-Подписка по e-mail

 


Человек – это микрокосмос.

Среда, 09 Января 2013 г. 02:26 + в цитатник

20_09_2007_0847401001190270733_lev_savitskiy_pr3t3nd3r (700x560, 115Kb)

Человек — это прежде всего микрокосмос, как образ и подобие макрокосма; данное представление прослеживается во всех символических традициях, повсеместно подчеркивается связь элементов мира с телесными органами и органами чувств.

Космические законы связывают человека и космос, микрокосм и макрокосм. Сам космос, по Платону, представляет собой разумное существо, вместилище космического ума, космической души и космического тела.

В даосизме человек также соотносится с космосом. Пять органов и членов тела, пять его отверстий, пять нравственных качеств и эмоций человека соотносятся с пятью направлениями, пятью священными горами, уровнями неба, временами года и стихиями.

Тот, кто постиг суть человека, постиг и суть вселенной.

Ученый-физиолог знает, что кровоток возможен постольку, поскольку течение рек переносит воду; ему известно, что в теле 360 сочленений, так как именно столько дней насчитывает год ритуального календаря.

Религиозное учение даосизма помещает в теле человека тех же богов, что обитают на земле и в небесах; адепт ищет своего божественного наставника в священных горах, а находит его в одном из «потаенных покоев» собственного мозга.

 В средневековой традиции человек предстает как сжавшаяся вселенная, микрокосм, во всем подобный макрокосму. Четыре элемента, составляющие универсум, пронизывают человеческое тело: плоть — земля, кровь — вода, дыхание — воздух, жизненная сила — огонь. Голова человека может быть уподоблена небесной сфере в своей круглой форме; глаза человека — это солнце и луна, семь отверстий лица соответствуют семи тонам гармонии сфер. Грудь человека принимает различные жидкости из тела, как море — реки.

Подобно тому, как мир состоит из семи планет, порождающих семизвучную гармонию, человек состоит из семи частей: четырех элементов и трех способностей души. Поэтому человек и есть микрокосм: он образует созвучие, аналогичное гармонии небесной музыки.

В скандинавской поэзии части человеческого тела уподобляются явлениям природы и наоборот: голову называли небом, пальцы ветвями, камни и скалы — костями, траву и лес — волосами земли.

Миф об эволюции от человека к космосу и наоборот является универсальным.

Так, в китайской мифологии тело первочеловека Паньгу, зародившегося в мировом яйце, стало основой мира. Из его частей возникли элементы мироздания: из вздоха — ветер и облака, из левого глаза — солнце, из правого — луна, из туловища с руками и ногами — четыре стороны света, из крови — реки, из жил — дороги, из плоти — почва, из волос на голове и усов — созвездия, из кожи и волос на теле — деревья и цветы, из зубов и костей — камни и металлы, из пота — дождь и роса, из блеска глаз — молния. А из ползавших по его телу паразитов произошли люди. Аналогичным образом ведийской мифологии является Пуруша; в Ведах говорится: «Ведь Пуруша — это Вселенная».

Человек может выступать как модель общества.

Согласно Иоанну Солсберийскому, в теле государства правитель является головой, советники — сердцем, судьи и управители — глазами, ушами и языком, воины — руками, финансовые чиновники — желудком и кишечником, крестьяне — ногами.

 Аналогичное представление встречается в Ведах в качестве обоснования системы варн: из уст первочеловека Пуруши возникли брахманы, из рук — кшатрии, из бедер — кшатрии, из ступней — шудры. «Отчего зачадилися цари, князья со бояры, да крестьяне?» — спрашивается в «Голубиной книге», древнерусском литературном тексте. Ответ: от уст, рук и других частей тела Христова.

В талмудическом трактате «Санхедрин» сказано, что убивший человека уничтожил мир. Сопоставимое с этим представление находим у Джона Донна в проповеди, процитированной Хемингуэем в романе «По ком звонит колокол»: «Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе: каждый человек есть часть Материка… смерть каждого человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством».

Человек есть микротеос, образ Бога.

Средневековая философия провозгласила человека «образом и подобием Бога» и тем самым утвердила ценностный статус личности, наделив ее свободой воли и возвысив ее над миром природной необходимости и судьбы.

В античном мифе сказано, что Прометей создал человека смотрящим в небо, подобно богам (у Овидия); в греческой этимологии слово «антропос» («человек», «мужчина») возводится к выражению «тот, кто смотрит вверх».

 Плотин разделяет человека низшего, который не стремится к движению по вертикали, живет по горизонтали; и человека высшего, обретшего вертикальное положение благодаря высоте души, духа: в своем стремлении к Абсолюту душа как бы исступает (латинское «экстаре») из тела.

Человека принято рассматривать как царя природы и венец эволюции.

Согласно римской мифологии, при строительстве Карфагена были найдены головы быка и коня, что предвещало богатство и военную мощь; однако при закладке храма на Капитолии в Риме была найдена человеческая голова — знак господства Рима над миром. «Подобно тому как в этой жизни мастера каждому орудию придают вид соответственно надобности, так и наилучший Мастер сотворил нашу природу как бы сосудом, нужным для царственной деятельности, устроив, чтобы и по душевным преимуществам, и даже по телесному виду она была такая, как требуется для царствования» («Об устроении человека», Григорий Нисский).

Для восточной традиции человек является всегда органичным, но достаточно кратковременным соединением космических элементов; в целом душа и тело тесно взаимосвязаны и в сфере обыденного существования, и на пути спасения (мокши, нирваны, слияния с дао), который подразумевает специальные упражнения духовного и телесного плана.

 В западной философии, начиная с Платона, заостряется дилемма души и тела. У Платона выступает как изначально дуальное существо; в нем тело, принадлежащее суетному миру природных процессов, противопоставлено разумной душе, стремящейся к утраченному бытию вечных идей.

«Энциклопедия символов и знаков»

Рубрики:  философия
Метки:  
Понравилось: 2 пользователям

сударыня_Елена   обратиться по имени Среда, 09 Января 2013 г. 02:37 (ссылка)
спасибо, Володя, за отличную статью о человеке!..
никогда не сомневалась, что человек - это образ и подобие бога, микрокосм, подобный макрокосмосу..
что вверху - то и внизу...и наоборот.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 09 Января 2013 г. 02:41ссылка
Благодарю, Елена!
Тот, кто постиг суть человека, постиг и суть вселенной. Всё в человеке, как в космосе - планеты, вселенные, метеориты и чёрные дыры и проч. - подобно космосу.
Энергия космоса - это тоже человек.
Да что я Вам это говорю, Вы и сами прекрасно это знаете. Спасибо Вам за визит и комментарий.
Перейти к дневнику

Среда, 09 Января 2013 г. 02:45ссылка
знаю...но вам спасибо, что тоже знаете, ведь недаром говорят, что я существую, потому что мы существуем..
Перейти к дневнику

Среда, 09 Января 2013 г. 02:51ссылка
Прекрасно сказано.
Мне нравится философия и наука, которые утверждают, что человек и мир едины, что человек и человек - едины, едино чувствуют себя, как один организм и существуют, как один.
Разобщённость, отдаление - это разнородие с подобным себе и с космосом в целом. И это приводит к печальным последствиям, какие мы видим и наблюдаем каждый день своей жизни, увы.
Перейти к дневнику

Среда, 09 Января 2013 г. 02:53ссылка
да вы философ, батюшка!..первый встречаю программиста - философа..
приятно узнать, что мы с вами думаем одинаково...созвучны в мыслях, спасибо, Володя!
Перейти к дневнику

Среда, 09 Января 2013 г. 03:01ссылка
Я тоже первый раз в себе встретил философа-программиста, когда понял, а это было давненько, что мир и человек - не противные друг другу стороны - человек делает мир и мир делает человека, всё взаимосвязано, взаимообразующе.
Причём, каков твой внутренний мир, таков и внешний мир. А каков внешний мир, плохой или хороший, и как я его принимаю, зависит только от моего уровня духовности, развития, совершенствования. Если я вижу мир плохим, значит, я сам не совсем хороший. А если я воспринимаю мир хорошим, значит я сам не очень плохой.
Перейти к дневнику

Среда, 09 Января 2013 г. 03:04ссылка
блестящая логика и высокий уровень развития, браво, Володя!
простите мне мои оценки, Володя, но редко можно встретить человека, который полностью созвучен мне..
подобное притягивает подобное?
Перейти к дневнику

Среда, 09 Января 2013 г. 03:05ссылка
Не сомневаюсь ни секунды, Елена, и спасибо вам за ваши оценки, мне приятно.
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку