Игра на троих: Крестики-нолики-единички. Снова придумала игру на троих)) Когда-то в 2016 го...
Учение о реинкарнации. Арийская версия (книга) - (0)Учение о реинкарнации. Арийская версия (книга) Сегодня у писателя Константина Михайлова...
Чей язык самый вокальный в мире? - (0)Чей язык самый вокальный в мире? В силу артикуляционно-физиологических причин в языках мира...
О Страже порога. (по Р.Штайнеру) - (0)О Страже порога.Об опасности медитаций Прохождение врат элементарного мира может произойти и бе...
Архетип моста - (0)Мосты «…Мы простимся на мосту» Яков Полонский Мост - один из самых красивых ...
Егор Резников: В античности звук считали основой мироздания |
Егор Резников: В античности звук считали основой мироздания
Егор Данилович Резников - профессор
Парижского университета (Universite de Paris X Nanterre), всемирно известный специалист в области старинной музыки. Доктор математических наук Егор Резников не столько "поверяет алгеброй гармонию", сколько всей своей жизнью утверждает идею о том, что гармония лежит в основе нашего мироздания.
- Егор Данилович, с чего начинается "правильное" пение?
- С тонкого ощущения звука. Когда звук рождается, в нем возникает целый ансамбль вибраций, высоких звуков. Но очень скоро остаются только созвучные, согласные вибрации, которые поддерживают друг друга. Это гармонические созвучия, или обертоны. Способность их различать - основа пения в чистом строе. А если тонкий слух не развит, то чистое интонирование натуральных интервалов невозможно.
Интересно, что ребенок слышит основные гармонические созвучия еще в чреве матери. Это биение собственного и материнского сердца, внешние звуки невидимого мира. Голос матери становится для него путеводной нитью. Звук дает первое ощущение пространства и помогает различать первоначальный смысл. Не случайно в древности была традиция петь при родах - не для роженицы, как принято думать, но для самого младенца. Уже тогда хорошо знали о связи между звуком и глубоким сознанием человека, которое формируется до рождения и структурировано гармоническими созвучиями. Такие мастера античности, как Пифагор и Платон, указывали на то, что у души музыкальная природа. Когда ребенок появляется на свет, он также способен различать множество обертонов и, между прочим, фонемы всех языков. Это нужно для того, чтобы научиться говорить. Потом эта способность утрачивается. Но глубокий уровень сознания всегда остается с человеком, даже если поверхностный уровень поврежден и уже не работает. Это открытие лежит в основе звукотерапии, которую мои ученики начали практиковать под моим началом более 25 лет назад.
- Звукотерапия - это что-то вроде популярной сегодня релаксации под музыку?
- Нет, звукотерапия - совсем не музыкотерапия. Здесь важен именно живой звук поющего голоса. Он воздействует на человека сильнее, чем просто музыка или речь. Я могу привести множество удивительных примеров. Так, больной, долгое время находившийся в коме, вдруг приходил в сознание, когда ему пели песню из его детства. В таких случаях бывает очень важен голос матери или пение в чистом строе. Даже выпевание отдельных звуков. Это позволяет добраться до глубокого уровня сознания. Метод звукотерапии также помогает работать с людьми, потерявшими способность разговаривать, страдающими амнезией, аутизмом, с умственно неполноценными и даже с глухонемыми от рождения.
Ведь звуковая анатомия человека очень тонкая. Различные звуки вибрируют в разных частях тела. Например, "А" больше вибрирует в груди, "О" - в горле, "У" - в нижней части лица, "М" - в голове... Вы сами можете это проверить. И хотя мы не отдаем себе отчета в этом физическом ощущении звука, но оно более коренное, чем восприятие на слух. Поэтому если с глухими правильно заниматься, их можно научить говорить и даже петь без слуховых аппаратов. Зато неспособность ощущать вибрации в теле - признак глубокой умственной отсталости. Это медицинский факт.
- Было ли раньше известно о том, что пению можно найти "практическое применение"?
- Древние прекрасно знали о том, что различные лады по-разному влияют на человека. И музыка была в основном функциональной. Она исполнялась для определенных целей. Было ли это пение ребенку в материнской утробе, колыбельная, военные песни для уходящих на войну, молитвенные песнопения или причитания плакальщиц, помогавших отойти душе умирающего... Западная музыка с античности строилась на чистом строе гармонических созвучий. Само слово "гармония" с греческого переводится как "согласие". Это понятие распространяется и на музыкальную теорию, и на человека, и на общество. Если в обществе нет минимального согласия, оно распадается.
Но согласие общества - понятие абстрактное. А конкретное представление о гармонии дает струна. Для греков большим чудом была связь между музыкой и числами, высотой звука и длиной струны. Тот же подход мы видим и в классическом Древнем Китае. Там даже существовало специальное министерство музыки, изучавшее, какой должна быть настройка инструментов, чтобы та или иная династия правильно управляла страной и Вселенной! Кстати, Платон не случайно предупреждал: нельзя менять музыкальный строй. Ведь меняя основную гамму, мы тем самым меняем и общество. Сейчас эта идея многим кажется наивной, но в ней есть глубокая правда.
Это осознали еще в глубокой древности. Я проводил исследования по резонансному звучанию расписанных пещер времен палеолита. И оказалось, что изображения там расположены с учетом акустических свойств пространства. В некоторых пещерах рядом с рисунками были обнаружены флейты. Можно предположить, что на этих своеобразных "сценах" исполнялись самые настоящие ритуальные концерты. И наскальная живопись была частью литургического действа.
- Есть ли у традиции литургии некие универсальные корни?
- Я всегда пытался понять, что есть голос молящегося человека как хваление, взывание к Богу. Корни молитвы глубоко антропологичны. Наше тело звучит подобно струне, по правилам резонанса - это обусловлено физически, биологически. Подобно телу, нашим "внутренним сводам", звучит храм. А подобно храму - считали в античности - звучат небесные своды в божественной гармонии. Это понимание перешло в христианство. Святой Августин в IV веке писал: "Музыка - это искусство правильных движений". Он имел в виду движения звука в теле, которые влияют на движения души. "Правильные движения" ведут ее к вечному свету Божественного. И тонкое, физическое ощущение звука, о котором мы говорили, обязательно для молитвенного пения. С античности оно сопровождалось особым движением рук, хирономией (в переводе с греческого - "знак руки"). Это как бы следование за движением звука в теле. И если звук восходит снизу вверх, то человек как бы воспроизводит жест подношения. Ведь молитва - это жертвование в невидимый мир звуком человеческого голоса, который идет от сердца к небесам. Это самая сокровенная жертва, и очень важно, чтобы приношение было красивым и правильным.
Причем здесь важно не только пение, но и само слово. Не случайно в священных языках существует тесная связь между смыслом и звуковой структурой слова, ощущаемой в теле. Там фонетика более глубокая, а вместе с ней идет более глубокий смысл.
№49 за 2006 год (22.12.2006) "Московские новости", Интервью номера
"Егор Данилович Резников - профессор Парижского университета, гражданин Франции волей судьбы, но великоросс по рождению. Это он как-то незаметно и бессловесно убедил нас: главный секрет духовной музыки (или, как он говорит, "священного искусства")- в том, что в исполнении напева заняты не одни голосовые связки, но и все тело как некий инструмент, причем акустически сложно устроенный. Гласные звуки, превращаясь в распетые тоны, вибрируют в нас и акустически, и духовно. Звук образует ореол, ощутимый не только на слух. Каждый может прочувствовать мягкий отзвук в своей руке, на поверхности головы или грудной клетки. Более того, в звукоизвлечении участвует весь человек как малое подобие храма, его личность, его психология, вера, опыт внутренней молитвы. Иначе напев не прозвучит. Это мы чувствуем всякий раз даже после отъезда профессора из Москвы.
Егор Данилович не проповедует. Он показывает и приучает. Просто дает всем прозвучать и всех подстраивает. И не только в буквальном интонационном смысле, конечно. Учит преодолению виртуозности ради Слова. Но и говорит на занятиях мало и красиво, как интеллигенция начала века, - такой русскую речь в Москве уже не услышать.
Пение в чистом строе - это не только возвращение к "природной темперации" древних напевов в противовес грубо-искусственной равномерной темперации нашего "фортепианного сольфеджио". Владеющие чистым строем, способны пребывать в ином музыкальном измерении. Нечто подобное заметил еще Пауль Хиндемит, который долгое время был единственным европейским музыкантом, понимавшим, насколько мы обкрадываем себя, не желая слышать ничего за пределами равномерной темперации. А ведь слух наших профессиональных предков был тоньше и многомернее. Они пользовались разными темперациями, как мы - тональностями"
"Звук в теле и глубокое сознание человека
Сознание современного цивилизованного человека делится на разумную часть и так называемое подсознание. Этим оно отличается от более целостного, мифологического, магического сознания первобытного, античного и даже средневекового человека. Вот и звук мы осознаем отнюдь не во всей его полноте. Даже собственный голос для нас явление внешне акустическое, мы слушаем его ушами, слышим слухом и разумом. Феномен звука как чего-то воздействующего на нас физически, наше телесное, физиологическое восприятие музыки происходит обычно на уровнях, неподвластных разуму, в глубоком сознании, как говорит Егор Резников. Осознание существования звука в теле есть самый важный и самый первый шаг к постижению звуковой древности, где звук воспринимался человеком целостно. Удивительно и чудесно открыть, что все твое тело (а не только голосовые связки) источник и восприемник звука, но еще более поразительно воспитываемое Резниковым в своих учениках чувство движения звука в теле. Движение это живое и многообразное. Есть вполне нам привычное и известное более высокие звуки находятся в верхних частях тела и соответственно более всего на эти части воздействуют (Не свисти!, ворчим мы на ребенка. Голова болит!). Именно точное телесное ощущение высоты звука помогает тончайшему интонированию, которое, по Резникову, было свойственно античному пению, ведь даже самое минимальное изменение высоты изменяет расположение вибраций в теле; это, может быть, не осознается, но при должной тренировке чувствуется (попробуйте, к примеру, плавно повышать звук "aaa" или "иии"). Но есть и весьма специфическое движение звука, теперь как бы неизвестное: различные гласные или звонкие согласные локализуются в совершенно разных частях тела: "ааа" вибрирует в груди, "ооо" в горле, "ммм" в голове. Следовательно, даже один звук можно перемещать в теле, изменяя его форму. "
"Глубокое погружение в звук человеческого голоса, лежащее в основе музыкальной системы Егора Резникова, позволяет нам услышать и исполнять старинное одноголосие во всей его звучащей полноте. Ведь в звуке, который поется естественно, с правильным телесным и душевным ощущением, открывается его гармоническая природа. Даже внутри единственного тянущегося звука обнаруживается целый мир призвуков (они же обертоны, гармоники, частичные тоны). Физическими причинами их возникновения и дления в музыкальном звуке являются, как известно, согласованные вибрации частей колеблющегося тела - струны или связок в горле певца. Эта природная гармония, раз услышанная, ощущается нами как совершенная и притягательная, причина же этого -"великая тайна", как говорит Егор Данилович? Вслушивание в эти чистые созвучия и обретение "тонкого слуха" - верный путь к действительному проникновению в мир старинной музыки.
Античные и средневековые философы считали музыку "наукой чистого разума", родственной астрологии, геометрии и математике, и обертоновая природа звука приводит нас также и к пониманию фундаментального и таинственного единства математики и музыки: основные музыкальные интервалы (октава, секунда, квинта, кварта) связаны с числами. Одна вибрация влечет за собой много других, которые вибрируют в 2,3, 4 раза быстрее, чем основная, и соотносятся с ней как перечень целых чисел? Как древние это узнали? Это видно по длине струны. Если струна в 2 раза короче , то будет октава, если в 3 - то квинта. Так они увидели, что октава - это 1:2, квинта - 3:2, кварта - 4:3 и так далее (Резников). Открытие и исследование этой музыкальной пропорции приписывается Пифагору и его последователям, также она была известна в древнем Китае. Но есть нечто более глубокое в связи между музыкой и числами. Я бы назвал это понятием и ощущением. Ощущение правды составляет силу математики, это в ней притягательно и удивительно. Научное математическое открытие - это открытие особое. В математике каждый может увидеть и понять, что 2+3=5. И хотя это правда только разума, но это такая сильная правда, что она влечет за собой согласие разума и души? Ощущение это не только умственное, оно действует на весь организм, когда математик что-то открыл, он забывает себя от радости: "Эврика!" - и Архимед выбежал из ванны, забыв одеться. У греков считалось, что в такие моменты человека Бог пальцем тронул и послал ему благодать . И в музыке тоже есть это ощущение правды. Оно возникает как раз тогда, когда получается точное созвучие. А если оно немного выше или ниже, тогда - нет. Точность и правда соединяют ощущение математическое и музыкальное? (Резников).
«Я открыл как действенно – производить точные, очень чистые звуковые волны такие как «оо» или «аа», затем добавлять к этому некоторые простейшие интервалы, например квинту... и некоторые самые простые песнопения античности, основанные на натуральном резонансе, – вспоминает Е. Резников. – Звук, поющийся по-античному правильно, то есть ровно, тихо и чисто обладает способностью проникать в глубины нашего подсознания, как бы «минуя разум». Особенно это качество важно, когда внешний, разумный уровень сознания поврежден в результате травмы, болезни, старости или даже ущербен от рождения. Целители, установив, таким образом, звуковой контакт с больным, могут попытаться привести его в разумное состояние. Вот только один из множества примеров чудесного целительного воздействия чистого звука: «Умственно отсталый мужчина 30 лет, который никогда не говорил. После всего десяти минут нашего пения попытался сказать какие-то слова, затем очень чисто он произнес «мама» («mummy»)...».
"Восстановление старого пения, по Резникову, начинается с самых основ музыки — собственно звука. Звук, которым он поет и которому учит, должно перестать понимать как “ноту” — это именно звук: ровный, лишенный привычной “вокальности” и “эстетичности”, заученной тембральной окрашенности, уже и не замечаемого тобой напряжения. Когда добиваешься этого сколь естественного, столь и трудного звука, в нем начинают доминировать качества, ранее почти не замечаемые, и прежде всего самое яркое из них — так называемый “обертоновый спектр” звука, та самая необыкновенная гармония, что слышна в пении Егора Резникова5.
Звук, поющийся “правильно”, то есть естественно и долго, не представляет собою нерасчлененности — это множество действительно звучащих, сочетающихся друг с другом звуков. Впрочем, это возможно услышать лишь “тонким слухом”, который современное человечество почти повсеместно утратило. Воспитание такого слуха в своих учениках — первая цель Егора Резникова. Час за часом, день за днем и год за годом, с неистощимым добрым терпением и неколебимой волей он приучает участников своих семинаров к настоящему музыкальному созерцанию — ведь только при погружении в звук, при ощущении звука в своем теле, а не только в гортани, при отказе от постоянной рефлексии приходит понимание звука как реальности “невидимого мира”.
Момент открытия “тонкого слуха” как момент возникновения новых возможностей восприятия стал для меня, как и для многих учеников Резникова, замечательным жизненным событием. Откровение вселенной “просто” звука, все более высокие уровни которого учит слышать и ощущать в своем теле мастер, было подлинной музыкальной инициацией, столь же важной, как и мое собственно первое “музыкальное рождение” в осознании/ощущении значимости звука. Этот новый опыт раз и навсегда дает твоей жизни некое новое измерение.
Вслушиваясь в записи Резникова, осознаешь, что мастер не просто производит призвуки, а, точно артикулируя поющиеся гласные и согласные (!) и двигаясь (!) в храме, создает определенное звуковое пространство, в котором он тоже “работает”, и что эта “работа” возможна только в одноголосии. Приходит уверенность в том, что принципиально унисонная “высокая” музыка древних молитв была отнюдь не затянувшейся прелюдией к развитию европейской музыки, а самодостаточной культурной традицией, со своими существовавшими реально, а не только в трактатах философов о “музыке сфер” логическими музыкальными системами синтетичной “мелодии-гармонии”. Понимание того, что звук никогда не бывает единичен, начисто уничтожает “проблему монодии”. Пение правильным звуком, в правильных старых строях порождает совершенную гармонию, чьей сущностью является взаимодействие призвуков.
Наталья Курчан
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ДНЕВНИК НАТАЛЬИ КУРЧАН http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2004/8/kur15.html
"Причем здесь важно не только пение, но и само слово. Не случайно в священных языках существует тесная связь между смыслом и звуковой структурой слова, ощущаемой в теле. Там фонетика более глубокая, а вместе с ней идет более глубокий смысл. И глубокая молитва - если только не молиться слишком эмоционально или слишком головой - помогает человеку вернуться к самому себе, войти в свою внутреннюю "капеллу", где божественная Тайна может посетить душу". http://www.mn.ru/issue.php?2006-49-7
Вот здесь можно послушать ещё http://audio.e-puzzle.ru/page.php?id=242
Вот здесь большая статья Егора Резникова (можно перевести через любой переводчик) Эта часть из неё, в ней встречается одно из важных чисел, на которое указывал нам ГО РЪ - 19 (качество перевода сами понимаете не очень хорошее):
2.6. Sound Space
Наряду с очевидными свойствами мы уже упоминали ранее - высота или глубина, близости или отдаленности, которые являются общими свойствами пространства и, кроме очевидных собственности интенсивности - другие свойства проявляются очень трудно говорить. И на вопрос: сколько разных размеров делает звуковое пространство есть? это особенно трудный вопрос. Если, как мы делаем это для цветов, мы абстрактный звук от точного понятия месте (как это происходит в реальном пространстве), то остается измерении высоты, а размерность удаленность может быть отождествлена с интенсивностью, что, если мы согласны с тем, что сильная как это близко и нежно, как далеко, которая лишь частично приемлемой. Даже если мы предположим, что источник звука будет уникальным и фиксированной, однако мы можем сохранить понятие географической удаленности, потому что, как мы видели, это также связано с понятием повторения один или несколько октав выше, а потому что движение аккордов Очевидно, дают ощущение объема. Таким образом, мы уже трех измерениях: высота, удаленность, интенсивность. Теперь самое сложное понятие, а именно тембр. Физически, тембр характеризуется ее гармонических компонентов, каждый компонент является измерение интенсивности, поэтому, если мы считаем, что первые 16 гармоник (необходимо включить все семь звуков диатоническим) являются достаточными для характеристики тембра, подпространство тембров потребности 16 размеров. Вместе с предыдущими, он идет достигать 19 размеров. Можно утверждать, конечно, что изучение феноменологических пространство должно быть сведено к феноменологические данные, но что касается тембра очень сомнительно, что такой подход позволил бы упростить или уточнить данный вопрос, здесь мы подходим к самой сердце Проблема значения звука: смысл различными тембрами. Между тем, число измерений должно быть увеличено в связи с тем, что существуют звуки, которые еще не характеризуется предыдущего анализа, например, звуки и шумы, мы чувствуем в теле, и которые лежат в самой основе нашего звука и восприятия речи.
Вот список элементарных значения некоторых интервалах Сена в их точной интонации в отношении к данному беспилотный тон:
* Октава: единство ярко, радостно, высокое.
* Чистый пятый (3 / 2): яркие, созерцательный, полный света, небесное или божественное (когда нежные).
* Гармонический четвертый (11 / 8): характерные плачи, иногда "за плач ', чрезвычайный (когда нежные).
* Чистый четвертый (4 / 3): мир, мирное силы (в то время как несколько выше, закаленное четвертый немного агрессивным).
* Пифагор (большой) третьей (81/64): вызов, пробуждение, яркость.
* Натуральная гармонического (малая) третий (5 / 4): сладкий, преданного или полного раскаяния (один May Cry).
* Нейтральный (большой несовершеннолетнего) треть (около 11 / 9): героическая, призыв к трудным резолюции, перехода или проездом.
* Натуральная третий несовершеннолетний (6 / 5): ожидание, принятие, тоска.
* Пифагор (малая) несовершеннолетний треть (примерно 32/27): ожидание, боль или печали.
* Чистый вторая (9 / 8): вертикальный, сила, звоните, прямоту, давая, открытость.
* Натуральная (большой) полутона (примерно 11/10): напряжение, неясной надежде, тайна.
* "Унисон": единство, мир, созерцание в единстве. "
Рубрики: | Сила звука, музыки и голоса |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |