-Рубрики

 -Метки

1 сентября аквариум аквариумные рыбки актеры альфред сислей ампир анастасия аппликация балет барков а билибин и.я. болеро бумажная кукла бумажные куклы василий кандинский виджет выпечка вязание гимнастика города городской пейзаж гортензия давыдов денис дамские аксессуары десерт дети детская книга диета елочные игрушки жакет вязаный женские портреты женский живописный портрет женский образ живопись животные жилет вязаный журнал техника-молодежи зарядка зимний пейзаж история урала казанский собор календари книжка-кукла кофточка вязаная кошки кукольная миниатюра кукольный домик кулич кухонная утварь лампы настольные лекарственные растения ленин летний дворец летний сад маска для лица меры ягод мода молодогвардейцы музыка мюллер в мясные блюда мята надкроватные пологи напитки народная медицина народные приметы настойки новый год ноты овощи овощные блюда открытки открытки новогодние парфюмерия пасха пейзаж песни ссср петушок платье поговорки пологи надкроватны поль сезанн портрет пословицы посуда поэты пушкинской эпохи прически пророки прошлого пьер боннар рамки раскраски рассказ рассказы для детей рассказы о природе революция 1917 реклама реклама табака репин рецепты блюд рождество романтизм россия русский быт рыжиков а садовый дизайн салаты санкт-петербург сказка сказки скачать славянская мифология слова песни снеговики советы косметолога ссылки стихи стихи детские супы тачанка торты украшения уход за волосами фотоэффекты франческо гварди хруцкий иван фомич художник иванов ю в художник петров м цветы цитаты чай черно-белый рисунок шаль шапочки шоппинг шторы шьем платье электронная книга электронные книги эпоха модерна эффекты текста юбка юбка вязаная язык цветов языков якоб ван рейсдал ян ван гойен

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Лилия_Евгеньевна


Гениальные предвидения Сирано де Бержерака

Среда, 27 Апреля 2016 г. 14:06 + в цитатник

5158259_00199 (700x454, 95Kb)Провидцы прошлого

   С веселым гасконцем Сирано де Бержераком, сорвиголовой, дуэлянтом, повесой и рифмоплетом мы знакомы в основном  по одноименной пьесе Эдмона Ростана. Произведения же самого  Сирано читателю почти неизвестны. А личность эта была поистине удивительная: философ, поэт, драматург, воин и записной дуэлянт. Но самое главное - он был удивительным провидцем будущего.

   Наверное, кто-то читал или смотрел экранизацию произведения Ростана "Сирано де Бержерак". Для "непосвященных" - краткая фабула: Сирано - приятный во всех отношениях человек, но "обделенный природой" - у него огромный торчащий нос. Он тайно влюблен в одну женщину, которая к нему очень хорошо относится. Неожиданно к нему обращается за помощью близкий друг, который также влюблен в эту даму, но не может "излить" своих чувств в обращении. Сирано помогает тому написать великолепное письмо, потом другое и т.д. Пишет их и на войне, куда их обоих посылают. И только когда его смертельно ранят завистники в переулке города, друг узнает, что Сирано любит ту же женщину. Правда наконец выходит наружу, но уже поздно... Женщина уходит после смерти Сирано в монастырь.


   Эта одна из самых трагичных историй любви подобно драме "Ромео и Джульетта". Сколько молодых (и не очень) сердец вздыхало по такой платонической святой любви!
   Савиньян  де Сирано де Бержерак родился 6 марта 1619 года в Париже. Как и многие дворяне того времени, Сирано, получив минимальное образование в колледже де Бове при Парижском университете, начал вести беспорядочную и буйную жизнь салонного повесы: попойки сочетались у него с беседами о поэзии и философии. И как в свое время всемирно известный д`Артаньян,  де Бержерак начал зарабатывать себе славу дуэлянта, которая в те времена была чуть ли не единственным средством заставить придворные салоны обратить на себя внимание. И надо отметить, что снискать славу на этом поприще ему удалось: мало кто мог выдержать натиск его острой шпаги и такого же языка. Однажды Сирано на спор выиграл поединок с сотней человек!

   Но уличных дуэлей и потасовок ему было мало, и ое вступает в армейский полк. Однако фортуна не благоволила храброму французу. В военной операции у города Муазона  де Бержерак получает мушкетную рану навылет, а при осаде Арраса - сквозное ранение горла шпагой.  Серьезность этих ран заставила его в возрасте 21 года вернуться в Париж.
   Сирано вновь ненадолго окунается в прелести светской жизни, но потом неожиданно для всех резко меняет образ жизни, поведение и даже друзей и с ожесточением дуэлянта набрасывается на новый объект - книги. Именно с этого времени начинается второй, непонятный и полный загадок период в жизни Сирано де Бержерака. В 1652 году бедный, больной и одинокий поэт нашел себе покровителя в лице герцога д`Арпажона.
   В 1653 году Сирано написал комедию "Одураченный педант", некоторые сцены из которой заимствовал Мольер для "Проделок Скапена" (1671). Его перу принадлежит трагедия "Смерть Агриппины" (1654), а также два отчета о вымышленных путешествиях: "Государства и империи Луны" и "Государства и империи Солнца", написанные  в 1649-м и опубликованные посмертно в 1662-м. По жанру это научно-фантастические романы, наполненные рассказами об остроумных технических изобретениях и рассуждениями на космологические темы.
   При чтении этих книг трудно отделаться от впечатления, что приключения, описанные в них, действительно происходили с  Бержераком. В этих книгах скрыто потрясающее порой воображение современных людей описание строительства аппарата, способного перенести на Луну, но об этом ниже.
   Вспомним, что наш герой родился и жил в XVII столетии, когда быт, нравы, представления и знания людей резко отличались от нынешних. Была неизвестна механика Ньютона, ибо он родился лишь тогда, когда Сирано прожил уже почти две трети своей короткой жизни. Только через 52 года после смерти Сирано Ньютон опубликовал свои "Начала", в которых изложил учение о всемирном тяготении и сформулировал основные понятия классической механики. В этой же работе он рассмотрел вопросы сопротивления среды движению тел.
   Человечество не знало еще паровой машины, она появилась лишь в следующем, восемнадцатом веке. Во времена же Бержерака люди использовали лишь энергию ветра, воды да мускульную силу. Только через двести с лишним лет после Сирано народоволец Кибальчич в предсмертных записях, сделанных в казематах Петропавловской крепости, предложит использовать ракету в качестве транспортного средства. В конце XIX века И. И. Мечников опишет фагоцитоз - процесс переработки особыми клетками организма микробов и остатков разрушенных клеток. В XVII веке нет еще и в помине не только электрических, но даже керосиновых ламп. Жилища освещаются свечами, факелами, лучиной.
   А де Бержерак со знанием дела писал... о фагоцитозе, реактивных космических летательных аппаратах и путешествиях на них, тяготении, искусственном холодном свете, говорящих машинах и многом-многом другом.
   "Знайте же, что ракеты были расположены в шесть рядов по шесть ракет в каждом ряду и укреплены крючками, сдерживавшими каждую полудюжину, и пламя, поглотив один ряд ракет, перебрасывалось на следующий ряд и затем еще на следующий... Материал наконец был весь поглощен пламенем, горючий состав иссяк и, когда я стал подумывать только о том, как сложить голову на вершине какой-нибудь горы, я почувствовал, что хотя сам не двигаюсь, однако продолжаю подниматься, и что машина моя со мной расстается, падает на землю". Говоря современным языком ракета была шестиступенчатой, когда отработали двигатели всех шести ступеней и ускорение космического устройства прекратилось, оно продолжало полет по инерции на пассивном участке траектории, удаляясь от земли, а ракета-носитель отделилась и стала падать на землю.
   Гениальное предвидение? Но откуда же такое знание деталей, такое количество мелких подробностей, описания внешнего и внутреннего вида устройства, которые он, конечно, не мог видеть?.. В своих трудах Сирано де Бержерак задолго до официального открытия формулирует основные принципы термодинамики.
   Еще загадочнее выглядит его сообщение о вечно горящих лампах. В глубокой древности такие лампы на протяжении веков освещали храм Юпитера-Аммона, голову статуи Геры в городе Гераполисе (Сирия) в храмах Минервы и Изиды (Египет). Эти лампы не могли потушить ни вода, ни ветер. Такая же лампа исправно работала в Эдессе во время правления Юстиниана Византийского (VI в. н.э.). Надпись на этой лампе указывала, что она горит уже 500 лет! и таких ламп сейчас известны многие десятки, тем не менее непонятно, откуда же мог об этом знать Сирано, когда большинство упоминаний об этих таинственных лампах стало известно после его смерти. И главное, нигде не описывается принцип работы этих ламп. Сирано только намекает на то, что лампы горят вечно благодаря борьбе тепла и холода.
   Значит, не электричество? Может, это неизвестный закон термодинамики? В качестве еще одной подсказки де Бержерак намекает на то, что эти знания и сведения были получены членами ордена Розенкрейцеров при своих контактах с существами с других планет, "более знающими", чем они, о законах материальной Вселенной".
   Кроме "физических" откровений в работах Сирано де Бержерака содержится много технических описаний по ракетной технике и других средствах передвижения в космосе. Один из способов подъема ракеты похож на разряжение и воспламенение какого-то топлива с помощью специальной оптической системы линз. В других случаях Сирано намекает на гравитационный принцип взаимодействия двух тел. Видимо, в этом есть свой резон, ведь в 1888 году ученый Гиппергер выполнил расчеты и выяснил, что скорость распространения тяготения как минимум в 500 раз превышает скорость распространения света в вакууме!
   В рукописях де Бержерака встречается описание ракеты и личных космических путешествий. Детали, которые он при этом упоминает, не могут быть только плодом воображения. Сирано говорит о ракете с тремя ступенями, причем термины "ступень ракеты" и "невесомость" употребляются в современном значении.
   Кто сейчас не слышал о загадочных перемещениях по поверхности Луны каких-то источников света! Астрономы насчитали на Луне более 2000 таких аномалий. Родились предположения, что на Луне существовали базы НЛО. Но, оказывается, Сирано знал и об этом! Он описывает лунные города: "Среди наших городов (то есть лунных. - А. П.)... есть передвигающиеся и неподвижные... Меньше чем за неделю переносятся на расстояние в тысячу лье", то есть со средней скоростью около 30 км в час.
   В работах Сирано есть упоминания о многих странных аппаратах, которые невольно напоминают ставшие привычными в XXI веке транзисторный приемник и телевизор.
   Вот как описывает Сирано такой "радиоприемник": "Открыв футляр, я нашел нечто металлическое, напоминающее наши стенные часы, наполненные бесчисленными мелкими пружинками (возможно, это были не только пружинки, но и электрические сопротивления - А. П.) и крошечными механизмами. Это действительно книга, но чудесная книга, которая не имеет страниц и букв. Наконец, эта книга, где можно учиться, не используя зрения, - нужно только слушать. Если кто-нибудь захочет прочесть эту книгу, то машина напрягается всеми своими крошечными нервами, затем читатель поворачивает стрелку (возможно, это была шкальная система настройки, как в привычном для нас транзисторном приемнике - А. П.) на ту главу (то есть соответствующую длину волны - А. П.), которую он хочет услышать, и в этот момент машина начинает говорить как бы человеческим ртом, или, как музыкальный инструмент, издавая самые разнообразные звуки".
   Необходимо отметить, что кроме столь подробного описания приемника, позволяющего "ловить" нужную станцию, Сирано вскользь упоминает о какой-то другой "книге", переплет которой выточен из цельного алмаза, "куда более блестящего, чем наши". Эту книгу Сирано описывает как жемчужину, расколотую надвое. Сразу приходит в голову: "жемчужина" Сирано - это современный телевизор.
   Первое упоминание об аналогичных приборах содержится только в фантастическом романе Л. Толстого "Аэлита". Там автор описывает "туманное зеркало", которое могло связывать марсиан друг с другом в звуковом и оптическом  диапазонах. А современный писатель-фантаст В. Щербаков обратил как-то внимание читателей на другой интересный факт: "Давным-давно сложили сказку о золотом яблочке, которое катится  по серебряному блюдечку и рассказывает о дальних землях, о чудесах заморских. Только в нашем веке золотистые яблочки электронов попали на серебристые экраны и смогли таким образом стать воплощением древней мечты". Однако весь парадокс заключается в том, что Сирано не мечтал о космической ракете, приемнике и телевизоре, а также и об электронах, благодаря которым работает эта техника, - ОН ЗНАЛ о них.
   Жизнь Сирано де Бержерака оборвалась до нелепости трагически. В 1655 году ему на голову падает балка с балкона. Что это - случайность или убийство? По другим данным Сирано умер от сифилиса, хотя это представляется менее правдоподобным. А может, при королевском дворе не любили очень умных и независимых?

Александр Петухов

Рубрики:  Имена и судьбы
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку