А.С.Пушкин про моду своего времени. Иллюстрации к роману «Евгений Онегин». |
Борис Щербаков. Пушкин в Петербурге.
Александр Сергеевич Пушкин был человеком светским и большим модником: «как денди лондонский одет…». Одежда в его жизни играла не последнюю роль, а потому в произведениях Пушкина достаточно много описаний нарядов его современников.
Николай Кузьмин. Иллюстрация к роману «Евгений Онегин».
«Но панталоны, фрак, жилет/всех этих слов на русском нет…».
Панталоны, фрак, жилет, боа, боливар – эти детали одежды, пришедшие в Россию из Англии и Франции, стали модными у нас именно в пушкинскую эпоху. В начале XIX века моду в России диктовал стиль ампир. Он вдохновлялся античными образцами, был менее пышным и помпезным, чем классицизм.
Мужчины носили боливары –шляпы с широкими полями. «Надев широкий боливар,/Онегин едет на бульвар…». Современники Пушкина вспоминают, что поэт часто прогуливался в боливаре и с тростью. Ампирные фраки в пушкинскую эпоху были в основном цветными, но не яркими.
Николай Кузьмин. Иллюстрация к роману «Евгений Онегин».
Классические черные предназначались для официальных визитов. Жилеты шились из дорогой ткани контрастного цвета.
Николай Кузьмин. Иллюстрация к роману «Евгений Онегин».
Дмитрий Белюкин. Иллюстрация к роману «Евгений Онегин».
Лишь со временем фрак и брюки черного цвета в сочетании с белым жилетом стали знаком изысканности и респектабельности.
Цветные фраки и пестрые жилеты обнаруживали теперь дурной вкус своего владельца. В середине XIX века было модно носить галстук в стиле «а-ля Байрон»: повязанный свободно, он не стягивал шею и подчеркивал артистичность образа.
Дмитрий Белюкин. Иллюстрация к роману «Евгений Онегин».
Дамы забыли шлейфы и парики, отдав предпочтение легким платьям, стянутым под грудью, как античные туники.
Николай Кузьмин. Иллюстрация к роману «Евгений Онегин».
Изменилась и длина женских платьев: они стали короче, приоткрыв туфли и щиколотки. «Летают ножки милых дам;/ по их пленительным следам/ летают пламенные взоры…»
В моду вновь входит корсет: женская фигура приобрела форму перевернутого бокала: «Корсет носила очень узкий/ и русский Н,/ как N французский,/произносить умела в нос…». Дамское платье ампир с завышенной талией и рукавами- фонариками дополняла нитка жемчуга и маленькие жемчужные сережки; высокие белые непрозрачные перчатки, закрывающие кисть руки и непременный сложенный веер.
Дмитрий Белюкин. Иллюстрация к роману «Евгений Онегин».
Источник
10 февраля день памяти Александра Сергеевича Пушкина.
Александр Пушкин
Мое завещание друзьям:
Друзья! вам сердце оставляю
И память прошлых красных дней,
Окованных счастливой ленью
На ложе маков и лилей;
Мои стихи дарю забвенью,
Последний вздох, о други, ей!..
На тихий праздник погребенья
Я вас обязан пригласить;
Веселость, друг уединенья,
Билеты будет разносить…
Стекитесь резвою толпою,
Главы в венках, рука с рукою,
И пусть на гробе, где певец
Исчезнет в рощах Геликона,
Напишет беглый ваш резец:
«Здесь дремлет юноша-мудрец,
Питомец нег и Аполлона».
Рубрики: | • мода/история костюма и моды |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |