И в наше время не редко можно услышать это слово — бобыль. И всегда оно произносится с каким-то презрением по отношению к человеку. Фраза «жить бобылём» — не просто фраза, пришедшая из средневековой Руси.
В то время бобылями называли вполне конкретных мужчин. За них не хотели выходить замуж, и зачастую они холостяками умирали в одиночестве. Почему так? Попробуем разобраться.
Если говорить кратко, то бобыль — на Руси в XV — нач. XVIII вв. одинокий крестьянин, не имеющий земельного надела (бестягольный, нетяглый, не несущий государственных повинностей — не платящий налоги).
Бобыли платили владельцу земли оброк — «бобыльщину». Впервые бобыли упоминаются в Псковской летописи 1500г. Со 2-й половины XV в. появились частновладельческие сельские и городские бобыли, занимавшиеся земледелием, ремеслом, мелкой торговлей или работавшие по найму.
С 1631-32 бобыли стали привлекаться к несению тягла, но в половинном размере по сравнению с крестьянами. По указу о подворном обложении 1679 г. бобыли, жившие в собственных дворах, были приравнены в податном отношении к крестьянам.
После введения подушной подати в 1718—1724 г. бобыли слились с крестьянами. Но уже к XIX веку это значение слова вышло из употребления и бобылями стали называть бедных одиноких и бездомных людей.
Слово «бобыль» — заимствованное. В русский язык попало из скандинавских странах, где boabyl — наёмный рабочий без частной собственности. Латыши бобылями ещё называли людей, которые не хотят трудиться и живут на шее у общества.
Жить бобылём — значит не проявлять никакого интереса к социуму. Бобыли как правило были холостыми и нелюдимыми. И понятно почему.
Бобыль на Руси это вполне конкретный человек. Крестьянин имел землю, то бобыль не имел ничего. Бобыль выполнял определённую работу, за кров и еду. Налог бобыли тоже не платили.
В государстве велась «бобыльская оборочная запись» — реестр лиц, освобождённых от уплаты оброка. В народе их называли «нетягловыми». Бобыли могли жить в городах и деревнях, где была работа, и брались за любой самый низкооплачиваемый труд. Иногда устраивались при монастырях и помогали служителями обустраивать храмы, за кров и еду.
Бывало что и у бобыля появлялась земля, но как только она появлялась, появлялся и налог. Однако особенный, значительно меньший. По этой причине крестьяне живших рядом и плативших меньше чем они недолюбливали. И это и понятно: неприятно трудиться и платить полный налог, когда рядом бедный и ленивый, но хитрый бобыль пользуется льготами.
Крестьяне презирали бобылей: пока они трудились в седьмом поту, возделывая землю, бобыль жил под чьим-нибудь крылом. Ни собственности, ни приданного. Гол как сокол! Не удивительно, что они были холостяками и умирали в одиночестве.
С бобылями никто не хотел общаться, даже крестьяне. Людская нелюбовь делала «нетягловых» нелюдимыми, закрытыми и замкнутыми. Принимая правила игры, они и вели себя соответственно. От бобыля часто можно было услышать грубость или резкое слово.
Кстати, бобылями становились не только мужчины. Бобылки — бедные вдовы. Также, как и представители сильного пола, бобылки не имели земли и работали за еду. Женились на бесперспективных вдовах с такой же неохотой.
Сегодня, определение лишилось «классового» подтекста, но мужчины получают такое прозвище за образ жизни. Да и замуж за бобылей редко кто хочет выйти, как и 500 лет назад.
От «нетягловых» XV века современные «бобыли» унаследовали замкнутость и нелюдимость, годами живут без женского внимания и общения с противоположным полом.
Психологи отмечают, что у современных бобылей» часто бывает завышена самооценка. Мужчина убеждён, что проблемы в общении с противоположным полом — это проблемы не его, а противоположного пола.
Они непомерно придирчивы и иногда «перебирают» кандидаток, разрывая отношения из-за незначительных недостатков. Поэтому психологи советуют, и считают что такие «холостяки», что в прошлом, что в настоящем, — не лучший вариант для семейного счастья
Фрагмент картины: Василий Перов, Гитарист-бобыль, 1865г.(Государственный Русский музей)
Источник
|
|