-Метки

jyj Шива агни адыги алексеев с.т артефакт асмик белогор брахма бурислав сервест викъ вишну воля время выживание гласные глюоновые цепи голограмма горъ деревья дети днк догода другой мир душа женщина жизнь жыжъ звук звуковая волна звукотерапия земля зеркало зеркальный мир иванова в. иегова информационный мир ириана карты кастанеда квантовая механика кержаки космос кот кошка красота кристалл ланка ланкара лес луна любовь ля 430 гц магия марийцы матрица меч михайлов к. мозг мои стихи моя игра мужчина наблюдатель нить осознанное сновидение паразит переход позвоночник пришелец пространство путь пятибрат в. разум рудра руны руны макоши руны рода руны руского рода руны русского рода руский род руский язык русь свет священная роща священные деревья сила сказ как сказка сканда слово смерть солнце спасём деревья! спасем деревья староверы телепортация тримурти фоменко в.н. фотон футарк х.аргуэльес хима человек черкессы шаман шаровая молния шелудяков а. электрон энергия эпифиз язык

 -Рубрики

 -Цитатник

Игра на троих: Крестики-нолики-единички. - (0)

Игра на троих: Крестики-нолики-единички. Снова придумала игру на троих)) Когда-то в 2016 го...

Учение о реинкарнации. Арийская версия (книга) - (0)

Учение о реинкарнации. Арийская версия (книга) Сегодня у писателя Константина Михайлова...

Чей язык самый вокальный в мире? - (0)

Чей язык самый вокальный в мире? В силу артикуляционно-физиологических причин в языках мира...

О Страже порога. (по Р.Штайнеру) - (0)

О Страже порога.Об опасности медитаций Прохождение врат элементарного мира может произойти и бе...

Архетип моста - (0)

Мосты «…Мы простимся на мосту» Яков Полонский Мост - один из самых красивых ...

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Шёпот_Рун

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.12.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 6562


Тайна племени богини Дану

Воскресенье, 23 Апреля 2017 г. 16:53 + в цитатник
Цитата сообщения Dumnorix

Тайна племени богини Дану
 

3921373_danucelticgoddessCUtopBZMDAN (342x456, 47Kb)Эльфы, гномы, феи и другие существа, относимые к категории фэйри, или волшебных, воспринимаются большинством людей как сказочные, фантазийные, то есть вымышленные персонажи. Вопрос об их реальном существовании в очень давние времена встает очень редко, а попытки профессиональных исследований на эту тему чаще всего сопровождаются неодобрительными комментариями специалистов. Вот почему среди множества работ по изучению фольклора очень сложно найти публикации, посвященные научно-историческому анализу фэйри. Их можно буквально пересчитать по пальцам, причем большинство принадлежит зарубежным авторам. При этом в последние годы в мире отмечается настоящий бум «эльфомании» и продается огромное количество книг и фильмов в жанре фэнтези, посвященных жизнеописанию и подвигам вымышленных героев — эльфов, гоблинов, троллей, фей и других сказочных персонажей. Это еще больше подрывает веру людей в их реальное существование и подсознательно формирует предвзятое, как правило, сильно искаженное фантазией авторов, отношение к образам этих героев.

Фэйри ассоциируются как с малютками-эльфами, феями цветов с крошечными крыльями и садовыми гномами, так и с похожими на людей существами, обладающими неземной красотой. Бытует мнение, что они живут и сегодня. Одни считают, что фэйри находятся среди людей, другие думают, что они существуют за пределами нашего мира, в ином пространстве и измерении. Есть даже те, кто искренне верит, что они сами являются эльфами или, по крайней мере, старательно пытаются выступать в подобном образе перед своими друзьями и знакомыми. Об интересе к эльфийской тематике свидетельствуют большое количество обществ и интернет-сайтов любителей фэйри, проведение разнообразных эльфийских праздников, встреча эльфийского Нового года...

Можно ли выделить из всего этого рациональное зерно? Отличить правду от вымысла? Скинуть «оковы» предвзятого отношения к фэйри и их образам, навязанным нам писателями-фантастами?

Безусловно, да. Но это можно сделать только при условии четкого разграничения источников информации о фэйри — сказок и фантазийных романов последних столетий — от преданий и документальных свидетельств тысячелетней давности. Другими словами, чтобы провести научно-исторический анализ возможности существования фэйри в далеком прошлом, нужно полагаться только на такие письменные и устные свидетельства, «почтенный» возраст которых не вызывает сомнений у исследователей.

В идеале таким анализом должны заниматься специалисты — историки или филологи. Однако большинство из них не хотят этого делать. Но даже если бы кто-то и решился на такое, то выводы скорее всего были бы следующие: «...несмотря на все имеющиеся аргументы в пользу существования — название мифических существ — в далеком прошлом, они были людьми либо наделенными какими-то сверхъестественными способностями, либо эти способности были приписаны им позднее...» или «...несмотря на все имеющиеся аргументы в пользу существования — название мифических существ — в далеком прошлом, данный вопрос не может быть решен в настоящее время в связи с недостатком данных и требует постановки дополнительных исследований...». А значит, прощай надежда на получение ответа на одну из самых интригующих загадок истории.

Чтобы этого не случилось, я попытался проанализировать предания разных народов и публикации средневековых и современных авторов, прямо или косвенно затрагивающих тему фэйри, и разобраться, каковы же были их прообразы.

И результаты не заставили себя долго ждать! Оказалось, что предания практически всех народов — от Индии до Исландии и от Америки до Австралии — насыщены воспоминаниями о живших задолго до нашего времени разных мифических существах, внешне напоминавших людей, но по своей физиологии и возможностям людьми не являвшимися. Среди них выделялась большая группа существ, похожих на самых красивых людей (только еще более прекрасных) и обладавших непостижимым долголетием (тысячи лет) и магическим искусством. Предания обычно называют их богами или волшебниками.

Особенно много сказаний об этом божественном народе, к тому же довольно воинственном и многочисленном, в Ирландии и Уэльсе. Его название Туата де Дананн, или Племя богини Дану. Задолго до Рождества Христова этот народ правил Ирландией, а также, вероятно, Британией и Францией, и оставил после себя не только воспоминания в фольклоре, но и вполне реальные материальные свидетельства своего существования.

 

Семья Богини Дану


«Общество приятное и вызывающее восхищение, дивно прекрасное обликом, обладающее замечательным оружием и изысканной одеждой, искусное в музыке, пении и игре, одаренное наиболее светлым умом и ярким темпераментом среди всех, кто когда-либо прибывал в Ирландию. Племя это было превыше всех храбростью и внушало необоримый ужас, ибо превосходило все народы мира своей сноровкою в искусствах и ремеслах». Сага «Битва при Маг-Туиред».

3921373_dagda (255x340, 12Kb)
Изображение бога Дагды на котле
из Гундеструпа. Дания (II-I вв. до н. э.)


Племя (или племена) Богини Дану[1] — в кельтской[2] (ирландской) мифологии «дочеловеческая» божественная раса обитателей Ирландии (фото 1), располагавшихся вокруг богини Дану, жены бога Солнца Беленуса[3] (фото 2 и 3).

 
3921373_PIA06672_lrg (474x600, 119Kb)
Фото 1. Ирландия со спутника (фото НАСА)

 
3921373_danu (420x315, 21Kb)
Фото 2. Изображение богини Дану на котле из Гундеструпа
(Дания, II-I вв. до н. э.). По мнению французского кельтолога
Жана-Жака Атта,Дану показана здесь восседающей
в подземном мире. Справа и слева от неё изображено
кельтское божество Смертиус


3921373_slane (500x276, 29Kb)
Фото 3. Изображение богини Дану на котле из Гундеструпа.
Дану показана здесь восседающей на небе.
Богиня окружена животными, в которых можно
узнать слонов, и мифическими грифонами


Сведения о нем сохранились в многочисленных ирландских преданиях, изложенных в обширной компиляции XII в. «Книга захватов Ирландии» и сагах этого же времени: «Битва при Маг Туиред», «Старина мест», «Сватовство к Этайн» и многих др. Дану[4] признавалась матерью-прародительницей богов, среди которых наиболее известны Дагда[5], Нуаду[6], Мананнан[7], Огма[8], Энгус[9], Луг[10], Диан Кехт[11], Гоибниу[12], три богини-воительницы — Морриган[13], Маха[14], Бадб[15], Бригита[16] и др. Некоторые из этих богов (Луг, Огма, Нуаду) были общекельтскими.

3921373_morrigan (255x431, 18Kb)
Скульптура богини
Морриган.
Джордж Фредерик Уотс (XIX в.)
 
 
3921373_OgmaLawrieHighsmith (221x600, 32Kb)
Бронзовая скульптура
бога Огмы на
Восточной двери
библиотеки Конгресса,
Вашингтон, США.
Скульптор Ли Лоури

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3921373_the_coming_of_Bride_by_John_Duncan_Coloured_by_Author (395x400, 56Kb)
 
Приход Бриджиты.
Художник Джон Дункан (1866-1945)




 3921373_seamusmurphy_saintbrigid (309x600, 81Kb)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Статуя св. Бриджиты –
покровительницы святых 
в Ирландии – в церкви 
св. Бриджиты, Сан-Франциско,
США. Скульптор 
Симус Мерфи



Существует мнение, что ирландские Дану и Ана — две независимые богини. Ана была Матерью Туата де Дананн, а Дана — более позднее наслоение. Культ Дану и Ану связывают прежде всего с двумя холмами в Мюнстере[17], в графстве Керри, которые в древности именовались и известны до сих пор как «Груди Аны». Датские Холмы в Лестершире также названы в ее честь.

3921373_getpart_php_id_1266_file_10000000000002550000018D798FD264_png (597x397, 53Kb)
Груди Аны. Мюнстер, графство Керри, Ирландия


В валлийской традиции богине Дану соответствует богиня Дон, а Племени Богини Дану — потомки Дон, известные главным образом из «Четырех ветвей Мабиногион», оформившихся в конце XI в. и впитавших многие темы и отдельные элементы древней мифологии. Некоторые валлийские и ирландские боги несколько соответствуют друг другу. Так, валлийский Ллеу сходен с ирландским и галльским Лугом (бог света, связанный с солярным культом), ирландский божественный кузнец Гоибниу — с валлийским Гофанноном, ирландский Мананнан (сын морского бога) с валлийским Манавиданом.

Супругом богини Дон был Бели, видимо связанный с галльским солнечным богом Беленусом, от которого вели свою родословную крупнейшие валлийские исторические династии. В валлийских генеалогиях Дану — Дон превращается в Анну; это характерно и для бретонской[18] традиции, где Анна повелевает народом мертвых — Анаон[19].


 

Завоевание Туата де Дананн Ирландии



В «Книге захватов Ирландии» Племена Богини Дану считались предпоследней группой завоевателей Ирландии[20]; впервые появившихся на горе Конмайкне Рейн в местности Коннемара[21] (фото 4 и 5).

 
3921373_connemara (550x412, 23Kb)
 
3921373_connemara12 (600x449, 68Kb)

Фото 4 и 5. Коннемара, Ирландия.
Возможно, именно здесь высадилось Племя богини Дану,
приплывшее или прилетевшее в Ирландию с Севера



В мифах ирландских кельтов север считался источником великой силы. Туата де Дананн («Tuatha» означает «племя», а также «север») пришли с северных островов, преисполненные друидической мудрости и магических знаний (фото 6).


Фото 6. Карта Британии и Ирландии Птолемея (II в. до н. э.)
 


Вот что говорится об этом в одном из трех вариантов «Битвы при Маг Туиред»:

«На северных островах земли[22] были племена богини Дану и постигали они там премудрость, магию, знание друидов[23], чары и прочие тайны, покуда не превзошли искусных людей со всего света.

В четырех городах постигали они премудрость, тайное знание, дьявольское ремесло — Фалиасе и Гориасе, Муриасе и Финдиасе.

Из Фалиаса принесли они Лиа Фаль[24], что был потом в Таре[25]. Вскрикивал он под каждым королем, кому суждено было править Ирландией.

Из Гориаса принесли они копье, которым владел Луг. Ничто не могло устоять перед ним или пред тем, в чьей руке оно было.

 Из Финдиаса принесли они меч Нуаду. Стоило вынуть его из боевых ножен, как никто уж не мог от него уклониться, и был он воистину неотразимым.

3921373_lia_fal (420x281, 17Kb)
 
Лиа Фаль. Тара,
Графство Мит,
Ирландия



Из Муриаса принесли они котел Дагда. Не случалось людям уйти от него голодными...

...случилось племенам богини заключить мир с фоморами[26], и Балор, внук Нетаб, отдал свою дочь Этне Киану, сыну Диан Кехта. Чудесным ребенком разрешилась она, и был это сам Луг.

Приплыли Племена Богини на множестве кораблей, дабы силой отнять Ирландию у Фир Болг[27]. Сожгли они свои корабли, лишь только коснулись земли у Корку Белгатан, что зовется ныне Коннемара, чтобы не в их воле было отступить к ним. Гарь и дым, сходившие от кораблей, окутали тогда ближние земли и небо. С той поры и повелось считать, что появились Племена Богини из дымных облаков».

В другом, по-видимому, более раннем варианте «Битвы при Маг Туиред» говорится, что Туата де Дананн достигли Ирландии на темных тучах прямо по воздуху, опустились на гору Конмайкне Рейн и на три дня покрыли тьмой лик солнца.

Множество высадилось на берег Ирландии, не встретив никакого сопротивления. И чтобы и дальше оставаться не замеченными, Морриган, Бадб и Маха решили прибегнуть к помощи магических познаний, которыми они овладели в Финдиасе, Гориасе, Муриасе и Фалиасе. Они рассеяли «дожди и густые непроницаемые "друидические" туманы» по всем землям Ирландии, и на народ Фир Болг прямо с воздуха хлынули огонь и кровь, так что ему пришлось три дня и три ночи прятаться в глухих убежищах. Однако у Фир Болг были свои друиды, и им в конце концов удалось остановить эту беду, прочитав ответные заклятия. Чары рассеялись, и воздух опять стал чистым и прозрачным.

Через 105 дней произошла битва племени богини Дану и народа Фир Болг, продолжавшаяся четыре дня и известная как первая битва при Маг Туиред. «В первой битве при Маг Туиред сразились они с Фир Болг и обратили их в бегство и поразили сто тысяч воинов вместе с королем Эохайдом, сыном Эрка... Многих потеряли Племена Богини Дану в этом сражении». Герой народа Фир Болг, Сренг, сразившийся с королем богов Нуадой, нанес ему страшный удар и отрубил королю руку вместе с половиной щита.

Увечный Нуаду не мог больше править Ирландией, поэтому начался раздор. После долгих споров решено было отдать королевскую власть Бресу — сыну Элаты, властелина фоморов.

Весьма любопытно изложенное в «Битве при Маг Туиред» предание о рождении Бреса. Однажды Эри, женщина из Племен богини Дану, вышла к морю и увидела серебряный корабль, на палубе которого стоял воин с золотистыми волосами и в одеянии, расшитом золотыми узорами; его звали Элата. Соединился он с Эри и сказал, что родится у нее сын по имени Эохайд Брес (Эохайд Прекрасный).

«Тогда возлегли они вместе. Когда же увидела Эри, что воин поднимается, принялась плакать.
— Отчего ты плачешь? — спросил тот.
— Две причины моему горю, — ответила женщина.
— Расставание с тобой после нашей встречи. Юноши Племен Богини напрасно домогались меня, а теперь ты овладел мной, и лишь тебя я желаю
».

В этом предании Эри выступает в роли женщины, способной на глубокие чувства. Подобная характеристика представителей этого народа, сближающая их с людьми, имеется и в других ирландских мифах, например в мифе об отрубленной руке Нуаду.

Приведенный выше эпизод говорит о том, что Туата де Дананн вступали в браки с фоморами, причем делали это не только по принуждению, но и по собственной воле[28]. Многие другие мужчины и женщины Племени Богини Дану также были связаны с фоморами династическими браками, например, Луг приходился внуком повелителя фоморов Балора.

От своего отца Брес унаследовал демонические черты, и «печальным было его царствование». Умолкли барды[29] и филиды[30], прекратились празднества. Три правителя фоморов — Индех, Элата и Балор (по другой версии, Тетра) обложили Ирландию данью. «Сами великие мужи принуждены были нести службу: Огма таскал дрова, а Дагда возводил крепости — это он построил крепость Бреса».

Кончилось терпение Туата де Дананн, и они потребовали от Бреса оставить трон. Тот, уговорив их подождать семь лет, отправился за помощью в страну фоморов (предположительно, в Британию или Шотландию).

Его глазами страна фоморов предстает перед нами как «бескрайняя равнина с множеством их родовых сборищ». Величайшие герои фоморов — Балор и Индех — собрали свое воинство. «Сплошная вереница их кораблей тянулась от островов чужеземцев до самой Ирландии. Дотоле не знала Ирландия силы грозней и ужасней, чем войско фоморов».

После ухода Бреса Нуаду снова стал королем; Диан Кехт сделал ему руку из серебра, которую впоследствии нарастил плотью его сын Миах. Но тут к Племенам Богини Дану явился Луг и предложил свою помощь в борьбе с фоморами. Нуаду уступил ему трон как более искусному во всех ремеслах.

Луг целый год совещался с братьями Дагдой и Огмой, а затем братьями Нуаду, Гоибниу и Диан Кехтом. Они пригласили к себе чародеев и друидов с колдунами, чтобы узнать, на что способен каждый из них. Те сказали, что обрушат на фоморов все великие горы Ирландии, отведут от них великие реки, напустят огненных ливней с небес, оживят камни, дерн и деревья и двинут их в бой, будут проклинать и порочить их, чтобы своей тайной властью лишить их стойкости в сражении.

Морриган «сказала, что она пойдет и сокрушит Индеха сына де Домнан (посредством волшебства и колдовства. — А. К.), иссушив кровь в его сердце и отняв почки доблести, и она дала две пригоршни той крови воинству. Когда Индех позже появился в сражении, он был у же обречен» [31].

Вскоре после того, как фоморы напали с востока на Ирландию, чтобы вернуть трон Бресу, разыгралась жестокая битва. Она известна в истории как Вторая битва при Маг Туиред и занимает центральное место в саге «Битва при Маг Туиред»[32].

«В день великого сражения выступили фоморы из лагеря и встали могучими несокрушимыми полчищами... Воистину биться в тот день с фоморами было, что пробивать головой стену, держать руку в змеином гнезде или подставлять лицо пламени. Тут увидели фоморы, что сраженные насмерть воины племени богини Дану наутро бьются снова. А это Диан Кехт погружал их в чудесный источник Слане (фото 7), забросали тогда фоморы его камнями. И начали гибнуть туаты. Воитель Огма победил короля Индеха, но и сам был сражен в поединке. Нуаду с Серебряной рукой и Маха дочь Эрнмаса пали от руки Балора».


3921373_slane_1_ (500x276, 29Kb)
Фото 7. Изображение сцены из битвы при Маг Туиред на котле из Гундеструпа.
Бог-врачеватель Диан Кехт окунает убитых и раненых воинов
Из Племени богини Дану в чудесный источник Сланэ


Решающим моментом в битве стал поединок Луга и Балора, чей единственный глаз обладал колдовской способностью отнимать силу у тех, на кого обратится. Веко его было так тяжело, что его поднимали специально продетой сквозь него палкой четыре воина[33]. Но Луг успел поразить этот глаз своим чудесным копьем или камнем из пращи (по разным версиям).

Взвилась тогда Морриган перед войском племени богини Дану и пропела песнь «Движутся в бой короли...». Бросились ободренные Туата де Дананн на демонов и обратили их в бегство до самого моря. Не многим фоморам удалось спастись. В их «числе был филид Лох Летглас, зеленый наполовину — от земли до макушки». Пощадили Туата де Дананн и предателя Бреса за то, что он сообщил им способы и сроки возделывания земли. «Пусть пашут во вторник, поля засевают во вторник, во вторник пусть жнут. Так спасен был Брес». Тем самым племена богини Дану, владевшие военным искусством и друидической мудростью, стали сведущими и в сельском хозяйстве, то есть приобрели еще одну способность, сближающую их с людьми.

 

Племя богини Дану — божественная раса бессмертных и чародеев


Дошедшие до нас мифология и литература Древней Ирландии сохранили отчетливые образы племени богини Дану и их Великой Матери Дану. Поэтому если отбросить следы христианского влияния, наложившие отпечаток на многие рукописи, можно представить себе божества Туата де Дананн такими, какими они были в те далекие времена, когда их встречали люди.

Так, в одном из вариантов «Битвы при Маг Туиред» племя богини Дану представлялось как «общество приятное и вызывающее восхищение, дивно прекрасное обликом, обладающее замечательным оружием и изысканной одеждой, искусное в музыке, пении и игре, одаренное наиболее светлым умом и ярким темпераментом среди всех, кто когда-либо прибывал в Ирландию. Племя это было превыше всех храбростью и внушало необоримый ужас, ибо превосходило все народы мира своей сноровкою в искусствах и ремеслах».

Для кельтов понятие «бог» или «богиня» были отличными от наших представлений. Они уважали и восхищались ими не потому, что боги были священными, а потому что они могли творить вещи, недоступные людям.

Мужчины и женщины племени богини Дану не считались бессмертными. Они жили по тем же законам физического мира, что и кельты, также рождались и умирали. В то же время Туата де Дананн были существами, наделенными силой и магическими способностями и находились на уровне где-то между мифическими сверхлюдьми и божествами.

Они были вечно молоды, прекрасны и имели быстроногих, как ветер, коней с широкой грудью и глазами, пылающими пламенем. Боги кельтов могли умереть только неестественной смертью: погибнуть в бою, быть отравлены, убиты. Так, по одной из версий «Битвы при Маг Туиред», «воистину жестокой и страшной была эта битва между родом фоморов и мужами Ирландии... Немало благородных мужей пало тогда сраженными насмерть. Были там великая битва и великое погребение... Потоками лилась кровь по белым телам храбрых воинов, изрубленных руками стойких героев, что спасались от смертной напасти... В схватке едва не сходились кончики пальцев бойцов, что скользили в крови под ногами и, падая, стукались лбами. Воистину многотрудной, тесной, кровавой и дикой была эта битва, и река Униус несла в ту пору немало трупов».

Мужчины и женщины племени богини Дану не умирали от старости, что свидетельствует об очень большой продолжительности их жизни — например, бог Данда и богиня Банба жили более 3000 лет.

В отличие от своих предшественников (кроме фоморов и Фир Болг) и преемников, Сыновей Миля, мужчины и женщины племени богини Дану располагали тайным магическим знанием и владели секретами колдовства. Они были величайшими чародеями, обучавшими первых друидов.


3921373_mclir (370x370, 32Kb)
Дети Мак Лира.
Художник Джон Дункан



Одной из важнейших особенностей женщин Туата де Дананн была их чудесная магическая способность к изменению формы, внешнего вида и размера. Они могли превращаться в животных, уродливых старух, прекрасных, соблазнительных девушек или стихии природы. Дану, мать всех богов, принимала облики лошади, а также различных богинь под именами Айне, Бригита и др. Облик лошади принимали и некоторые другие богини, например, Морриган, Маха и Кайллиг[34]. Морриган также являлась в образах угря, волчицы, коровы, ворона и смертных женщин. В облике ворона или стервятника представали Немайн[35], Маха и Бадб.

Дехтире, мать Кухулина[36], нередко становилась лебедем, так же как и Айне, Каэр, Дербфоргалл и Финола. Бадб, Анге, Бан Налма, Бо Фонд, Буана, Динь, Кора, Муанна, Эстиу, Уайребуйде могли превращаться в оленей, коров, журавлей, аистов, других птиц и рыб, Каоранах — в змея, а Кайллиг и Габ Орг — в зимнюю бурю. Либан была озерной девой, а Логия — речной.

В отличие от женщин мужчины редко изменяли свой облик. Среди тех, кто обладал этим даром, был Кухулин, превращавшийся в пса, волка, птицу и угря. Луг ассоциировался с вороном, Мидир[37] — с журавлем, Энгус[38] — с лебедем и т.п.

3921373_engus (300x456, 29Kb)
 
Энгус в образе человека-лебедя.
Художник Джон Дункан


Мананнан владел плащом-невидимкой, с помощью которого мог одну минуту оставаться невидимым, в другую — принимать облик человека, а в третью — превращаться в лодку. Левкетий оборачивался громом, Мак Кехт — плугом и землей, Мак Куил — водой, Мак Грене — огнем.

Еще одной важнейшей особенностью мужчин и женщин племени богини Дану была их магическая способность исцелять больных и оживлять умерших[39]. Об этом, например, свидетельствуют следующие фрагменты из «Битвы при Маг Туиред»:

«В ту пору Нуаду страдал от увечья, и Диан Кехт приставил ему руку из серебра, что двигалась, словно живая. Не по нраву пришлось это сыну Диан Кехта Миаху, и направился он к отрубленной руке, и молвил:

— Сустав к суставу, и мышца к мышце!

Так исцелил он Нуаду в трижды три дня и три ночи. До исхода трех дней держал он руку у бока и наросла на ней кожа. Вторые три дня держал он ее у груди, а напоследок прикладывал к ней белую сердцевину тростинок, обугленных на огне.

Недобрым показалось такое лечение Диан Кехту, и обрушил он меч на голову сына и рассек кожу до мяса. Исцелил эту рану искусный Миах. Тут вторым ударом меча разрубил ему Диан Кехт мясо до самой кости, но вновь исцелил эту рану Миах. В третий раз занес меч Диан Кехт и расколол череп до самого мозга, но и тут исцелил Миах свою рану. В четвертый же раз мозг поразил Диан Кехт, говоря, что уж после этого удара не поможет ему ни один врачеватель. Воистину так и случилось.

Потом похоронил Диан Кехт Миаха...

...А вот как вселяли ярость в израненных воинов, дабы еще отважнее делались они назавтра. Над источником, имя которого Слане, говорили заклятья сам Диан Кехт, сыновья его, Октриуйл и Миах, да дочь Аирмед. И погружались в источник сраженные насмерть бойцы, а выходили из него невредимыми. Возвращались они к жизни благодаря могуществу заклинаний, что пели вокруг источника четыре врачевателя»
.

Здесь «боги» племени богини Дану выступают великими чародеями. Но в то же время они не были всемогущими и не всегда могли спасти своих соплеменников от смерти. И это еще больше сближает их с людьми.

Ученые монахи, которые в Средние века записывали предания Древней Ирландии, испытывали затруднение в том, как им рассматривать персонажей племени богини Дану — как людей, демонов или падших богов. В повести о Туане Мак Кайриле из «Книги Бурой коровы», записанной примерно в 1100 г., говорится, что никто не знает, откуда пришли в Ирландию Туата де Дананн, но что, «похоже, пришли они с небес, о чем свидетельствует их ум и совершенство их знаний».

Мужчины и женщины племени богини Дану были не только величайшими чародеями, но и учеными людьми, в совершенстве постигшими законы природы и умевшими ею управлять. Туата де Дананн имели всестороннее знание о целебных и энергетических свойствах растений и использовали их для лечения различных заболеваний, смертельных ран и при совершении заклинаний.

Они также были весьма искусными ремесленниками и музыкантами, воинами и поэтами, а их оружие считалось самым лучшим и современным. Женщины пользовались почти такими же гражданскими правами, что и мужчины, и активно участвовали во всех мужских делах, даже в войне. Нередко они выступали посланницами на переговорах между враждующими сторонами, а также заседали в советах при заключении мира Великолепный пример женщины-воительницы — королева Медб[40] в сагах «Бой Кухулина с Фердинандом» и «Похищение быка из Куальнге». Все это, правда, не исключало некоторого неравенства. В то время как для воина завести наложницу было обычным делом, измена жены мужу жестоко каралась, вплоть до сожжения на костре или изгнания из племени (сага «Приключения Арта, сына Кона»). Однако сейчас уже трудно установить, было так на самом деле или «добавлено в актив» племени богини Дану в мрачное Средневековье.

У Туата де Дананн был весьма распространен обычай воспитывать детей на стороне либо в виде «залога дружбы», либо за плату — в педагогических целях, для закалки характера. Мальчики оставались на воспитании до семнадцати, девочки — до четырнадцати лет. Обязанности приемных родителей понимались очень широко. Близкая связь между молочными или сводными братьями устанавливалась на всю жизнь — иногда более прочная и глубокая, чем кровное родство.


 

Туата де Дананн своей красотой превосходили смертных


Характеристика племени богини Дану была бы неполной без описания их внешнего вида. Правда, в ирландских сагах и валлийских сказаниях приводится не так уж много информации на этот счет; в основном она касается позднего периода их жизни в сидах, куда они ушли после поражения от Людей Миля. Тем не менее мы можем представить себе Туата де Дананн как высоких, идеально сложенных, вечно молодых и прекрасных юношей и девушек с очень светлой кожей, тонкими чертами лица, голубыми, серыми или зелеными глазами и длинными золотистыми волосами, которые своей безупречной красотой могли свести с ума простых смертных людей.

Так, например, богиня Айне[41] в ирландских сагах представляется ослепительно красивой — с бледной кожей, хрупкой худощавой фигурой с изысканными совершенными пропорциями и длинными золотистыми волосами.


3921373_aine (370x441, 26Kb)
Принц Айлил Олом и Айне
(другое название – Королева фей и Мерлин)
 Художник Джон Дункан


Королева Медб в саге «Похищение быка из Куальнге» (XII в.) описывается как «женщина высокая, прекрасная, длиннолицая, бледная, с золотистыми прядями волос».

А вот как изображена Бекума Белокожая в саге «Приключения Арта, сына Конна» (рукописный текст XV в.):

«Дева была такова... мягкие желтые волосы и серые глаза на ее лице, зубы прелестного цвета, тонкие красные губы, черные брови, прямые светлые руки, белоснежное тело, маленькие круглые колени, стройные изысканные ноги,— все превосходного вида, образа, сложения и завершения. Прекрасен был наряд этой девушки, то есть дочери Эогана Инбира».

Не менее прекрасна Этне[42] в «Воспитании в домах Двух Чаш»:

«Если сладко тебе то, что слышишь, о прекрасная золотоволосая девушка, узнаешь воистину ныне то, что хранит эта книга. Я из Племен Богини Дану, — ответила Этне.
 

Возлюблены золотистые гладкие волосы,
возлюблено румяное прекрасное лицо,
возлюблен стан ее, мягкий и стройный,
возлюблены сладкоречивые губы.
Возлюблено благородное тело,
возлюблена прелесть лица,
возлюблены губы прекрасные, скромные,
возлюблены стройные бедра».

Одно из самых подробных описаний Этайн дано в саге «Разрушение дома Да Дерга»:

«Две косы цвета золота лежали на ее голове и в каждой было по четыре пряди с бусинами на концах.. Белее снега.. мягкими и гладкими были ее руки, а щеки женщины краснели ярче наперстянки. Чернее спинки жука были ее брови, белые, словно жемчужный поток, были ее гладкие зубы, голубыми, словно колокольчики, были ее глаза. Краснее красного были ее губы. Высоки были ровные, нежные, белые плечи той женщины. Длинные были ее руки и белоснежные пальцы. Были бока ее, как пена волны, длинные, стройные, нежные и мягкие, будто шерсть... Маленькие и белоснежные были ее прямые голени... Блеском яркой луны светилось лицо женщины.. Мягким и женственным был ее голос, величавой и твердой ее королевская поступь. Воистину была она желанней, милей и прекрасней всех прочих женщин, сколько ни искать по всему свету».

Энгус предстает в ирландских сагах как восхитительно красивый молодой человек с утонченными чертами лица, темно-зелеными глазами и прекрасно сложенным мускулистым телом атлета. У него длинные вьющиеся волосы и светло-золотистая борода со слегка рыжеватым оттенком; золотые и серебристо-белые пряди сияли так, как будто в волосы были вплетены полоски чистого золота и серебра. Его кожа была мягкая и светлая, с легким загаром.

Приведу описание возничего Кухулина в саге «Сватовство к Эмер» (IX в.):

«Перед ним вижу я возничего, стройного, с веснушками на лице, голова его вся в волнистых ярко-золотых и алых волосах, что сдерживает бронзовая сетка, не дающая им падать на лицо».

3921373_brigid7 (318x466, 73Kb)
 
Бриджит
3921373_Drawing_of_C_C3_BAchulainn_by_John_Duncan__Scottish_19th_C__artist (447x600, 72Kb)
 
 
 
Женщины племени богини Дану носили длинные мантии — плащи или одеяния свободного покроя длиной по щиколотку. Одежда мужчин состояла из туники длиной до колена и шали или мантии — плащей, которые пристегивались у плеч брошами. Мантии едва покрывали плечи и были сделаны из плотного фетра или грубой ткани разнообразных блестящих цветов. На женщинах, как правило, не было головных уборов, а мужчины носили шляпы или покрывала из мягкого фетра. Во время битвы они снимали их, собирали свои густые длинные волосы в толстый пучок спереди и окрашивали их в ярко-красный цвет с помощью мыла, сделанного из животного жира и золы бука. Их лица были раскрашены такой же краской в виде различных рисунков, придававшим им больше сходства с дикими лесными созданиями, чем с людьми.

Одеяния Туата де Дананн были отделаны золотыми и серебряными вышивками, драгоценными камнями, им были знакомы парча[43] и шелк. Вот что, например, говорит Фер Диад, побратим Кухулина, королеве Медб в саге «Похищение быка из Куальнге»:

У тебя, Владычица круаханских холмов
Зычен голос и воля крепка!
Так неси же парчу, неси шелка,
Серебро и золото, и жемчуга...

А вот — описание одежды Кухулина в саге «Сватовство к Эмер»:
«На нем чудесная, дивно сработанная алая рубаха с пятью складками. Золотая пряжка на белой его груди у ворота... На нем светлый плащ с накидкой, изукрашенный сверкающей золотой нитью».
 
 
Kухулин
Художник
Джон Дункан
 
 
Приведу еще несколько описаний одежд из ирландских саг:
«На ней [Медб] был одноцветный зеленый плащ с бахромой, вытканной нитью из красного золота, красная атласная сорочка на ее белой коже, сандалии из белой бронзы были на ней»;

«Красный волнистый плащ с серебряной бахромой был на той женщине
[Этайн] и чудесное платье, а в плаще золотая заколка. Белая рубаха с длинным капюшоном была на ней, гладкая и прочная, узорами красного золота. На груди и плечах с каждой стороны скрепляли рубаху золотые и серебряные пряжки с диковинными ликами зверей. Солнце освещало женщину, и всякий мог видеть блеск золота на зеленом шелке»;

«Приблизились ко мне два мужа, Ол и Отине, пышноволосых, одетых в плащи голубые, с серебряными заколками на груди. На шее каждого был обруч чистейшего белого серебра».

«Были одеты они
[два сына Айлиля и Медб] в два зеленых плаща, с заколками из белого серебра на груди. Были на них две рубахи тонкого золотистого шелка. Два меча с блестящими рукоятями висели у пояса юношей. Два сверкающих щита несли они, изукрашенных ликами зверей из белого серебра»;

«...в зеленых разводах был плащ на ее
[ведуньи Фейдельм] плечах, скрепленный на груди заколкой с тяжелым навершием. Сквозь все одежды светилось ее тело, словно снег, выпавший в одну ночь».

Айне тоже носила полупрозрачную чисто-белую мантию, пристегнутую слева у плеча; ее руки и правое плечо были оголены, а талия подпоясана тонкой серебряной цепью, собиравшей материю в свободные складки над ее бедрами.
 

 
Поражение Племени Богини Дану от сыновей Миля


Как следует из приведенных выше описаний, народ племени богини Дану был чем-то вроде древнегреческой или древнеримской аристократии, только еще более утонченной и могущественной. Помимо своей ослепительной красоты и способностей, несвойственных людям, он носил одежды из тканей, которые, по общепринятому мнению, в то время были неизвестны.

Какова была его дальнейшая судьба — после того, как Туата де Дананн победили фоморов? На первых порах в Ирландии и, вероятно, во всей Британии и Франции воцарился мир, но вскоре среди населения Племени Богини Дану начались распри, затронувшие и величайших из них. Жена Луга изменила ему с сыном Дагды Кермадом, за что Бог света поразил последнего копьем Дагде пришлось долго искать магические зелья, чтобы воскресить сына. А затем его внук Мак Куйл убил самого Луга. Мак Куйл и его братья Мак Кехт и Мак Грене стали тремя королями племени богини Дану.

На этом беды не кончились. Туата де Дананн убили своего гостя Ита, ступившего на берег Ирландии. Чтобы отомстить за него, Сыновья Миля Испанского[44] организовали карательную экспедицию. Они приплыли в Ирландию на многочисленных кораблях. Как говорится в «Книге захватов Ирландии» «тридцать шесть вождей гойделов было у них, что приплыли на тридцати шести кораблях. Четыре да еще двадцать слуг было с ними, и каждый на своем корабле, и с каждым еще по четыре да двадцать слуг.

А еще приплыл с ними Лугайд, сын Ита, могучий, храбрейший и славный воитель, дабы отомстить за своего отца».

Имя Миля, легендарного предка гойделов, происходит от латинского Miles Hispaniae. Супругой его считалась Скота, что означает просто «ирландка». Она была дочерью египетского фараона и бежала вместе с гойделами, страшившимися его гнева за то, что они не приняли участия в погоне за иудеями.

Долгое время гойделы не могли подойти к острову — мешал волшебный туман и чары Туата де Дананн, вызвавших бурю, пока их не рассеял один из Сыновей Миля — Эбер Донн, за что его корабль вместе с ним затонул в волнах. Но, наконец, двум остальным сыновьям Миля, Эбер Финну и Эремону, удалось пристать к берегу. Гойделов было множество. Они превосходили по силе Племена Богини Дану и хотели поработить их, а также использовать в своих целях магические способности последних. Однако с помощью искусной магии Туата де Дананн едва не ускользнули от смертельного врага и даже несколько раз наслали на него фоморов: «сразились сыновья Миля в битве при Лифе с демонами в обличье фоморов, что своими чарами наслали на них племена богини Дану».

И все-таки Туата де Дананн были вынуждены принять три битвы (по другой версии, пять) — при Слиаб Мие, Лифе, Таилтиу (Друим Лиген и Лох Фебайл).

«Спустя три дня и три ночи после того обрушились сыновья Миля на демонов [Туата де Дананн] и фоморов, иначе сказать, на Племена Богини Дану в битве при Слиаб Мие» и победили их, но погибла Скота, жена Эримона. Справились гойделы с Туата де Дананн и при Лифе. А затем случилась страшная битва при Таилтиу, где погибли три короля племени богини Дану, Мак Куйл, Мак Кехт и Мак Грене, и три королевы, Банба, Фотла и Эриу, и сломлено было господство туатов.

Но даже несмотря на поражение от сыновей Миля, Племя Богини Дану окончательно не покинуло Ирландии. Своими магическими способностями оно сумело заставить сыновей Миля поделить с ним власть[45].

 

Колтыпин В. А. Исчезнувшие обитатели Земли. М. 2009, стр. 14-32


ПРИМЕЧАНИЯ:

Понедельник, 22 Ноября 2010 г. 22:31ссылка

1) Туата де Дананн дословно с галльского, или языка шотландских кельтов, «Народ Богини Дану».

2) Кельты (галлы) — древние индоевропейские племена, обитавшие во 2-й половине I тыс. до н. э на территории современных Франции, Бельгии, Швейцарии, Германии, Австрии, Северной Италии, Северной и Западной Испании, Британских о-в, Чехии, Венгрии и Болгарии. К середине 1 в. до н. э были покорены римлянами.

Мифологические представления кельтов получили связное освещение только в ирландских и валлийских (кельтов полуострова Уэльс) повествовательных памятниках (в значительно меньшей степени — кельтов горной Шотландии и Бретани — Арморики). Главные из них — ирландские саги, первые записи которых относятся к VIII—IX вв. Эти источники, составленные после утверждения в VII—VIII вв. христианства и испытавшие его сильное воздействие, в большинстве своем «вторичны»: они исходят из более ранних утраченных памятников.

Наследие ирландских и валлийских кельтов велико. Один из текстов X в. содержит список из 161 названия саг (возникших в своей основе до 650 г.). Иные источники доводят число саг до 278. Частые вторжения викингов, разорявших поселения британских кельтов, и все более укореняющееся христианство к IX в. побудили хранителей кельтских преданий предпринять решительные меры к спасению наследия тысячелетий. В XI-XII вв. собранные, согласованные и объединенные в своды саги кельтов Британии были переписаны и благодаря этому сохранены.

На других некогда занятых кельтами землях Европы и Малой Азии (Галатии) кельтское наследие, как правило, напоминает о себе только сохраняемыми землей памятниками и топонимами. Его значение для понимания истории этого народа во много раз меньше.

3) По другим данным, бога-громовержца Тараниса.

4) Ану, Ана, Дана; ирл. Danu, Anu, Ana, Dana.

5) Ирл. — «хороший, добрый бог», управляющий природными явлениями и урожаем; бог друидизма или магии; хозяин котла изобилия.

6) Ирл. — «собиратель облаков», бог света, борющийся с силами тьмы; предположительно, некогда был божеством вод.

7) Ирл. — бог морской стихии, хозяин Авалона.

8) Ирл. Ogma, галльск. Ogmios — «солнечноликий», имел провидческий дар и был искушен в поэзии.

9) Ирл. — бог урожая и всего, что растет/

10) Ирл. — «сияющий» или «ворон», бог света, хранитель тайных знаний, господин ста ремесел.

11) Ирл. — бог здоровья, божественный врачеватель.

12) Ирл. Goibniu, брит. Govannon — бог-кузнец, снабжавший свой народ совершенным оружием для нападения и защиты.

13) Ирл. — «великая королева», богиня войны и разрушения, супруга Дагды.

14) Ирл. — богиня войны и разрушения, сестра Морриган.

15) Ирл. — «ярость, неистовство и сила» или «ворона», богиня войны и разрушения, сестра Морриган.

16) Ирл. — богиня поэзии, покровительница мудрости, медицины и кузнецов, дочь Дагды и Морриган.

17) Мюнстер (Munster, рим Momonia; ирл. Mown, Моун) — самая южная и наибольшая провинция Ирландии.

18) П-в Бретань во Франции.

19) Валлийское название потустороннего мира — Аннон.

20) В древнейших текстах Ирландия именуется «Землей Ану/Дану/Даны».

21) Коннемара — обширный гористый полуостров на северо-западе Ирландии (графство Коннот).

22) По представлениям ирландцев, на севере располагались таинственные острова, потусторонний, мир, не достижимый для смертных.

23) Друиды (лат. druides) — у древних кельтов жрецы, учителя, целители, маги, ясновидящие, хранители древних знаний. Считается, что они умели предсказывать будущее по знакам и предзнаменованиям, управлять природными стихиями, вызывать и останавливать бури, наводнения, землетрясения и т.п.

24) Знаменитый камень.

25) Тара (ирл. Teamhair nа Rh, «Холм королей») — длинная невысокая возвышенность в Ирландии возле реки Войн. На холме находится множество древних памятников. Тара считается древней столицей Ирландии (до XII в.), резиденцией Высоких королей (ирл. Ard Rh Airinn).

26) Фоморы (Fomorians, Fomors; ирл. Fomoire — «Нижние демоны») — демонические существа, обитатели таинственного острова «со стеклянной башней», который относят к потустороннему миру (Torinis). По имени Тетры — одного из правителей фоморов, нередко назывался «Край блаженных» на крайнем западе океана.

Фоморы, считающиеся коренными жителями Ирландии, были противниками ряда рас (волн) переселенцев в Ирландию и, в частности, Племен Богини Дану. В ирландском эпосе описываются то как одноглазые, однорукие и одноногие великаны, то как великаны с бесформенной или чудовищной внешностью и разным количеством глаз и конечностей (например, у матери Кихола Лоты было четыре глаза, располагавшиеся на спине, а распухшие губы находились на груди), то как златокудрые юноши, которые вступали в любовную связь с женщинами племени богини Дану (властелин фоморов Элата и женщина племени богини Дану, Эри). В текстах, относящихся к более позднему времени, слово «фомор» приобретает значение «великан», а в церковной традиции их изображают в одном ряду с эльфами, лошадиноголовыми и прочими уродливыми существами. Иногда их рассматривают как племя, ведущее свой род от Каина и Хама, проклятого сына Ноя. Фоморов также часто описывают как опытных мореплавателей и морских разбойников, жизнь их постоянно связана с морем и островами.

Фоморы были единственными существами, сопоставимыми с народом Туата де Дананн в таинственности и искусстве магии. После своего поражения они поселились под землей — в сидах, где позднее поделили пространство с племенем богини Дану (или были изгнаны последним, по разным версиям). Их часто, как и племена богини Дану, называют героями из сидов.

Фоморы близки к демоническим существам, противопоставляемым богам, у многих других народов мира, например виевичам у древних славян (предводитель фоморов Баллор — «близнец» предводителя виевичей пана Вия). Кстати, виевичи тоже «ушли» под землю вместе с уральской чудью.

27) По установившейся традиционной схеме последовательно сменявших друг друга рас завоевателей Ирландии («Книга захватов Ирландии») Фир Болг следовали после Немеда и его спутников. Смысл названия Фир Болг можно оспаривать — скорее всего оно означает «надувшиеся», «бешеные». По наиболее распространенной версии, представители расы Фир Болг происходили от одной из двух групп Немеда, покинувших Ирландию, и являлись, как и последние, людьми. По другой версии, они не были людьми, как и раса Немеда. Некоторые исследователи относят их к клану фоморов.

28) Именно женщины племени богини Дану настояли на том, чтобы их повелителем был Брес.

29) Барды — певцы и поэты. Они познавали энергетические потоки в природе, чувствовали ее музыку и имели способность ее передавать. Знали магию звука, слова и образа.

30) Филиды — поэты, хранители сакральной и исторической традиции, в сагах изображаются как провидцы, приобщенные к магическому знанию.

31) Морриган помогла также нанести поражение с помощью волшебства и колдовства Фир Болг в Первой битве при Маг Туиред.

32) У валлийцев есть сага «Бранвен, дочь Лира», которая излагает события Второй битвы при Маг Туиред с точки зрения фоморов.



33) Подобно славянскому Вию.

34) Кайллиг — Великая богиня в ее разрушительном аспекте, Богиня с Вуалью, Богиня смерти. Другое имя — Скота. Первоначально Шотландия называлась Каледония, или земля, данная Кайллиг.

35) Немайн — одна из богинь войны и разрушений.

36) Кухулин — главный герой саг уладского цикла. Описывается излучающим свет, его внешность фантастична, он обладает даром провидца и превосходит мудростью всех героев.

37) Мидир — воин из народа сидов, правитель Бри Лейт; персонаж божественного происхождения.

38) Энгус — молодой бог, сын Дагды, вечно юный образ любви и красоты. Другое имя — Мак Ок. Также бог урожая и всего, что растет.

39) В источнике Слане.

40) Медб — королева-воительница Коннахта. Ни один мужчина не мог править Коннахтом, если не был мужем Медб; она единственная олицетворяла верховную власть в королевстве. Медб никогда не была без мужчины, никогда не была ни в чьей тени.

41) Айне — одна из богинь племени богини Дану, владелица сидов Кнок Эйн, Дун Айне, Лиос Айне и др. Считается, что она живет в настоящее время и является королевой фей и эльфов в Южном Мунстере.

42) Этне, Этайн — прекрасные девы из народа сидов; их образ связан с общекельтской богиней Солнца.

43) Считается, что парча стала вырабатываться с начала нашей эры в Китае. В России она появилась только в XVI в.

44) Предков исторических ирландцев — гойделов. Гойделы — древние завоеватели Иберии (Испании), по другим данным, рейнские кельты.

45) Существует предположение, что Туата де Дананн откупились от сыновей Миля: дали им своих женщин в жены.

Серия сообщений "Друиды, кельтские, ирландские традиции":
Часть 1 - Друиды. 1
Часть 2 - Арфа
...
Часть 32 - По дороге в Йоль. Загадаем желание?
Часть 33 - Сказка о Йольском коте
Часть 34 - Тайна племени богини Дану
Часть 35 - Гиперборейский миф в артуровском цикле
Часть 36 - Цернуннос

Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку