-Рубрики

 -Метки

1 сентября аквариум аквариумные рыбки актеры альфред сислей ампир анастасия аппликация балет барков а билибин и.я. болеро бумажная кукла бумажные куклы василий кандинский виджет выпечка вязание гимнастика города городской пейзаж гортензия давыдов денис дамские аксессуары десерт дети детская книга диета елочные игрушки жакет вязаный женские портреты женский живописный портрет женский образ живопись животные жилет вязаный журнал техника-молодежи зарядка зимний пейзаж история урала казанский собор календари книжка-кукла кофточка вязаная кошки кукольная миниатюра кукольный домик кулич кухонная утварь лампы настольные лекарственные растения ленин летний дворец летний сад маска для лица меры ягод мода молодогвардейцы музыка мюллер в мясные блюда мята надкроватные пологи напитки народная медицина народные приметы настойки новый год ноты овощи овощные блюда открытки открытки новогодние парфюмерия пасха пейзаж песни ссср петушок платье поговорки пологи надкроватны поль сезанн портрет пословицы посуда поэты пушкинской эпохи прически пророки прошлого пьер боннар рамки раскраски рассказ рассказы для детей рассказы о природе революция 1917 реклама реклама табака репин рецепты блюд рождество романтизм россия русский быт рыжиков а садовый дизайн салаты санкт-петербург сказка сказки скачать славянская мифология слова песни снеговики советы косметолога ссылки стихи стихи детские супы тачанка торты украшения уход за волосами фотоэффекты франческо гварди хруцкий иван фомич художник иванов ю в художник петров м цветы цитаты чай черно-белый рисунок шаль шапочки шоппинг шторы шьем платье электронная книга электронные книги эпоха модерна эффекты текста юбка юбка вязаная язык цветов языков якоб ван рейсдал ян ван гойен

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Лилия_Евгеньевна


Внеклассное чтение. М. Прилежаева - На Гран-рю в Лонжюмо

Понедельник, 21 Декабря 2015 г. 12:05 + в цитатник

5158259_img483h665 (665x508, 89Kb)

 

     Вниманию школьника! Внеклассное чтение по истории России начала XX века.
    Повесть о Ленинской школе в Лонжюмо - небольшом городке Франции, -  где обучались русские рабочие, будущие активисты   революционного движения в России. А также  о судьбе местного мальчишки, который был восхищен русскими, ненадолго посетившими его родной город, но изменившими  его жизнь.
    О наиважнейших событиях того времени в повести  рассказывается очень просто,  доходчиво, емко, энциклопедично. Повествование не лишено романтики, представляя главных героев - детей и взрослых. Великолепные иллюстрации, выполненные художником С. Трофимовым.

5158259_strelka_zelenaya_vniz (32x31, 1Kb)

5158259_3f8502edcbf9_2 (120x55, 11Kb)


    Живи он где-нибудь в российской деревеньке, его прозвали бы Сорвиголовой. И дома, в чужедальних от нас краях, за ним с малых лет повелось похожее прозвище, а говорилось оно по-своему: Касе-Ку.
   Касе-Ку был шустрым мальчонкой, все бегом, всюду бегом. Товарищей тьма. Но теперь на игры и веселье у него оставалось времени не много.
   Отец раным-рано уходил на кожевенный завод: "заводишко" - язвили видавшие виды старики.
   Немного позднее, в назначенный час, Жюстена поднимал будильник. Они с отцом пуще глаза берегли его. Во-первых, мамина память, она получила его среди немногих предметов, выделенных ей в приданое. Во-вторых, без его звонка Жюстен спал бы до обеда. Впрочем, обед еще надо сварить. Кто его сварит? Жюстен. Все домашние дела на нем.
   Наскоро уплетя сухую булку с чашкой остывшего кофе, он несется в школу...



Жюстен домывал кастрюлю после обеда, когда прибежал Андрей.
   - Жюстен! Жюстен! Знал бы ты! Нет, не скажу, ну же, быстрее, сам увидишь. И там не скажу, сам угадывай.
  Касе-Ку снял с гвоздя соломенную поношенную донельзя шляпу с широченными полями, она надевалась в особенно жаркие дни. Нынче день стоял особенно жаркий, солнце немилосердно пекло, раскаленная земля через подошвы жгла ноги.
   - Не спрашивай, не спрашивай! - торопливо лопотал на ходу Андрей.
   - Не подумаю спрашивать, - небрежно бросил Жюстен, хотя любопытство его разбирало.
   - К Влади... - Андрей спохватился, - к месье Ильину приехали еще люди.
   - Из Парижа?
   - Нет, из России.
   - Из Рос-сии? Так далеко? Там морозы, бураны, бывают май и лето. В России много рек и теплых и холодных морей и...
   Наш школьный учитель рассказывал, французскую армию императора и знаменитого полководца Бонапарта победили в России морозы.
   - Мало смыслит твой школьный учитель. Кто Кутузов, не знаешь? Эге... Русский полководец, познаменитее твоего Бонапарта.  Кутузов и русские солдаты победили бонапартову армию. Морозы, правда, помогли, но главная сила солдаты.
   - Может, ты тоже русский? - начал догадываться Жюстен.
   Андрюша смутился. Он прекрасно знал, что такое конспирация, и если скажет про себя, что он не русский, а француз, это не будет враньем - конспирация требует тайны. А надо ли скрываться? Он не успел переговорить об этом с мамой, мама не предупредила его...

5158259_0_af9ab_3360f032_orig (665x460, 48Kb) 5158259_img468h665 (665x503, 79Kb)
5158259_img487h665 (665x546, 74Kb) 5158259_img488h665 (665x633, 66Kb)


    Русские рабочие, приехавшие в столицу Франции, подивившись шумной  оживленности парижских улиц, праздничности зданий, богатству витрин, с волнением и робостью поднимались по винтовой лестнице на третий этаж к Ленину. К тому времени Лениным было написано много статей, брошюр и замечательных книг о партии, революционных задачах пролетариата, революции.
   Ленина знали  социалисты многих стран и, конечно, русские рабочие. Знали и глубоко уважали создателя нашей партии. А увидели впервые. Обыкновенный, крепкого сложения, невысокого роста человек. Нет, не обыкновенный. Неотразимо влекущий одухотворенностью облика, особенно взгляда, проницательно-умных, живых, добрых глаз.
   Ленин встретил их добро и весело. И сразу им стало легко и свободно в скромной квартирке.
   Они не знали, никто не знал, настанет время, Французская коммунистическая партия купит у владельца дома эту квартиру, в ней будет открыт музей В. И. Ленина, известный и почитаемый передовыми людьми всего человечества.

    ...Накануне устроили ужин. Тетя Катя Мазанова напекла пирогов, наготовила кушаний.
   - Бесподобный салат! - расхваливали гости, еще не сев за стол, пока лишь поглядывая на блюдо с овощами, искусно украшенное зеленью. Тетя Катя - кулинарка и домохозяйка бесподобная. Застелила белой скатертью, вернее, чистыми простынями, сдвинутые столы. Дети собрали луговые цветы. Тетя Катя расставила их в кринках на столах. В комнате стало уютно, как на семейном празднике. Все принарядились: у того зеленая веточка, у того голубенький глазок цветка глядит из нагрудного пиджачного кармашка. Андрюша, Стрекоза и Мишель, конечно, не последние участники праздника; есть чем полакомиться, тетя Катя и с вареньем напекла пирожков.
   - Мамочка,  можно позвать Жюстена?
   - Не стоит, Андрюша. У нас русский вечер, ведь Жюстен не понимает язык.

   Хорошо было на прощальном вечере. У иного сквозь веселье раздумьем затуманит глаза: "Расстаемся, придется ли свидеться?"
   Но прочь тревожные мысли!
   - Товарищи, споем, - предложил кто-то.
   Какая встреча друзей обойдется без песни?!
   И вольно, озорно и призывно, вырываясь в открытые окна, полилось над поселком, лугами, рекой.
Из страны, страны далекой,
С Волги-матушки широкой,
Ради славного труда,
Ради вольности высокой
Собралися мы сюда.

Помним холмы, помним долы,
Наши храмы, наши села...

Под окнами сошлись жители Лонжюмо. Слушали. Душевное пение русских будило в сердце добрые чувства, хотелось жалеть и любить. Иные женщины передником вытирали глаза.
   Тут и Жюстен вертелся в толпе.
   - Я их знаю, они хорошие. Эх, остались бы у нас навсегда! - толковал он, прикидывая между тем, как бы пробраться к русским на праздник.
   А там пели и пели, пока Владимир Ильич, сам подпевавший хору, не сказал:
   - Друзья, завтра отъезд. Пора расходиться...

   Когда они с дядюшкой Гюставом возвращались домой, Жюстен говорил, говорил, не смолкая. Рассказывал о далеких - ему казалось, далеких - счастливых днях в Лонжюмо. Об Андрэ, Стрекозе, товарище Петре и о Ленине. Он видел Ленина. Много раз видел Ленина.
   - Он добрый. У него привычка, встретишься ненароком на улице или возле школы, возьмет и взъерошит волосы у Андрэ и у меня. И засмеется. Будто простой, самый обыкновенный. И прокатиться на своем велосипеде давал, добрый... А пели русские так прекрасно, лучше монахинь в костеле. У них особенное русское пение...
   Дядюшка Гюстав слушал Жюстена. А потом сказал:
   - Если бы я верил в бога, подумал бы, мне тебя послал бог. Сына ты мне не заменишь, но хорошо, когда к несчастному старику под конец жизни приходит молодой друг. Да такой разговорчивый.
   Спустя некоторое время дядюшка Гюстав раздобыл книгу Максима Горького, переведенную на французский язык. Они с Жюстеном читали ее на кухне вслух. Мадам Луиза в комнате пела свою колыбельную песню без слов, а они читали на кухне "Мать" Горького.
   Жюстен понял, какие науки изучали русские учителя в Ленинской школе Лонжюмо. Многое понял.
   Наступит 1917 год. Газеты всего мира сообщат о совершившейся в России революции. Создалось новое государство - РСФСР, что означает Российская Социалистическая Федеративная  Советская Республика. Главой нового, Советского государства стал Ленин.
   К тому времени Жюстен был подсобным рабочим автомобильного завода. Мечтал полностью освоить устройство машины, освоил и лет через десять был уже опытным мастером сборки. Когда в 1920 году образовалась Французская коммунистическая партия, бывший Касе-Ку стал коммунистом. Товарищи охотно слушали его воспоминания о Ленине, им нравилась горячность Жюстена и нежная преданность "месье Ильину"...

   Повесть была опубликована в журнале "Пионер" - 1980-е годы.

 

Рубрики:  Литература/Детская проза
Имена и судьбы
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку