-Цитатник

Радио плеер - (2)

Радио плеер Дорожное радио, Ретро хит и Ретро 1 - музыкальные, в Радио звезда можно послушать худ...

Клипарт девушки - (0)

Клипарт девушки.Мои вырезки.

Без заголовка - (0)

клипарт «осенние композиции» Изображения кликабельны

 -Метки

бродилка видео генераторы гороскопы дети-мама диета женские штучки женщина жж живопись и фотография животные здоровье идеи для дачи израильская тематика красота кулинария кулинария(второе) кулинария(закатка) кулинария(мясо) кулинария(сладкое) кулинаря(тесто) литературная страничка любовь магия маникюр-педикюр мой компьютер моя страничка музыка музыкальная открытка надо знать народная медицина новый год он и она отношения память-война плееры поэзия природа притча программа психология рамки(для записи) рамки(зима) рамки(осень) рамки(с прокруткой) рамки(сиреневые) религия рукоделие садовые идеи стихи стихи(а.филатова) стихи(в.бородай) стихи(виктор варкентин) стихи(м.попенова) стихи(н.бочкарёва) схемы зимние схемы осенние схемы цветочные схемы(тёмные) танцы текст тест украина уроки на ли.ру уют в доме флеш-материал фотошоп фотошоп(анимация) фотошоп(маски) фотошоп(рамочки) фотошоп(уроки) хозяюшка хороший урожай цветы чужие мысли шитьё шпаргалка эротика это интересно юмор

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Кохан_Ольга

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 4) Темы_и_схемы ОСЕНЬ_и_ЗИМА НАШ_САД Photoshopia
Читатель сообществ (Всего в списке: 4) Релакс_и_вдохновение WiseAdvice Мир_клипарта О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.12.2012
Записей: 4123
Комментариев: 10866
Написано: 25787


=Кто сочиняет еврейские анекдоты?= (ч.1)

Среда, 06 Ноября 2013 г. 19:26 + в цитатник
Цитата сообщения ЕЖИЧКА

Button_Jewish-Blog_New-Circle_0709122 (Копировать) (200x200, 29Kb)
«Лучше умная улыбка, чем глупый смех»

(Еврейская поговорка)

Если и есть какое-нибудь особо неблагодарное дело, так это – рассказывать евреям еврейские анекдоты: они, в большинстве своем, про себя все анекдоты наперед знают. Неслучайно же существует мнение, что Каин как раз и убил своего брата Авеля за то, что тот ему рассказывал старые анекдоты. К тому же, одной из самых важных отличительных особенностей еврейских анекдотов является тот неоспоримый факт, что они редко создаются и рассказываются с целью простого зубоскальства – юмор ради юмора, смех ради смеха. Еврейские анекдоты почти всегда несут на себе социальный, а то и политический оттенок. Они всегда возникают и расходятся по какому-то случаю, отражая некие важные явления еврейского быта – пусть то отношения в семье либо отношения в обществе. Трудно сказать, существуют ли вообще национальный юмор или сугубо национальные анекдоты, но применительно к еврейскому быту на этот вопрос можно с большой долей вероятности ответить положительно.

Спектакль Минского Русского драматического театра им. М. Горького «Перпетуум мобиле, или Вечер еврейского анекдота», премьера которого состоялась в октябре 1993 года и была приурочена к 50-летию гибели белорусского еврейства в годы немецко-фашистской оккупации, начинался следующей фразой: «Рабинович и Раппопорт с целью экономии завели одну любовницу на двоих». Не будем пересказывать весь анекдот: анекдот старый и не в нем cуть. Я допускаю, что фраза эта потерялась по ходу спектакля, что о ней никто потом и не вспомнил, и вообще этот анекдот уже давно все зрители знали. Но чувство досады осталось: вот они – евреи, скупердяи и жмоты, они даже на самом интимном, на любви, и то стараются сэкономить.

Я потом спрашивал зрителей – друзей, знакомых, – с какой фразы начинался спектакль? Никто не ответил. Но когда подсказывал, вспоминали немедленно. Убежден, что, отложившись где-то в подсознании, эта фраза отчасти повлияла на то, что зал, во всяком случае, его еврейская часть, принимала спектакль достаточно холодно: оставалась какая-то настороженность, тревожное ожидание возможной обиды или, как минимум, бестактности.

Сразу оговорюсь: спектакль сделан добрыми, умными людьми, истинными друзьями евреев. Да и среди тех, кто принимал участие в его создании, были евреи, в том числе и занятые в нем актеры. Спектакль еще лет 15 шел на Малой сцене театра, в зале, где когда-то размещалась домашняя синагога главного раввина Минска, в его домике, пристроенном к зданию Минской хоральной синагоги – нынешней Большой сцены русского драматического театра. Так что все говорит о достаточно бережном отношении к материалу. И все-таки неловкость остается. Почему?

Еврейская тема в литературе, в искусстве – щекотливая тема, требующая особого такта, особой разборчивости в выборе выразительных средств. За долгие десятилетия дискриминации у евреев выработалась определенная настороженность в отношении всего, что может задеть их национальное достоинство. Может быть, именно поэтому так хочется видеть авторами инсценировок и постановщиками спектаклей на еврейскую тематику евреев. Думается, только сами евреи должны решать, что можно выносить на суд зрителя (в особенности, нееврейского), а чего нельзя. Особенно, если это касается фольклора. Однако где их сейчас возьмешь, этих еврейских драматургов и режиссеров? Евреев так долго не принимали в творческие вузы, что «выбившихся в люди» можно сегодня посчитать по пальцам.

Значит ли это, что спектакли на еврейскую тему вообще не должны появляться, пока не будет воспитана новая плеяда еврейских авторов и исполнителей? Не знаю. У меня нет пока ответа. Надо анализировать. А пока приведу последнюю репризу спектакля. Она идет в финале, сразу после сцены, когда все действующие лица вдруг разворачиваются к зрителю спиной, и мы видим, что на спинах у каждого – мишень, символизирующая судьбу европейского еврейства в годы Второй мировой войны. Наступает скорбная тишина, долгая пауза и потом из динамиков идут голоса актеров, озвучивающих такой диалог:

– Доктор, я жду ребенка, но мне сказали, что у меня неправильное положение плода. Что делать?
– Вы – еврейка?
– Да.
– А отец ребенка?
– Тоже еврей.
– Тогда не волнуйтесь. Все будет в порядке: он выкрутится.

Не случайно существует такая сентенция: «Еврейский анекдот – это веселье для еврея и пособие для антисемита». М. Горький еще в начале 30-х годов даже заметил, что «никто так не унижает евреев, как они сами себя - своими анекдотами». Правда, М. Горький не учел, что евреи сочиняют анекдоты о себе не для того, чтобы их потом мусолили своими грязными языками антисемиты, – это все истории «для внутреннего пользования», поэтому в них так много самоиронии. Но отличить иронию и самокритику от издевки и желания оскорбить национальное достоинство так же непросто, как определить, кто стоит за авторством анекдота: еврей или антисемит. Эту тонкость, скорее всего, способны уловить лишь сами евреи (и то, если задумаются над этим). Они даже готовы иронизировать над некоторыми особенностями текстов собственного Святого Писания.

– Авраам родил Исаака. Исаак родил Иакова… А потом какая-то фигня случилась, и рожать стали женщины.

Вот так. Еврей всегда выкрутится. Из любого положения. Они ведь такие: не идут, как все, прямо, ровно, принимая на себя превратности судьбы, а всё норовят выкрутиться. Они даже перед лицом смерти выкрутятся. Хитрые они – эти евреи... И странные. День у них начинается с вечера накануне. Неделя – с воскресенья. А год – и вовсе с сентября, да и то – каждый раз с другого дня. И судьба у них странная: всю жизнь только и делают, что выкручиваются из всяких сложностей и драматических перипетий жизни. И сколько они себя помнят, принимают на себя ответственность за все грехи человечества. С глубокой древности. Вот как об этом повествует еврейский фольклор.

В Древнем Египте, где евреям пришлось какое-то время 13 веков назад временно находиться, случилась такая история. У фараона заболел живот. Привели к нему врача. А врачами, как известно, долгие века были только евреи. Врач осмотрел фараона и сказал, что ему нужно поставить клизму.

– Что?! – вскипел больной. – Мне, фараону, клизму?! А ну-ка, поставьте этому еврею самому клизму!

Так и повелось в истории: когда у фараонов болят животы, евреям всегда ставят клизму.

Спектакль в Минске назывался «Перпетуум мобиле» – «Вечное движение». Перпетуум мобиле? Конечно же, это о евреях. А кто первый сказал, что еврей «крутится»? Да сами же евреи. «А ид дрейт зих». Крылатые слова. Но для кого эти слова придуманы? Для самих себя, для евреев. В устах еврея эти слова не имеют никакого подтекста. Сама нелегкая жизнь в условиях галута, а затем в «стране развитого социализма», где антисемитизм был элементом государственной политики, заставляла еврея «крутиться». Не случайно существует такое выражение: «Двигаться равномерно и прямолинейно еврей может только в гробу».

Для евреев слово «крутиться» используется в значении преодолевать трудности: «черта оседлости», процентная норма при приеме в учебные заведения, запреты на профессию, откровенная дискриминация почти во всех серьезных проявлениях жизни общества. А что значит «крутиться» в русском языке? «Выкручиваться»! Хитрить, изворачиваться, обманывать. Явная двусмысленность.
anek2 (508x457, 131Kb)
Но тонкость лексики состоит еще и в том, что «крутиться» у евреев означает делать одновременно множество работ. А это уже – национальная черта. Евреям же постоянно пытаются приклеить эпитет хитрых. И, в первую очередь, хитрых – в смысле своекорыстных. За каждым народом тянется хвост стереотипа внешнего восприятия. Слово «хитрость» – одна из наиболее частых характеристик евреев в устах неевреев. А хитрить – это еще и умение выкрутиться из любого положения. Вот почему тот, кто даже с самыми добрыми побуждениями хочет перевести на любой язык, в том числе и сценический, фольклор другого народа, должен хорошенько разобраться в подтексте любой фразы. А ведь тонкий еврейский юмор тем и тонок, что богат на подтексты. И оценить их по достоинству могут только сами евреи.

– Почему Рабиновича не приняли на работу?
– Сказали, что не прошел по профилю.

Двойное значение слова «профиль» (профиль профессии и профиль лица) позволяет достаточно тонко намекнуть на то, что евреев в организации определенного «профиля» на работу не принимали. Но иногда такой диалог происходил в натуре и совершенно в ином ключе.

В кабинет начальника отдела кадров заходит еврей.
– Я – дизайнер.
– Вижу, что не Иванов.

И все же будем справедливы: иногда евреи сами драматизировали ситуацию, обвиняя власти в том, в чем те виноваты не были.

– Хаим, говорят, что ты ходил вчера на радио. Зачем?
– На-а-а ра-аботу у-у-у-страиваться.
– Кем? – Ди-и-и-ктором.
– Ну, и что? Взяли?
– Не-е-ет!
– Почему?
– Е-е-е-врей!
anek3 (315x178, 61Kb)
Правда, ситуация за последние двадцать лет сильно изменилась, и сегодня анекдот на эту тему уже звучит совершенно иначе.

Из разговора двух «кадровиков»:
– Скажите, коллега, вы евреев на работу берете?
– Конечно. Берем и даже с удовольствием.
– Не поделитесь секретом: где вы их берете?

Кадровиков можно понять: все евреи уехали, на производствах нехватка хороших специалистов. Правда, и положение евреев в современном мире стало иным. Всемирная глобализация привела к тому, что евреи во многом стали терять национальное самосознание и присущие только им специфические особенности.

– Хаим, как твоя фамилия?
- Рабинович.
– Ты что?! Сейчас такие фамилии уже не носят!

Ощущение социальной незащищенности сопровождает еврея всю его жизнь. Неслучайно в свое время кто-то даже выставил такое объявление: «Меняю национальность на две судимости. Согласен на большие сроки».

И были в СССР регионы, где евреи чувствовали особенно оскорбительное отношение к себе властей.

Самое большое наказание, которое можно было бы придумать для Гитлера, - это дать ему еврейский паспорт и заставить прописаться в Киеве.

Свою дискриминацию в обществе евреи сравнивали с дискриминацией негров в Америке.

Сидит негр и читает еврейскую книгу. К нему подходит еврей:
– Послушай, неужели тебе мало, что ты – негр?

Русское слово «погром» вошло в лексикон многих народов и означает такое интернациональное явление, как физическое насилие людей одной этнической или религиозной принадлежности над людьми другого этноса или религии. К несчастью, погромы сопутствовали евреям на всем протяжении их истории. Они настолько вошли в быт и традиции евреев галута, что зачастую воспринимались как нечто само собой разумеющееся.

– Хаим, завтра будет погром!
– Мне погром не грозит: у меня русский паспорт.
– Хаим, бить же будут не по паспорту, а по морде!

А «морды» у евреев чаще всего отчетливо несут на себе все характерные признаки национальности.

– Иду вчера вечером по улице, а навстречу – а гезунтер гой. Идет и думает, как бы дать мне по морде.
– Ай, Хаим! Ну почему ты считаешь, что он непременно так думал?
– Ха! Если б он так не думал, он не дал бы!

Мысль о том, что характерная внешность негативно влияет на его существование, сопровождает еврея всю жизнь.

Красная Шапочка спрашивает у Волка:
– Волк, Волк, а почему у тебя такой большой нос?
– Потому что я еврей, – сказал Волк и заплакал.

Именно характерная внешность заставляет евреев быть чрезвычайно осторожными в ситуациях, когда именно внешность выделяет их из окружающей среды.

– Хаим, что за попугая ты купил? Он же каждую минуту кричит тебе: «Жидовская морда!», «Жидовская морда!»...
– Откуда ж я знал: с таким носом – и антисемит!

Подтекст: «крючконосые» в общественном сознании – это, в основном, евреи, а еврей по положению не должен быть антисемитом. Кто же тогда такой - антисемит? Какова главная черта его менталитета? Об этом тоже говорит еврейский анекдот.

– Я всегда говорил, что среди русских иногда встречаются пьяницы, воры и лентяи, а среди евреев иногда попадаются честные, порядочные и бескорыстные люди. Нет, ну, почему меня считают антисемитом?

Еще одна характерная особенность для евреев – стремление, несмотря ни на что, сохранить приличный имидж в глазах друзей, соседей, сослуживцев. Порядочность в глазах общественного мнения имеет для еврея более серьезное значение, чем даже сама жизнь.

Надпись на могильной плите: «Спи спокойно, дорогой Арончик, – факты не подтвердились!».

Многовековое существование в условиях галута породило в еврейской среде значительную прослойку людей, склонных к ассимиляции, так как они видели в ней избавление от окружающей их несправедливости. Но появление еврея в русской семье может иногда привести, как минимум, к непониманию со стороны соседей или родственников.

Трагедия японской семьи: отец – рикша, мать -- гейша, а сын -- Мойша.

Подтекст: наличие еврея могло сделать несчастной даже японскую семью.

Чувство социальной незащищенности вырабатывало у еврея достаточно характерный «комплекс еврейской неполноценности», видимый на расстоянии.

– Простите, вы – еврей?
– Нет, просто я себя плохо чувствую.

Все, что происходит вокруг, еврей всегда оценивает, исходя из того, насколько полезно это или вредно для евреев.

– Рабинович, вы слышали? Слониха в зоопарке родила слоненка.
– Да? А как это отразится на евреях?

В еврейских анекдотах вообще часто встречаются проявления определенной настороженности их героев и ощущение внешней враждебности.

– Рабинович, как здоровье?
– Не дождетесь!

Евреи всегда держат круговую оборону. Даже дети быстро начинают осознавать, что евреев не любят. Отчужденность среды они ощущают на себе.

– Мама, а Брежнев – еврей?
– Нет, конечно. А с чего ты взяла?
– А за что его так не любят?

И все же, надо признать, что ситуация постепенно меняется к лучшему. Впервые евреи это почувствовали во время Шестидневной войны, когда вместо «жидовская морда» стали говорить «лицо агрессора».

Как говорил Шолом-Алейхем, «евреи смеются, чтобы не плакать».

Яков Басин, Иерусалим
(Продолжение следует)

Серия сообщений "Израильская тематика":
Израильская тематика
Часть 1 - Еврейскик глаза
Часть 2 - Улыбаемся!!!
...
Часть 9 - Иошпе Алла и Рахимов Стахан - Застольные песни по-еврейски
Часть 10 - =История государства Израиль глазами аниматоров=
Часть 11 - =Кто сочиняет еврейские анекдоты?= (ч.1)
Часть 12 - Кто сочиняет еврейские анекдоты? (ч.2)
Часть 13 - =Кто сочиняет еврейские анекдоты?=
...
Часть 41 - Еврейский юмор в открытках
Часть 42 - Без заголовка
Часть 43 - Без заголовка

Рубрики:  юмор
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку