Свечи вместо гирлянд, колядки вместо телевизора и письма вместо звонков: «Культура.РФ» рассказывает, как отмечали новогодние праздники в XIX веке.
В гости 1 января
Константин Трутовский. Колядки в Малороссии (фрагмент). 1800-е. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Зинаида Серебрякова. Катя в голубом у елки (фрагмент). 1922. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва
Федот Сычков. Христославы. Дети старой деревни (фрагмент). 1935. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи, Саранск, Республика Мордовия
Традиция длинных новогодних праздников в России зародилась давно. В XIX веке торжества затевали с приходом Святок, целой череды праздников. Начинали гулять 24 декабря (6 января по новому стилю) — в рождественский сочельник; 25 декабря (7 января) отмечали Рождество; 1 января (14 января) — Новый год и 6 января (19 января) — Крещение. Официально было всего четыре выходных дня, но на деле народ праздновал почти две недели.
Церковные и светские традиции были тесно связаны. В рождественскую ночь шли колядовать, а утром — в церковь на торжественное богослужение. Храмы в больших городах часто бывали переполнены, и на рождественскую службу даже продавали билеты, достать которые было непросто.
В этот же день навещали друзей, родственников и ходили в гости «с визитами». За день успевали посетить несколько домов и везде поднимали тосты в честь праздника и угощались рождественскими блюдами.
На протяжении всех праздников в богатых и знатных семьях устраивали званые обеды, пышные балы и маскарады. По правилам этикета делать новогодние визиты можно было на протяжении всего января, но наиболее учтивым считалось навестить гостей 1-го числа.
Шикарные праздники проводили и в дорогих ресторанах. Федор Шаляпин так описывал встречу Нового года в московском «Яре»: «Горы фруктов, все сорта балыка, семги, икры, все марки шампанского и все человекоподобные — во фраках».
Простые люди развлекали себя катанием на ледяных горках и санях. В больших городах работали балаганы, а на Воробьевых горах запускали фейерверки.
В конце XIX столетия появились рождественские открытки. Их отправляли не только родственникам, которые живут в других городах, но и соседям по улице. Текст поздравления старались оформить как можно красивее.
Выпускали даже письмовники — книжки с рекомендациями, как лучше поздравить родственников или начальство «в дань учтивости и деликатности».
❞«Милостивый Государь!
Поздравляя Вас с Новым годом, от всей души желаю вам всего хорошего в жизни и молю Бога о продлении Ваших дней, с продолжением которых несомненно связано и мое собственное благополучие
«Милая и добрая моя маменька!
Первое января — счастливейший день: само сердце рвется к Вам, чтобы пожелать здоровья, счастливых дней и всего того, чего Вы только можете желать себе сами».
«Добрая и милая бабушка!
Маленькая внучка Ваша поздравляет Вас с Новым годом и желает прожить много-много счастливых лет в радости и веселье. Ах, как бы я хотела Вас, милая моя бабушка, обнять и расцеловать. Но злая судьба не дает мне такого счастья».❞
От елочных ветвей до нарядных елок
Сергей Досекин. Подготовка к Рождеству (фрагмент). 1896. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Илья Глазунов. Елка. Новогодняя ночь (фрагмент). 1989. Частное собрание
Ирина Рыбакова. Новый год (фрагмент). 2011. Частное собрание
До середины XIX века елки в российских домах не украшали и даже не ставили. Со времен Петра I в некоторые, чаще католические, дома приносили елочные ветви. Традиция наряжать вечнозеленое дерево и устраивать детские праздники стала набирать популярность лишь к середине XIX века, во времена Николая I.
Жена императора великая княгиня Александра Федоровна провела первую праздничную елку для детей из знатных семей. Традиция быстро прижилась: сначала праздничные утренники стали устраивать в дворянских семьях, а потом и в купеческих.
Первые елки продавали обрусевшие немцы и швейцарцы. Многие из них владели кондитерскими, поэтому елки появились в кофейнях и магазинах со сладостями.
Один из первых елочных базаров открылся в конце XIX века и находился в Москве, на Театральной площади рядом с Большим театром. В Санкт-Петербурге елку можно было купить во дворе Аничкова дворца или Екатерининском саду.
По немецкому обычаю елку наряжали в сочельник. Украшали детскими игрушками, лентами, фонарями и разными лакомствами: пастилой, яблоками, печеньем и конфетами. Дети находили свои подарки не только под елкой, но и на ней — после игр и развлечений игрушки и угощения раздавали гостям.
Позже стали делать специальные елочные украшения: из папье-маше и стекла. В торжественный момент на елках зажигали настоящие свечи, а рядом ставили ведро с водой, чтобы быстро потушить возможный пожар.
Несмотря на популярность елок у дворян и зажиточных купцов, крестьяне не ставили их вплоть до середины 1930-х годов.
Рождественский стол
Генрих Манизер. Елочный торг (фрагмент). 1900-е. Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля, Омск
Ольга Романова. Новогоднее угощение (фрагмент). 1935. Музей Баллерупа, Балеруп, Дания
Надежда Полуян–Внукова. У бабушки перед Рождеством (фрагмент). 1996. Роменский краеведческий музей, Ромны, Украина
Богато накрытый праздничный стол — один из главных символов праздника. К Рождеству заканчивался большой церковный пост, а вместе с ним и ограничения в еде. Писатель Иван Шмелев вспоминал, что накануне Рождества вся Москва превращалась в ярмарку. «Увидишь, что мороженых свиней подвозят, — скоро и Рождество», — писал он.
Купцы со всей России везли поросят, гусей, уток, рябчиков и тетеревов. Торговали прямо из саней и на глаз, без весов: «Мясник, бывало, рубит топором свинину, кусок отскочит, хоть с полфунта, — наплевать! Нищий подберет. Эту свиную «крошку» охапками бросали нищим: на, разговейся!» — удивлялся Шмелев.
Рождественский ужин начинали готовить заранее: в сочельник фаршировали поросят и птицу, готовили сочиво. Пекли особые пряники в форме козы или коровы — козули — символ животных, которые были в хлеву в момент рождения Иисуса.
Анастасия Цветаева, сестра Марины Цветаевой, писала в своих воспоминаниях о детстве: «Незаметно подошло Рождество. Дом был полон шорохов, шелеста, затаенности за закрытыми дверями залы — и прислушивания сверху, из детских комнат, к тому, что делается внизу. Предвкушалась уже мамина «панорама» с ее волшебными превращениями. Запахи поднимали дом, как волны корабль. Одним глазком, в приоткрытую дверь, мы видели горы тарелок парадных сервизов, перемываемых накануне, десертные китайские тарелочки, хрустальный блеск ваз, слышали звон бокалов и рюмок. Несли на большом блюде ростбиф с розовой серединкой (которую я ненавидела), черную паюсную икру. Ноздри ловили аромат «дедушкиного» печенья».
Мандарин — главный новогодний фрукт — в российских домах появился в XIX веке. Первые мандарины везли из Европы, и стоили они слишком дорого: за десяток штук нужно было отдать около трех рублей (для сравнения: за 15 рублей можно было купить корову).
В середине XIX века в ботанических садах Грузии и Абхазии начали выращивать морозостойкие сорта цитрусовых, и постепенно мандарины стали доступнее для россиян и превратились в один из новогодних символов.
Автор: Мария Соловьева
Источник
|
|
|