Иногда кажется, что лучшие - это изображения муз Талии и Терпсихоры, исполненные братьями Гропелли. Плавные очертания женских фигур полны живой неги; кажется, еще мгновение - и они начнут дышать и двигаться. Это ощущение усиливается трепетом листвы сада. Иначе решены скульптурные бюсты польского короля и полководца Яна Собеского (1624-1696 гг.) и его жены Марии-Казимиры (1635-1716 гг.). Неизвестный скульптор изваял их в духе парадных портретов XVII века, о чем свидетельствуют строгость и статичность композиции и богатые одежды изображенных.
Аллегорическая группа "Мир и Изобилие", установленная перед северным фасадом Летнего дворца, была выполнена П. Баратта по заказу самого Петра l. Победа России над Швецией стоила многих жертв, и заключение Ништадтского мира в 1721 году было встречено русским народом с энтузиазмом. Скульптор ввел в свою композицию полный набор традиционных символов - и пальмовую ветвь, и рог изобилия, и угасший факел войны, и покоящиеся на земле щит и ствол пушки. Крылатая богиня Славы венчает лаврами прекрасную деву - аллегорию России. Стопы обеих попирают голову поверженного льва, олицетворяющего некогда могущественную Швецию.
В 1799 году на берегу Лебяжьей канавки появилась высокая терраса, украшенная чугунными вазами-треножниками. Здесь же неподалеку была установлена одна из лучших скульптурных групп сада - "Амур и Психея" (неизвестный скульптор, начало XVIII века). Помощник Петра l Юрий Кологривов имел тонкий художественный вкус и отлично разбирался в камнерезном искусстве. Покупая в 1719 году это скульптурное произведение, он отмечал, что Психея и Купидон (Амур) "весьма хорошо сделаны". Скульптору удалось безукоризненно передать все нюансы душевного состояния молодой женщины, с нежностью и восхищением заглядывающей в лицо своего возлюбленного - спящего Амура.
Достойное украшение сада - и бронзовый памятник И. А. Крылову, часто здесь бывавшему. Изваяние великого баснописца отлил в 1855 году скульптор П. К. Клодт. Кстати, это был первый в Петербурге памятник русскому писателю. Пьедестал его выполнен из коричнево-красного гранита и украшен бронзовыми барельефами на сюжеты известных басен: "Квартет", "Мартышка и очки", "Кукушка и Петух", "Ворона и Лисица" и другие.
В южной части Летнего сада, перед Карпиевым прудом, красуется великолепная стройная ваза, вырезанная из розового эльфдальского порфира. Размеры ее впечатляют: высота самого сосуда - около трех метров, а вместе с порфировым пьедесталом - почти пять метров. Это украшение состоит из нескольких блоков ценнейшего камня. Соединительные швы настолько искусно отшлифованы и отполированы, что они почти незаметны. Роскошный каменный "сувенир" был подарен Николаю l шведским королем и установлен в Летнем саду в 1839 году.
САМЫЙ ЗВУЧНЫЙ АККОРД АНСАМБЛЯ
Имеется в виду известная ныне всему миру Невская ограда, созданная в 1784 году по проекту зодчего Юрия Матвеевича Фельтена (при участии П. Е. Егорова). Ее изысканная красота сразу очаровала петербуржцев. В качестве анекдота по городу долго ходил слух о некоем иностранце, прибывшем на своей яхте для ознакомления с достопримечательностями Северной столицы. Бросив якорь напротив Летнего сада, гость любовался оградой целый день, а затем сразу покинул город, заявив, что больше ему здесь нечего смотреть, ибо невозможно себе представить что-либо более прекрасное, чем эта решетка.
Предыстория создания ограды восходит к 1762 году, когда Екатерина ll учредила Комиссию о каменном строении Петербурга. Возглавил ее архитектор А. В. Квасов, а Ю. М. Фельтен стал главным разработчиком и исполнителем решений этого органа. Императрица поставила перед зодчими задачу: "Привести город Санкт-Петербург в такой порядок и состояние, которые соответствовали бы столице столь пространного государства". Комиссия подготовила генеральный план застройки Петербурга и возглавила реконструкцию главных магистралей города, а также строительство гранитных набережных. За два десятилетия центр города буквально преобразился. Берега Невы, Фонтанки, Мойки были облицованы гранитом, появились отделанные камнем спуски к воде, пристани, тротуары, арочные мосты через реки и каналы. Берег Невы у Летнего сада тоже выровняли и укрепили. Естественно, возникла необходимость украсить главный сад города решеткой. Впрочем, Екатерина ll преследовала этим и более прозаическую цель: закрыть вход в сад "подлым" людям.
Юрий Матвеевич Фельтен, сознавая высокую художественную роль ограды в ансамбле сада и набережной, создал в полном смысле классическое творение из металла и камня. Оно отличалось простотой и ясностью композиции, соразмерностью и пропорциональностью всех частей и декоративных деталей.
Юрий Метелев
"Тайны ХХ века"
Серия сообщений "Достопримечательности":
Часть 1 - Библиотеки как произведение искусства
Часть 2 - Памятник автомобилю. Страницы истории
Часть 3 - Роскошь наследия. Эрмитаж в акварелях
Часть 4 - Достопримечательные и памятные места СССР, упомянутые в атласе автодорог 1976 года выпуска
Часть 5 - Главный сад северной столицы
Часть 6 - Пятигорск Лермонтова...
Часть 7 - По дорогам Советского Союза. Туристические маршруты
...
Часть 18 - Памятники выдающимся людям и событиям Урала. Фото 1974
Часть 19 - Летний дворец Петра I в Летнем саду Санкт-Петербурга
Часть 20 - Медаль "За благонравие и успехи в науках". Раритет на календаре
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |