Из помещиков в крепостные. |
У Акулины Фотиевой, помещицы и нестарой вдовы, хозяйство было скромное: деревенька да полдюжины душ. С таким богатством особенно не разбежишься. Хоть и была недурна собой, но женихи толпами не ходили, и своё повторное счастье Акулина обрела у себя же во дворе. Вышла замуж за своего кузнеца. И не учла: заключив брак с крепостным, она и сама превратилась в дворовую.
Художник Г.Мясоедов. "У чужого счастья"
Эту историю тщательно задокументировал русский исследователь старины Серафим Шашков. Помещица Акулина выяснила правду о своем новом положении, только когда продала землю вместе со всеми крестьянами. По документам выходило, что теперь она сама продана другому помещику. Ведь была женой крепостного! Новобрачная допустила досадную оплошность: мало того, что не исправила число душ, при передаче их другому владельцу, так ещё и не выдала мужу-крепостному вольную перед свадьбой.
Законы Российской империи устанавливали порядок: жена может до мужа как возвыситься, так и опуститься. Всё зависело от статуса мужчины.
Бывшая крепостная актриса Прасковья Жемчугова, после свадьбы с графом Шереметевым, превратилась в графиню и хозяйку огромного поместья.
Французская модистка Жанетта-Полина Гебель стала женой русского дворянина Анненкова (и матерью 18-ти детей).
А вот Акулина, со своим кузнецом, превратилась в крепостную.
Фрагмент картины К.Маковского
Венчать вольных с холопами не рекомендовали и в 16 веке - это же к потере свободного статуса. В восемнадцатом от этого правила тоже старались не отходить. Конечно, неравные союзы продолжали заключать (всегда находились желающие нарушить установленные порядки), и поэтому властям пришлось пойти на уступки: дескать, если дворянка и пойдет под венец с крепостным, то дворянство за ней останется. Только мужу его передать нельзя. И общим детям. Однако «на местах» выходило в точности, как в случае Акулины. «Владелец» помещицы совершенно не желал расставаться с имуществом, которое перешло ему по закону. То есть, отпускать даму и её супруга. Чтобы выпутаться из истории со своей несвободой, дворянке пришлось задействовать все связи. У неё получилось, пусть и не сразу.
И Елена Дмитриевна Чаликова пошла к алтарю с крепостным актёром Михаилом Щепкиным совершенно осознано. Любила его!
Портрет Михаила Щепкина
Брак заключили в грозном 1812 году, и абсолютно свободная женщина, воспитанная в семье генерал-майора, оказалась на положении… чужой собственности. Ей пришлось смириться с этим, пока десятилетием позже Щепкин не сумел выкупить вольную. В отличие от Акулины, Елена Дмитриевна заранее знала, что всё будет именно так. Отговорить девушку от брака с актёром просто не смогли.
Источник
Рубрики: | • интересные факты/люди |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |