Папенька поставил на стол табакерку. "Поди-ка сюда, Миша, посмотри-ка", - сказал он. Миша был послушный мальчик; тотчас оставил игрушки и подошел к папеньке. Да уж и было чего посмотреть! Какая прекрасная табакерка! пестренькая, из черепахи. А что на крышке-то! Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвертый, - и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые; а деревья-то также золотые, а листики на них серебряные; а за деревьями встает солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу.© Одоевский "Городок в табакерке"
А началось всё в XVI веке, когда французский посол Жан Нико выслал королеве Франции Катерине Медичи, которая страдала от мигрени, популярный в Португалии нюхательный табачок. Считалось, что табак, если его нюхать, лечит мигрень. И помогло! При сыне Екатерины Франциске II нюханье табака становится модой, а при Людовике XIV частью придворного этикета. Естественно, что это увлечение не обошло и Россию. Роскошные вельможи екатерининского двора угощали друг друга нюхательным табачком, а табакерки стали разновидностью ювелирных изделий. Изготавливали музыкальные табакерки, которые играли популярные мелодии при открывании. Табакерки проникли в быт самых разных слоев населения. Даже стойкий оловянный солдатик в сказке Андерсена любуется на прекрасную танцовщицу, прислонившись к табакерке на столе.
XVIII век стал поистине веком табакерок. Прусский король Фридрих Великий в 1740 году получил в наследство 600 таких маленьких коробочек, а спустя 46 лет оставил после себя уже около полутора тысячи. Принц Конти имел 800 табакерок. Цифры впечатляют: такой коллекцией сегодня могут похвастаться только крупные музеи! А все дело в том, что каждая перемена платья требовала от модника смены табакерки. Для их изготовления использовались различные материалы: золото и драгоценные камни, алюминий (в ту пору ценившийся выше золота) и сталь, черепаховый панцирь и акулья кожа (галюша), фарфор и береста.
При российском дворе принято было пользоваться табакерками из драгоценных материалов, и лишь в царствование Елизаветы Петровны (1741-1761) существенную конкуренцию составили табакерки фарфоровые. Знаменательно, что первым отечественным фарфоровым изделием, созданным на Императорском фарфоровом заводе в 1752 году, стала именно табакерка. Это были знаменитые «Мопсы». С ними связана очень интересная история!
Самыми многочисленными покупателями фарфора с конца 1730-х годов были масоны. Когда в 1738 году Папа Римский запретил католикам вступать в братство "вольных каменщиков", масоны стали объединяться в тайные ложи. Но для того чтобы узнавать "своих", им понадобился секретный знак. Миниатюрная табакерка идеально подошла для такой роли. Она помещалась в кармане, и ее можно было в любой момент вынуть, не вызывая подозрений у посторонних. А паролем стало мейсенские фигурки с мопсом.
Табакерка прочно вошла в быт людей разных сословий. И как следствие, она становится непременным аксессуаром костюма, входит составной частью в гарнитуры украшений. И не только костюма. Емкости для табака встраивали в подлокотники кресел и даже в рукояти тростей.
Неудивительно, что такая преданность владельцу и близость к нему делали табакерку пособницей в самых деликатных предприятиях. Особое место занимали вошедшие в моду табакерки в виде запечатанного почтового пакета. Они служили конвертом для письма и футляром для щедрого подарка. В 1791 году, уже на закате века табакерки, в «Переписке моды» говорилось: «...Мы служим потаенною кибиточкою, в которой волокита пересылает свои письма, любовные бредни, романтические воображения, ибо табакерки многих женщин и девушек учинились ныне не чем иным, как кибиточками любовной почты».
Для любителей табаков разного сорта были придуманы многочастные табакерки, каждое отделение в которых закрывалось особой крышкой. Такие коробочки применялись для тайной почты. Чтобы можно было одно отделение открыть для знакомой дамы, а другое – для ее супруга, табакерки делались двусторонними. Эта же конструкция как нельзя лучше подходила для скряги, предпочитавшего угощать друга табачком поплоше.
Пакетовые табакерки по форме и отделке были похожи на сложенное письмо – пакет (ведь конвертов в то время не было). Такие табакерки делались из фарфора и эмали, белый цвет которых напоминал обычную бумагу. На верхней стороне крышки плоской коробочки черным надписывался адрес: иногда конкретный, иногда условный, например «Прекрасной брюнетке в Петербурге». Красным и синим, подражая почтовым службам, наносились отметки, как на настоящих письмах. Имитировалась и печать, скрепляющая листок. Посланием в таком пакете могли быть стихи или миниатюрный портрет.
Сложились и определённые правила этикета, связанные с табакерками. При встрече считалось актом вежливости предложить собеседнику раскрытую табакерку. Высшим проявлением щедрости, наиболее красноречивым дружеским жестом - был обмен табакерками. Так, Лоренс Стерн, один из основоположников сентиментальной литературы, в самом начале своего «Сентиментального путешествия по Франции и Италии» (1768), поместил особую главу «Табакерка». Взаимное угощение табаком нищего французского монаха и путешествующего английского джентльмена было и знаком их примирения, и символом гармонизации душевного состояния. Причем, разницу в социальном положении героев автор подчеркнул именно с помощью табакерок: роговой и черепаховой.
Кстати, табакерки, украшенные эмалями и бриллиантами, с императорским вензелем, были даже видом государственной награды. Дважды получал такой дар Державин, именно как поэт, а не как сановник, за оды «Фелица» и «На взятие Измаила». Еще одна знаменитость той эпохи Василий Капнист получил табакерку с вензелем императрицы, осыпанную бриллиантами, за оду против рабства. А при путешествии Екатерины на юг России Александр Суворов получил табакерку с червонцами стоимостью 7000 рублей.
Будучи украшенной портретом царствующего монарха, табакерка ценилась выше ордена, ибо «заслуга» ставилась выше «отличия». «Ниже по рангу» стояли табакерки с вензелем самодержца.
Впрочем, табакерка, преподнесённая в качестве подарка, имела иное смысловое значение, а именно, удалиться с глаз долой. Маркиза де Помпадур однажды не захотела принять надоевшего любовника и вдогонку ему послала слугу с табакеркой. На ней был изображен Амур, пораженный стрелой (символ умершей любви), и надпись: «Достаточно». Павел I подарил табакерку в качестве свадебного подарка еще не достигшему пика славы Петру Багратиону. Сплетники утверждали, что несветскому военному, таким образом, делался намек на необходимость покинуть двор, оставив красавицу-жену...
Определенный подтекст имела табакерка, подаренная Николаем I голландскому посланнику барону Геккерену. После трагической дуэли его приемного сына Дантеса с Александром Пушкиным барон не был принят императором. Государь отослал ему без комментариев драгоценную табакерку. Придворные объяснили озадаченному иностранцу смысл подарка: дипломат стал в России персоной нон грата, и видеть его впредь не желают.
В декоре табакерок нередко заключена тема игры, особенно часто встречается мотив любовного заигрывания. Даже банальные цветочки для посвященных были волнующим посланием: роза – признанием красоты, незабудка – обещанием верности, тюльпан – брачным предложением или же бахвальством. Да и жанровые сцены, где дамы и кавалеры музицируют, прогуливаются, беседуют, нередко имели дополнительный смысл. Например, рыбная ловля на удочку традиционно обозначала любовную игру, флирт.
По-разному отражалась в декоре табакерок тема дороги или жизненного пути: табакерки-кареты, табакерки-лодки, табакерки-сундуки (это мог быть баул, который прикреплялся снаружи к экипажу, а мог быть и подголовок – сундук для самых ценных пожитков, который на ночь клали под подушку). Лодка на озере, парус в море, венок на ветке дерева, обелиск на холме – все эти символические образы не требовали разгадки и были понятны современнику благодаря влиянию классицистического искусства.
Комичные сцены, изображаемые на крышках табакерок, переходили порой в политический памфлет, нарушали рамки благопристойности. И обсуждались со всей серьезностью на самом высоком государственном уровне. В именном указе государыни императрицы Елизаветы Петровны, зачитанном Сенату генерал-прокурором князем Трубецким, повелевалось «запретить к продаже и перепродаже пашквильные» табакерки. В дело были вовлечены коммерц-коллегия и канцелярия столичного полицмейстера. Но вопреки воле императрицы две табакерки с политической сатирой – «Сидит Европа под балдахином, печальная, а перед нею кардинал с весами, наступивший на лист «Баланс Европы» и «Сидит кардинал с тростью, на столе перед ним карта «Я разделяю империи» – сенаторами не были признаны «пашквильными».
В последнее десятилетие галантного века становится модным точно изображать уголки природы, дорогие чувствительным сердцам их владельцев. Граф А. С. Строганов в 1790-х годах поместил под стекло табакерки, сделанной еще в 1755–1756 годах во Франции парижским мастером Жаном Дюкролле, шесть миниатюр с видами своей загородной дачи и парка.
Об экзотических китайских павильонах в Царском Селе напоминает заказанная Екатериной II золотая табакерка с бриллиантами стоимостью 2750 рублей (ювелир Готфрид Гебель, 1779). А в 1790-е годы Екатерина II вводит в моду пожалование табакерками, украшенными видами тех парковых сооружений, которые связаны с награжденными лицами. Братья Франсуа-Клод и Пьер-Этьен Термен, владевшие небольшой галантерейной фабрикой в Петербурге, дважды (1795 и 1796) исполнили подобный заказ императрицы. На счете от 12 июля статс-секретарь приписал: «Одна табакерка оставлена у Ея Величества с монументом Графа Орлова Чесменского, другая такая же пожалована графу Орлову Чесменскому, третья подарена Ген. майору графу Николаю Зубову с колоннадою Царскосельскою».
По случаю «Морских побед, одержанных в Архипелаге» в 1770 году графу А.Г. Орлову-Чесменскому была послана табакерка стоимостью 250 рублей, сопровождаемая собственноручным письмом самодержицы от 19 июля 1795 года, начертанным в Царском Селе: «Граф Алексей Григорьевич. В знак же Моего к вам благоволения, посылаю вам табакерку. Вся цена ея состоит в изображении того памятника, который славу вашу и знаменитыя отечеству заслуги ваши свидетельствует». Далее государыня приписала: «Я бы в табакерку насыпала табаку, растущего в Моем саду, иного ныне не нюхаю, но опасаюсь, что дорогою засохнет».
Орлов был безмерно счастлив, что в 25-й юбилей славной морской виктории его заслуги не были забыты, и тотчас сочинил благодарственный ответ. Получив его, императрица не замедлила с ответом: «Граф Алексей Григорьевич. Письмо ваше, от 30 июля, сей час до рук Моих доставлено. Из оного вижу, что табакерка, Мною к вам посланная, вас обрадовала; того мне и хотелось. Екатерина. Желаемого табаку, выращенного в Моем саду, банку посылаю».
К сожалению, о табакерке графа, прозванного современниками Le Balafre, то есть «Меченым», из-за полученного Орловым в юности шрама на щеке, больше ничего не известно.
Но зато экспозицию Оружейной палаты украшает подарок Екатерины II своему фавориту графу Николаю Александровичу Зубову. На крышке большой восьмиугольной табакерки, с синей эмалью, написан вид Камероновой галереи, являвшейся любимым уголком летней резиденции императрицы.
Она сама продумала, как украсить галерею бронзовыми бюстами знаменитых древних философов, поэтов, политических и военных деятелей и превратить её в своеобразный храм славы, которая стала излюбленным местом не только прогулок самодержицы, но и всевозможных придворных праздников.
Табак настолько вошел в быт общества, что описание какого-то заурядного события у классиков литературы очень часто сопровождается упоминанием трубки или табакерки. Н.В. Гоголь, описывая дом помещика средней руки, пишет: «трубки: деревянные, глиняные, пенковые, обкуренные и необкуренные, обтянутые замшею и необтянутые, затем – чубук недавно выигранный, кисет, вышитый какою-то графинею».
Манилов курил трубку с чубуком, а табак в его доме был и в картузах (бумажных пакетах), и в табачнице, и, наконец, насыпан просто кучею на столе. Чичиков нюхал табак из табакерки с секретом, и у него была даже небольшая дискуссия с Маниловым о том, что «курить трубку гораздо здоровее, нежели нюхать табак» Табакерка была настолько обыденной вещью у картежников, что В.И. Даль пишет, как её использовали в шулерской игре: «Кто мечет, ставит большую табакерку, намазанную сысподу липком, на колоду, доставая в это время платок, а, сняв табакерку, уносит с нею и карту».
Но были табакерки и попроще. В России массовое их производство началось в 1795 г. С чего бы вы думали? С производства лаковых козырьков для головных уборов обмундирования русской армии. Московский купец П.И. Коробов в подмосковном селе Данилково (ныне Федоскино) основал фабрику. Вывез несколько мастеров из немецкого города Брауншвейга со знаменитой лаковой фабрики И. Штобвассера и с их помощью наладил у себя производство лаковых табакерок и прочих изделий из папье-маше.
Это были коробочки, украшенные незатейливым орнаментом, и табакерки, на крышки которых наклеивались бумажные картинки-гравюрки, покрытые сверху светлым лаком. На картинках обычно изображались события недавней истории - эпизоды войны 1812 года, военных действий против турок.
Иногда табакерка становится центром детективного расследования, помогая вернуть имена, ушедшим в прошлое. Одна из таких табакерок находится в Государственном историческом музее. Её создал Яков Моисеев, изобразив профильный портрет военного. Вначале решили, что на табакерке изображен М.И. Кутузов. Первая атрибуция была очень скоро отвергнута, так как якоря на воротнике мундира указывали на морского офицера, а именно на адмирала. Позднее в инвентарной карточке этой вещи появились имена первого морского министра графа Н. С. Мордвинова и главы цензурного ведомства, министра просвещения вице-адмирала А. С. Шишкова.
Музеи разных стран мира хранят старинные табакерки и трубки.
В Узбекистане особенную популярность завоевали табакерки, которые выделывались из специально выращенных тыкв. Узбекские табакерки разнообразны по форме, размерам, по характеру отделки. Изготовление их связано со сложным процессом окрашивания, узорной тонировки и полировки, отделкой благородным металлом и цветными каменьями.
В чукотском краеведческом музее хранится сумочка-табакерка из меха оленя, а музее северного города Акша - табакерка из бересты, в африканских музеях - табакерки, расшитые бисером.
В Дании существует единственный в мире музей табака. Любопытный экспонат музея - табакерка из зуба кашалот, сделанная в 1750 году в Исландии.
Этот экспонат, кроме своей древности отличается еще красотой, тщательностью отделки, ну и еще, пожалуй, размерами. Длина его 18 см.
Интересна история табакерок и в странах Азии. Особенно способствовали распространению на Восток нюхательного табака миссионеры-иезуиты, которые были в XVII веке очень влиятельны при дворе императоров Маньчжурской династии. Императорский двор бесперебойно получал готовый нюхательный табак из Европы. Поставками занимались португальцы, обосновавшиеся в Макао.
В 1685 году нюхательный табак впервые упоминается в числе ввозимых товаров, а вскоре в столице Поднебесной начинается собственное производство. В Пекине – исключительно для императорского двора – производили нюхательный табак с особыми целебными и бактерицидными свойствами. Его хранили в стеклянных сосудах-бутылочках, вдыхали в каждую ноздрю с маленькой лопаточки из слоновой кости.
В Китае зародилось производство стеклянных бутылочек-табакерок. Их украшали эмалью по металлу и стеклу, использовали фарфор, жадеит, нефрит, хрусталь или янтарь и экзотические материалы: бамбук, кокосовый орех и кожуру мандарина.
История этих китайских стеклянных табакерок-бутылочек поистине удивительна. Один из самых ранних экземпляров датирован 1646 годом и подписан: «Сделал Чжэнь Рончжань во втором году правления императора Шуньчжи». Другая ранняя бутылка относится к 1653 году. Ее изготовил мастер Чжэн Цзуньчжан, и хранится она в Чикагском музее естественной истории. Поистине великолепны китайские табакерки династии Цинь (1644–1912 гг.).
Циньский император Шеньчжу, правивший с 1662 по 1722 год под девизом - «процветающее и лучезарное», был современником российского императора Петра I, он покровительствовал европейскому стилю в прикладном искусстве. К 1680 году он организовал в Пекине несколько мастерских. Искусству нанесения эмали китайских мастеров обучали иезуиты и мастера-французы – вот почему некоторые бутылочки отмечены явным европейским влиянием.
Особое место, занимает искусство росписи стеклянных емкостей для нюхательного табака «нэйхухуа», которое появилось в Пекине в конце цинской эпохи. Стеклянные сосуды расписывали изнутри специальной кистью. Работа требовала большой сосредоточенности, внимания и напряжения глаз. Художники отдыхали каждые два часа с закрытыми глазами. Сложность и кропотливость работы вызывают большое уважение ценителей этого вида искусства. Лучшими мастерами росписи «нэйхухуа» за столетнюю историю существования этого жанра были не более 100 человек. Постепенно любовь к табакеркам охватила все слои населения. В 1830 году в своей книге «Китайцы» (The Chinese) Ф. Дэвис писал, что китайца редко можно увидеть без табакерки.
Богатое табакерочное наследство оставил XVIII век. Но в конце XVIII века изменился покрой одежды, из моды вышли карманы и вместе с уходом со сцены жизни «пиковых дам» и «старичков в пудреных париках» ушла из обихода привилегированных сословий и табакерка.
Традиционные коробочки для табака в течение какого-то времени еще оставались предметом для приличного и уважительного подарка. Константин Аксаков, например, вспоминает, что в бытность его студентом Московского университета в 30-е годы XIX столетия студенты дарили любимым преподавателям именно табакерки. Только на одной фабрике П.И. Коробова под Москвой в 1840 году было выпущено 13 420 расписных лаковых табакерок.
Своеобразную атаку на традиции совершил Соломон Коген. Он разместил свое предприятие для выделки турецкого табака и сигар в самом центре Киева. Первым адресом фабрики был Крещатик, 17, дом аптекаря Густава Зейделя. А рядом, в доме № 19, жил сам Соломон Аронович с женой и братом жены Мордехаем Шишманом. 1 января 1872 года он открыл на основе своей фабрики торговый дом «Коген и Шишман».
Соломон Коген решил завоевать рынок новым товаром — «сигаретками». Многие жители столицы Юго-Западного края не курили, а нюхали, для «крепости» подмешивая в него гвоздику, перец и прочие экзотические приправы. «Нюхачи» всегда носили с собой табакерки, которые красноречиво свидетельствовали о социальном статусе владельца.
Главным достижением Когена на поприще тогдашнего рекламного бизнеса стала «раскрутка» папирос, как более современного, демократичного, либерального (не стоит забывать о настроениях тогдашней русской интеллигенции) продукта. «Понюшка табаку» изображалась как непременный атрибут быта «старосветских» помещиков и мещан, чей образ жизни вызывал лишь улыбку у «продвинутого» человека. Лучшая иллюстрация к этим словам — повесть Михаила Старицкого «За двумя зайцами», где «шкворчащая папироска» Голохвастова и «нюхательный табачок» отца Прони Прокоповны символизируют конфликт поколений, во многом спровоцированный находчивым предпринимателем из Евпатории.
Так, постепенно табакерка стала выходить из моды и забываться.
http://www.yaplakal.com/forum2/st/0/topic271623.html
http://www.yaplakal.com/forum2/st/25/topic271623.html