-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Лилия_Евгеньевна

 -Метки

1 сентября агния барто адрианов с аквариум аквариумные рыбки актеры аппликация балдахин барков а бернардо беллотто бижутерия ботвинья бумажная кукла бумажные куклы ванная вербное воскресенье выпечка вяжем жилет детям вяжем платье детям гимнастика города городской пейзаж готика густав климт гюбер робер давыдов денис дамские аксессуары декор десерт дети детская книга диета елочные игрушки жакет жакет вязаный женские портреты женский живописный портрет женский образ живопись жилет вязаный журнал моды журнал техника-молодежи запеканки зарядка зимний пейзаж зубная щетка история урала календари камиль коро каспар фридрих книжка-кукла комиксы кофточка вязаная кошки кукольная миниатюра ламбрекен лекарственные растения лексикон моды ленин манилова л маска для лица массаж машинная вязка маяковский медали меры ягод мода мода древнего египта модерн мюллер в мясные блюда напитки народная медицина народные приметы новогодние костюмы новый год ноты овощные блюда открытки открытки музыкальные открытки новогодние панов э п парфюмерия пасха пейзаж песни ссср петушок плакаты платье полог из штор портрет поэты пушкинской эпохи прилежаева мария прически пророки прошлого пыльник рамки рассказы для детей рассказы о природе рауль дюфи революция 1917 реклама ренессанс рецепты блюд русский быт рыжиков а садовый дизайн салаты сервировка сказка сказки славянская мифология советы косметолога ссылки стихи стихи детские стихи про самовар супы театр теодор руссо торты украшения урал уход за волосами училище гнесиных фотоэффекты хруцкий иван фомич художник иванов ю в художник петров м цветы чай черно-белый рисунок шаль шапочки шарф шляпки шторы шьем платье электронная книга эпоха модерна этикетки эффекты текста юбка юбка вязаная юбка годэ ярлыки

 -Рубрики


Главный сад северной столицы

Вторник, 31 Января 2017 г. 11:57 + в цитатник

5158259_letnii_sad (700x509, 327Kb)

   У каждого петербуржца особое, благоговейное отношение к Летнему саду. Сад был заложен Петром l фактически одновременно с основанием города, и немудрено, что здесь витает сама история. По аллеям Летнего сада гуляли все поколения петербуржцев. Он был и остается источником творческого вдохновения, и без него невозможно представить шедевры русской поэзии и музыки. Здесь под густыми кронами старых вязов и лип встречались Петр Ильич Чайковский и главный дирижер Мариинского театра Эдуард Францевич Направник, обсуждая новые сочинения композитора. Дорожки Летнего сада хранят незримые следы Крылова и Тютчева, Куприна и Набокова, Блока и Ахматовой... Несомненно и то, что уже почти три века осеняет нетленную красоту этого сада дух русских и иноземных архитекторов, ваятелей, садоводов, простых мастеровых.


   
   5158259_letnii_sad2petr (397x700, 81Kb)СИЛА ОЧАРОВАНИЯ

   Пожалуй, ни одно место города не обладает такой силой очарования, как этот небольшой островок прямоугольной формы, омываемый водами Невы, Мойки, Фонтанки и Лебяжьего канала. На гравюре А. Ф. Зубова "Летний сад" (1716 г.) прямые, как стрелы, аллеи то перекрещиваются, то уходят вдаль. Нет еще привычной нам фельтеновской решетки. Да и самой набережной нет - Нева подступает вплотную к дворцу и другим постройкам сада. Впрочем, уже в то далекое время берег реки был укреплен (это хорошо видно на гравюре) каким-то прочным камнем. Археологические исследования показали, что это обычный местный известняк.


   Петр l не жалел времени, сил и средств для скорейшего воплощения своего замысла - обустроить летнюю царскую резиденцию. Летний сад, задуманный царем на европейский лад, "как это первейшим монархам приличествует",  должен был стать своего рода символом сильной и просвещенной России. Государь привлек для создания сада и его убранства известных архитекторов И. Матвеева, М. Земцова, Н. Микетти, мастеров садово-паркового искусства Я. Роозена, И. Сурьмима, К. Шредера, С. Лукьянова и других. По велению Петра l в Петербург со всех концов России завозились разнообразные виды деревьев и цветов. Летний сад с первых лет своего существования славился тюльпанами, розами, нарциссами, а из деревьев - липами и каштанами, кедрами и пихтами. Бывая в эстляндской Нарве, наблюдательный Петр l обратил внимание на красавицы липы, величина листа которых достигала размера ладони взрослого человека. Государь позаботился, чтобы саженцы этих лип были доставлены в Петербург. Из Нарвы же отправил царь и "коренья белых лилий", полюбившихся ему. Не случайно Петр Вяземский писал: "Полтавская рука сей разводила сад!"



   5158259_letnii_sad2ograda (484x439, 97Kb)ЛЕТНИЙ ДВОРЕЦ ПЕТРА l

   В 1706 году в Летнем саду появляется  первый фонтан, тогда же возникли беседки и павильоны. А в 1710-1712 годах Д. Трезини воздвигает здесь для Петра l летний дворец. Изящная постройка с высокой кровлей на голландский манет со шпицем сохранилась до наших дней. Скромное на первый взгляд двухэтажное здание дворца украшено узким фризом с изображением дубовых ветвей и многочисленными барельефами на мотивы античной мифологии, размещенными между окнами первого и второго этажей и над входной дверью. Основные идеи этих аллегорических композиций - прославление побед Петра l в Северной войне и могущества России.


   В первой трети XVIII века Летний сад располагал 27 фонтанами. Вода для них перекачивалась из специально построенных прудов-накопителей с помощью парового насоса, купленного Петром l во время его заграничного путешествия в 1716-1717 годах. Так впервые в истории России была применена на практике  паровая машина. Для изготовления чаш фонтанов и украшающих их фигур использовались цветной мрамор, гранит, известняк, пудожский камень, черный аспидный сланец. Частые петербургские наводнения время от времени уничтожали фонтаны. Тем не менее число "водяных затей" неуклонно росло и к середине XVIII века достигло более пятидесяти.



СКУЛЬПТУРА ГЛАВНОГО САДА

   Статуи, бюсты, скульптурные группы для Летнего сада приобретались в Италии - в Риме и Венеции - у таких известных мастеров, как Дж. Бонацца, П. Баратта, братья М., Д. и П. Гропелли, Дж. Зорзони, Ф. Пенсо и другие. С поразительной трогательностью Петр l проявлял заботу о статуях, словно они были живыми существами. Для охраны уникального скульптурного изображения Венеры (единственная подлинная античная статуя в коллекции Петра l) был даже выставлен часовой, а сама статуя хранилась в специально построенной галерее. Нелегко отдать предпочтение той или иной работе ваятелей. Иногда кажется, что лучшие - это изображения муз Талии и Терпсихоры, исполненные братьями Гропелли. Плавные очертания женских фигур полны живой неги; кажется, еще мгновение - и они начнут дышать и двигаться. Это ощущение усиливается трепетом листвы сада. Иначе решены скульптурные бюсты польского короля и полководца Яна Собеского (1624-1696 гг.) и его жены Марии-Казимиры (1635-1716 гг.). Неизвестный скульптор изваял их в духе парадных портретов XVII века, о чем свидетельствуют строгость и статичность композиции и богатые одежды изображенных.


   Аллегорическая группа "Мир и Изобилие", установленная перед северным фасадом Летнего дворца, была выполнена П. Баратта по заказу самого Петра l. Победа России над Швецией стоила многих жертв, и заключение Ништадтского мира в 1721 году было  встречено русским народом с энтузиазмом. Скульптор ввел в свою композицию полный набор традиционных символов - и пальмовую ветвь, и рог изобилия, и угасший факел войны, и покоящиеся на земле щит и ствол пушки. Крылатая богиня Славы венчает лаврами прекрасную деву - аллегорию России. Стопы обеих попирают голову поверженного льва, олицетворяющего некогда могущественную Швецию.


   В 1799 году на берегу Лебяжьей канавки появилась высокая терраса, украшенная чугунными вазами-треножниками. Здесь же неподалеку была установлена одна из лучших скульптурных групп сада - "Амур и Психея" (неизвестный скульптор, начало XVIII века). Помощник Петра l Юрий Кологривов имел тонкий художественный вкус и отлично разбирался в камнерезном искусстве. Покупая в 1719 году это скульптурное произведение, он отмечал, что Психея и Купидон  (Амур) "весьма хорошо сделаны". Скульптору удалось безукоризненно передать все нюансы душевного состояния молодой женщины, с нежностью и восхищением заглядывающей в лицо своего возлюбленного - спящего Амура.


   Достойное украшение сада - и бронзовый памятник И. А. Крылову, часто здесь бывавшему. Изваяние великого баснописца отлил в 1855 году скульптор П. К. Клодт. Кстати, это был первый в Петербурге памятник русскому писателю. Пьедестал его выполнен из коричнево-красного гранита и украшен бронзовыми барельефами на сюжеты известных басен: "Квартет", "Мартышка и очки", "Кукушка и Петух", "Ворона и Лисица" и другие.


   В южной части Летнего сада, перед Карпиевым прудом, красуется великолепная стройная ваза, вырезанная из розового эльфдальского порфира. Размеры ее впечатляют: высота самого сосуда - около трех метров, а вместе с порфировым пьедесталом - почти пять метров. Это украшение состоит из нескольких блоков ценнейшего камня. Соединительные швы настолько искусно отшлифованы и отполированы, что они почти незаметны. Роскошный каменный "сувенир" был подарен Николаю l шведским королем и установлен в Летнем саду в 1839 году.



   5158259_letnii_sad2 (629x540, 151Kb)САМЫЙ ЗВУЧНЫЙ АККОРД АНСАМБЛЯ

   Имеется в виду известная ныне всему миру Невская ограда, созданная в 1784 году по проекту зодчего Юрия Матвеевича Фельтена (при участии П. Е. Егорова). Ее изысканная красота сразу очаровала петербуржцев. В качестве анекдота по городу долго ходил слух  о некоем иностранце, прибывшем на своей яхте для ознакомления с достопримечательностями Северной столицы. Бросив якорь напротив Летнего сада, гость любовался оградой целый день, а затем сразу покинул город, заявив, что больше ему здесь нечего смотреть, ибо невозможно себе представить что-либо более прекрасное, чем эта решетка.


   Предыстория создания ограды восходит к 1762 году, когда Екатерина ll учредила Комиссию о каменном строении Петербурга. Возглавил ее архитектор А. В. Квасов, а Ю. М. Фельтен стал главным разработчиком и исполнителем решений этого органа. Императрица поставила перед зодчими задачу: "Привести город Санкт-Петербург в такой порядок и состояние, которые соответствовали бы столице столь пространного государства". Комиссия подготовила генеральный план застройки Петербурга и возглавила реконструкцию главных магистралей города, а также строительство гранитных набережных. За два десятилетия центр города буквально преобразился. Берега Невы, Фонтанки, Мойки были облицованы гранитом, появились отделанные камнем спуски к воде, пристани, тротуары, арочные мосты через реки и каналы. Берег Невы у Летнего сада тоже выровняли и укрепили. Естественно, возникла необходимость украсить главный сад города решеткой. Впрочем, Екатерина ll преследовала этим и более прозаическую цель: закрыть вход в сад "подлым" людям.


   Юрий Матвеевич Фельтен, сознавая высокую художественную роль ограды в ансамбле сада и набережной, создал в полном смысле классическое творение из металла и камня. Оно отличалось простотой и ясностью композиции, соразмерностью и пропорциональностью всех частей и декоративных деталей.

Юрий Метелев
"Тайны ХХ века"

Серия сообщений "Достопримечательности":
Часть 1 - Библиотеки как произведение искусства
Часть 2 - Памятник автомобилю. Страницы истории
Часть 3 - Роскошь наследия. Эрмитаж в акварелях
Часть 4 - Достопримечательные и памятные места СССР, упомянутые в атласе автодорог 1976 года выпуска
Часть 5 - Главный сад северной столицы
Часть 6 - Пятигорск Лермонтова...
Часть 7 - По дорогам Советского Союза. Туристические маршруты
...
Часть 18 - Памятники выдающимся людям и событиям Урала. Фото 1974
Часть 19 - Летний дворец Петра I в Летнем саду Санкт-Петербурга
Часть 20 - Медаль "За благонравие и успехи в науках". Раритет на календаре

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку