Художник Тупылев Иван Филиппович. "Крестины" (1800). |
Тупылев Иван Филиппович. "Крестины" (1800) Холст, масло 65 x 83 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Иван Филиппович Тупылев был сыном подмастерья Петергофской гранильной фабрики. В 1764 году он был принят в первый набор Воспитательного училища при Императорской Академии художеств, где окончил класс исторической живописи.
Автор полотен на религиозные и мифологические сюжеты, Тупылев редко обращался к бытовому жанру. В этой уникальной картине художник изобразил значимое для простой крестьянской семьи событие – момент приобщения новорожденного к христианской вере. Крещение – первое Таинство, которым Православная церковь встречает приходящих к Богу людей. Крестины – светлый праздник, как для ребенка, так и для его родных и близких, которые окружили купель, установленную в просторной деревянной избе.
Слева, на высокой скамье курится лампада, очищающая воздух от скверны. Огонь мерцающих в полумраке свечей озаряет фигуры главных участников действа. Батюшка трижды окунает младенца в освященную воду, чтобы освободить его от первородного греха и защитить от злых духов. За его действиями с умилением наблюдают крестные отец и мать, которая, развернув полотенце, готовится принять дитя из рук священнослужителя. Справа от купели замерли старшие брат и сестра малыша.
И.Ф. Тупылев запечатлел в своей картине яркие и выразительные образы крестьян, отразил их быт и традиции. С особым вниманием изображает художник предметы деревенского обихода и костюмы своих героев. На темном фоне стены выделяется беленая печь. Возле нее стоит круглый медный самовар для семейного чаепития, на огне томится глиняный горшок с праздничным угощением. Скромному внутреннему убранству избы противопоставлены нарядные одежды участников обряда: расшитое золотом облачение священника и русский национальный костюм крестной матери. На ней алая юбка, отделанная широкой тесьмой душегрея и расшитый жемчугом кокошник.
По наблюдениям исследователей, художнику не доставало академической выучки. В некоторых его работах имеет место условность в композиции и искажение пропорций. Для большинства живописных работ Тупылева характерна декоративность художественной манеры, что приближает их к народному искусству – лубку. Именно эта наивность в картине «Крестины» помогает художнику передать колорит старой Руси, что придает ей особую значимость.
Источник: Государственная Третьяковская галерея
Рубрики: | • история создания шедевров/картины российских художников |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |