Олицетворением и главным символом Нового года в России уже многие годы остается Дед Мороз. В Европе же на Рождество подарки детям разносит его «брат» Санта Клаус. А прообраз у этих персонажей был один — Николай Мирликийский. «Культура.РФ» рассказывает, как один из самых почитаемых христианских святых превратился в главного зимнего персонажа.
Святитель Николай Мирликийский жил в последней трети III — первой половине IV века нашей эры и был епископом в городе Миры в Малой Азии. В сохранившихся списках его жития рассказывается, как святой воскресил умершего моряка, спас от казни несправедливо приговоренных, явился во сне торговцу хлебом и велел ему направить свой корабль к берегам страдавшей тогда от голода Миры.
Епископ также тайно помогал беднякам. Однажды монеты, подброшенные им то ли в окно, то ли в печную трубу дома бедствующей семьи, случайно угодили в чулок — и благодаря такому приданому три сестры смогли выйти замуж.
В Средние века немецкие и голландские дети стали выставлять за дверь обувь и вывешивать чулки у камина в ожидании подарков от святого Николая в день его поминовения — 6 декабря. В XVI веке в Германии распространился протестантизм, и праздники в честь католических святых оказались под запретом.
Отныне подарки детям предписывалось дарить на Рождество 24 декабря от имени младенца Иисуса. Память о Николае отразилась в образе Рождественского деда (Weihnachtsmann). Праздновать собственно 6 декабря продолжали некоторые голландцы, называвшие святителя Sinterklaas — Синтерклаас.
С ними этот обычай попал в Новый Свет — колонию Новый Амстердам, сегодня Нью-Йорк. В 1822 году американец Клемент Кларк Мур написал стихотворение «Визит святого Николая», где впервые описал облик американского Санта-Клауса — толстяка эльфа с белой бородой, который передвигается по небу в санях, запряженных оленями, и забирается в дома через дымоход.
Окончательно персонаж сформировался в 1931 году, когда художник Хэддон Сандблом, вдохновившись стихотворением Мура, нарисовал рекламный плакат для компании «Кока-Кола». Моделью для Санты стал пожилой друг художника, бывший продавец Лу Прентис.
В середине XX века этот образ распространился по всему миру, но в некоторых регионах Европы святого Николая по-прежнему изображают в епископском одеянии. Европейский Санта-Клаус не ездит на оленях, зато ему полагается свита. Голландского Синтерклааса сопровождает похожий на трубочиста слуга Черный Пит, который бросает подарки в трубу.
Помощника немецкого Вайнахтсмана зовут Рупрехт, он носит мешок со сладостями для послушных малышей и розги для хулиганов. В альпийские города и деревни святой Николай является со стаей демонов Крампусов, которые пугают прохожих, напоминая о неизбежном наказании за плохие поступки.
В России к святителю Николаю было особое отношение. «Среди прочих святых они больше всего чтут Николая Угодника и воздают ему почти божеские почести», — сообщал итальянец Александр Гваньини в своем «Описании Московии» в 1578 году.
Народ наделял святого языческой силой управителя земли и воды, ему молились об урожае. В случае войны у Николая Угодника искали защиты: исконно русский образ Николы Можайского изображает святителя с мечом в одной руке и крепостью в другой.
Сохранилось множество фольклорных сюжетов о том, как святой спускался с неба на Русь. Один из них рассказывает, как Чудотворец помог мужику вытащить застрявший в грязи воз.
За это Бог постановил служить Николе молебны дважды в год (19 декабря — Никола Зимний, 22 мая — Никола Вешний, или Летний), а святому Касьяну, отказавшемуся помочь тому мужику, молебен полагался лишь раз в четыре года — 29 февраля по старому стилю.
Старая немецкая открытка со святым Николаем
Старая немецкая открытка со святым Николаем
Старая немецкая открытка со святым Николаем
Николины дни широко отмечались на Руси, но традиции дарить детям подарки от имени святого не существовало. Рождественский дед попал в Россию в XIX веке благодаря немецким переселенцам.
В 1929 году в СССР официально запретили праздновать Рождество. В канун 1936 года было решено проводить новогодние елки, и появился знакомый нам Дед Мороз — бывший Рождественский дед с чертами героя русских народных сказок Морозко.
Через год на праздновании в Колонном зале Дома Союзов его впервые сопровождала Снегурочка. Как и Морозко, Снегурочка была персонажем из народных сказок, попавшим в XIX веке из фольклора в литературу и не имевшим никакого отношения к Рождеству и святому Николаю.
Российский Дед Мороз стал единственным среди многочисленных «рождественских» дедушек, у кого действительно есть внучка.
Автор: Екатерина Гудкова
Источник
| |