Советский рекламный плакат 1930-1950-х годов |
![]() ![]() |
![]() |
|
Худ. Израиль Боград. |
"Советское - значит отличное!" - этот лозунг помнят в нашей стране многие. В середине 30-х годов период нормированного распределения продуктов и товаров через Отделы рабочего снабжения (ОРС) и коммерческой продажи в Торгсинах (Торговые синдикаты) сменился временем промышленного роста и расширения потребительского рынка. Была отменена карточная система. Торгсины переделали в магазины "Гастроном", и наряду с рекламой экспортной продукции получила право на жизнь реклама для внутренней торговли.
Огромную роль в ее формировании сыграл Израиль Боград. Будучи признанным мастером рисованного киноплаката, он внес в торговый плакат композиционные приемы построения кинокадра, использование ракурса и перспективы, как, например, в рекламе папирос "Дерби". Боград первым создал плакатный постановочный натюрморт, каждый из предметов которого мог ожить подобно герою кукольного мультфильма ("Пельмени"). Шрифты в плакатах художника были не менее значимы, чем сюжетный рисунок, как в рекламе популярной зубной пасты "Санит" с изображением молодой летчицы на фоне неба, по которому белым следом изящно начертано название пасты.
![]() |
![]() |
![]() |
Худ. Александр Зеленский | Худ. Александр Побединский | Худ. Борис Зеленский |
Виртуозное владение приемами плакатного рисунка отличает работы патриарха советской рекламы Александра Зеленского, расцвет творчества которого пришелся на 1920-1930-е годы, и молодого рекламиста Александра Побединского. Художники параллельно работали над рекламой мороженого, мясных и молочных продуктов, консервов, фруктовых соков, кондитерских изделий и крепких спиртных напитков. Необходимо заметить, что все однопрофильные предприятия- производители в стране выпускали строго определенный ассортимент товаров, соответствующих определенным стандартам. Фабричные продукты, произведенные в Москве, Ленинграде, Саратове, Ростове-на-Дону и Иркутске, имели одинаковый вид, поэтому столичные художники автоматически создавали рекламу для всей страны. В первую очередь это касалось консервов, а также табачных и ликеро-водочных изделий, активно рекламируемых в конце 1930-х годов (плакат А. Побединского "Горькие настойки"). Посредством рекламы покупатели знакомились и со многими новыми товарами и продуктами (плакат А. Зеленского "Горячие "Московские" котлеты с булочкой").
Постоянным персонажем плакатов А. Зеленского являлся мальчик, прототипом которого был сын художника - Борис. Именно ему была предоставлена честь демонстрировать в рекламе самое популярное советское лакомство - мороженое. Сам Борис Зеленский тоже стал к тому времени известным автором и вовсю работал над рекламой многих популярных продуктов ("Требуйте всюду сосиски").
![]() |
![]() |
![]() |
Худ. А. Миллер | Худ. С. Сахаров | Худ. Н. Мартынов |
Во второй половине 1930-х годов особую роль стала играть торговая реклама дорогих товаров: крабовых и лососевых консервов, осетровой икры, парфюмерных наборов, изделий из меха. "Всем попробовать пора бы, как вкусны и нежны крабы!" - убеждает нас молодая женщина с плаката работы А. Миллера. Героиня другого плаката этого художника предлагает всем отведать лимонад.
Непревзойденным мастером рекламы был Сергей Сахаров. Свои первые рекламные плакаты художник исполнил еще для Торгового синдиката - Торгсина, где за драгоценные металлы и иностранную валюту продавались промышленные изделия и продукты. Приверженец творчества старых мастеров-живописцев, в 1939 году в плакате "Курите "Капитанские" сигары" он создал один из самых романтических рекламных образов. В 1940-1950-е годы Сахаров стал признанным лидером советского рекламного плаката. Реклама цитрусового сока - нектара субтропических даров черноморского побережья - до сих пор не утратила своей прелести и привлекательности. Одной из находок художника стал символ советского мороженого - пингвин, который полюбился и детям и взрослым.
Среди мастеров 1950-х годов следует выделить выдающегося автора рекламы напитков Николая Мартынова, принимавшего активное участие в плакатной презентации "Советского шампанского", создателя рекламы рыбных продуктов, парфюмерии и лекарств Александра Андреади и Виктора Трухачева, творчество которого коснулось множества "товаров широкого потребления" - художник работал в сети Центрального универмага в Москве и именно благодаря ему сотни тысяч жителей столицы знакомились с готовым платьем, головными уборами, электропылесосами, телевизорами и другими промышленными новинками.
Рекламный плакат являлся важнейшим дополнением художественного оформления торговых предприятий, вместе с муляжами продуктов неизменно украшал витрины магазинов, способствовал формированию у граждан уверенности в качестве отечественных товаров. Середина 1950-х годов со своим "большим целинным хлебом", плодами "солнечного Юга", обилием консервов и всех видов икры и рыбы на прилавках магазинов явилась последним коротким этапом продуктового социалистического изобилия.
В дальнейшем страна понемногу стала двигаться в пору тотального дефицита и лимитированного распределения продуктов и промышленных товаров. Закончился и период рекламного плаката - красочных оптимистичных картин, украшавших интерьеры магазинов, определявших систему потребительских ценностей и приоритетов, символизировавших счастье и достаток, к которому, казалось, был так близок советский человек.
Александр Шклярук
Серия сообщений "Плакаты. Реклама":
Часть 1 - Рекламные плакаты царской России
Часть 2 - Советский рекламный плакат 1930-1950-х годов
Часть 3 - С Днем Космонавтики! Советский плакат. "Поехали!"
Часть 4 - Советские плакаты на самые разные темы
...
Часть 19 - Этикетки и ярлыки товаров, услуг, магазинов в России XIX века
Часть 20 - Реклама чая в Российской империи
Часть 21 - Табачная реклама на рубеже XIX и ХХ столетий с образами красоток
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |