-Рубрики

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Алевтина_Серова

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.12.2012
Записей: 7406
Комментариев: 174240
Написано: 272551


Отчего мы затихаем, только заслышав "Одинокую гармонь"? Вычеркнутые строфы.

Пятница, 10 Апреля 2020 г. 06:16 + в цитатник
Исаковский (650x433, 65Kb)
Портрет Михаила Васильевича Исаковского. Рисовал поэт-футурист и художник Алексей Крученых. Март 1941 г.


Снова замерло все до рассвета,
Дверь не скрипнет, не вспыхнет огонь,
Только слышно на улице где-то
Одинокая бродит гармонь.

То пойдет на поля, за ворота
То обратно вернется опять,
Словно ищет в потемках кого-то
И не может никак отыскать.
Веет с поля ночная прохлада,
С яблонь цвет облетает густой,
Ты признайся, кого тебе надо,
Ты скажи, гармонист молодой.

Может радость твоя недалеко,
Да не знает, ее ли ты ждешь;
Что ж ты бродишь всю ночь одиноко,
Что ж ты девушкам спать не даешь?
Михаил Исаковский Июль 1945 г.


Только заслышав мелодию "Одинокой гармони", мы затихаем - так, что слышим собственное дыхание.

Песня была написана композитором Борисом Мокроусовым еще в 1946 году, но вначале было стихотворение Михаила Исаковского "Снова замерло все до рассвета...". Михаил Васильевич занес его в свою тетрадь летом 1945 года. Заглянув в рукопись поэта (спасибо Российскому государственному архиву литературы и искусства), я увидел, что стихотворение на две строфы длиннее песни.


Мне - как и многим, наверное, - всегда казалось, что "Одинокая гармонь" - о безответной девичьей любви. О парне-гармонисте, который почему-то в одиночестве бродит по ночному поселку и бередит сердца поселянкам, наигрывая что-то нежное.

Но стоит прочитать вычеркнутые строфы, чтобы увидеть: поэт писал стихи куда более глубокие, чем те, что были опубликованы и стали песней.

Вот эти, так и оставшиеся в рукописи строфы:

Отчего мне и сладко, и больно

В эту пору в родимом краю?

Отчего я вздыхаю невольно,

Как заслышу гармошку твою?

Словно жду я тебя втихомолку,

Хоть и знаю, что ты не придешь.

Что ж ты бродишь всю ночь по поселку,

Что ж ты девушкам спать не даешь?..


Первое послевоенное лето. Притихший, наполовину обезлюдевший поселок. Женщины, которые до утра прислушиваются: не скрипнет ли калитка, не послышатся ли родные шаги. Девушки, ждущие с фронта женихов, грезят своими ребятами и им слышится гармонь, на звук которой они выбегали до войны...

Гармонь слышится, но не видится. Вернулась в поселок долгожданная мирная жизнь, да жизнь-то без милого не мила. "Больно в эту пору в родимом краю..."

Вот тут и понимаешь, отчего песня называется "Одинокая гармонь", а не "Одинокий гармонист". Не вернулся наш гармонист молодой. И гармонь без него - сирота.

Лежит за иконами у матери гармониста столько раз оплаканная грубая бумажка с нещадными словами "пропал без вести" или "погиб", полученная, быть может, еще в 41-м или 42-м, а сердце не верит. И годами, десятилетиями, до последнего удара сердце будет шептать в ночи: "Жду я тебя втихомолку, хоть и знаю, что ты не придешь..."

Быть может, "Одинокая гармонь" потому и трогает нас бесконечно, что мелодия Бориса Мокроусова странным образом впитала утраченные строки? Трагизм песни не видится, но слышится. Он проступает сквозь голоса лучших исполнителей песни - Сергея Лемешева, Георга Отса, Владимира Трошина, Дмитрия Хворостовского.

И никого не удивляет, что "девичья" песня звучит в мужском исполнении. Все происходящее в песне мы будто видим глазами автора, а слышим то, что слышится девушке - голос гармони и голос любимого, не вернувшегося с войны.

Остается понять: кто же вычеркнул трагические строфы - редактор при первой публикации стихотворения в журнале "Октябрь" или сам автор?..

В великих русских стихах, написанных в советское время, мне часто видится фреска, искаженная утратами, наслоениями, цензурными подмалевками. У Бориса Слуцкого есть такие строчки:

Был печальный, а стал печатный

Стих...

Я выбросил только слог.

Большим жертвовать я не смог...



Похоже, что две последние строфы выбросил сам Исаковский. Но мотивы у Михаила Васильевича были другие, не те, что у Слуцкого. Не цензуры он боялся. Просто увидел, что стихи уходят в "минор", в безутешные слезы, и своей рукой зачеркнул последние две строфы - оставил гармониста жить.
Текст: Дмитрий Шеваров

Владимир Трошин - Одинокая гармонь




Источник




Спасибо за ваши комментарии!

Серия сообщений "стихи":
Часть 1 - История одной любви в стихах. Анна Ахматова и Николай Гумилев.
Часть 2 - История стихотворения: "Мне нравится, что вы больны не мной…" Кому посвятила своё стихотворение Марина Цветаева.
...
Часть 10 - «Хочу у зеркала, где муть...»: Лирическое посвящение Марины Цветаевой своей запретной любви.
Часть 11 - "Цветы от Маяковского" - Удивительная история любви.
Часть 12 - Отчего мы затихаем, только заслышав "Одинокую гармонь"? Вычеркнутые строфы.
Часть 13 - "Мой милый, что тебе я сделала?" Стихотворение Марины Цветаевой. История создания шедевра. Видео.
Часть 14 - Стихотворение "Хорошее отношение к лошадям". Владимир Маяковский. Видео. История создания шедевра.
...
Часть 42 - Незнакомка. Стихотворение А.Блока, картина И.Глазунова. История создания.
Часть 43 - Крылов Иван. Басня "Василёк". История создания.
Часть 44 - Александр Твардовский — Я убит подо Ржевом: Стих. Картина Сергея Швелёва.

Рубрики:  • история создания шедевров


Процитировано 13 раз
Понравилось: 40 пользователям

ЛГП   обратиться по имени Пятница, 10 Апреля 2020 г. 07:44 (ссылка)
Да, так трогает душу, спасибо! Добра тебе!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 10 Апреля 2020 г. 07:52ссылка
Доброе утро!
Для меня было открытием, что у этой трогательной песни, есть грустное продолжение.
Всего хорошего!
Жанна_николаевна   обратиться по имени Пятница, 10 Апреля 2020 г. 08:57 (ссылка)
Спасибо.Чудесная песня, но оказалось с такой грустной историей
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 10 Апреля 2020 г. 10:18ссылка
Добрый день!
Хорошо, что Исаковский своей рукой зачеркнул последние две строфы - оставил гармониста жить.
Спасибо за комментарий!
BABUSHKA-STARUSHKA   обратиться по имени Пятница, 10 Апреля 2020 г. 09:42 (ссылка)
Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 10 Апреля 2020 г. 10:19ссылка
Спасибо за визит и за комментарий!
Всего доброго!
BLANKA   обратиться по имени Пятница, 10 Апреля 2020 г. 11:18 (ссылка)
Чудеснейшая песня, знакомая нашему поколению с раннего детства... Действительно - первые аккорды и душа замирает... слушаешь и свои собственные картины возникают перед глазами... увиденные в старых фильмах.. Есть еще одна песня из моего детства "Ой рябина кудрявая...",я ее когда слышала - представляла какие-то картины с девушкой и двумя парнями под рябиной... Песни из детства - чудесные, певучие, нежные.. Нас не будет, а песни эти так же будут на слуху у народа...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 10 Апреля 2020 г. 13:30ссылка
Вы правы, эти песни бессмертны, их слушают и поют люди всех возрастов.
Спасибо за визит и за комментарий!
Всего доброго!
Gelena-6   обратиться по имени Пятница, 10 Апреля 2020 г. 14:37 (ссылка)
Душевный пост,спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 10 Апреля 2020 г. 15:09ссылка
Добрый день!
Вы стали юбилейным пятитысячным постоянным читателем моего дневника.
Моя Вам благодарность.
Всегда рада видеть Вас на страницах моего громадного и, говорят, интересного дневника.
Спасибо за визит и за комментарий!
Люба47   обратиться по имени Суббота, 11 Апреля 2020 г. 01:12 (ссылка)
Спасибо, очень интересно, а я и не знала...
Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 11 Апреля 2020 г. 08:03ссылка
Хорошо, что Исаковский своей рукой зачеркнул последние две строфы - оставил гармониста жить. И мы слушаем и поём песню про любовь.
Спасибо за комментарий!
Mjja   обратиться по имени Суббота, 11 Апреля 2020 г. 11:16 (ссылка)
БлагоДарю.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 11 Апреля 2020 г. 12:05ссылка
Спасибо за комментарий!
Удачного Вам дня!
АДЕЛЕ1906   обратиться по имени Суббота, 11 Апреля 2020 г. 13:18 (ссылка)
Спасибо большое,прекрасная песня.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 11 Апреля 2020 г. 13:21ссылка
Добрый день!
Песню слушают и поют люди всех возрастов.
Спасибо за визит и за комментарий!
Перейти к дневнику

Суббота, 11 Апреля 2020 г. 13:35ссылка
Вы больше не делаете посты о том,что происходит в этот день по миру?.Слушала сегодня утром по радио такую передачу-интересный на события день
Перейти к дневнику

Суббота, 11 Апреля 2020 г. 13:48ссылка
Недавно, после профилактических работ на сайте Ли.Ру, в моём дневнике исчезли два очень важных поста - Оглавления.
• Зарубежные художники от А до И.
• Календарь на каждый день. Какой сегодня праздник?
Первое оглавление я восстановила, вернее вновь сделала. Сейчас работаю над вторым Оглавлением. Создать "Оглавление" в котором более четырёхсот кликабельных ссылок на посты данного раздела дневника это громадный труд.
На время пандемии и всеобщей самоизоляции (апрель) я не делаю ежедневные посты по теме: Какой сегодня праздник?, но продолжу эту тему с 1 мая, а апрель сделаю в следующем году.
Перейти к дневнику

Суббота, 11 Апреля 2020 г. 14:38ссылка
Очень жаль,что пропала ваша работа.Сегодня было много информации о Эстонии;день когда столицей Израиля стал Таль-Авив с небольшой историей;день когда из Крыма уплыли в эмиграцию остаток царской семьи с полным перечислением всех членов семьи;день продажи черновика песни Битлз,с исполнением песни ,а потом прибежала моя зверушка уже в курточке с удивлёнными глазами и пришлось пойти гулять.На улице весна,а завтра обещают снег
Перейти к дневнику

Суббота, 11 Апреля 2020 г. 14:53ссылка
Да, на улице весна, а мы сидим дома: самоизоляция.
Только так можно победить этот страшный вирус.
Экскурсию в Таллин и Хельсинки из-за вируса тоже отменили.
Перейти к дневнику

Суббота, 11 Апреля 2020 г. 15:04ссылка
Я живу,как жила.Единственно,что у нас закрыты для посещения библиотеки,открыты только 2,но они далеко.Библиотекари записали много детских книжек и каждый ребенок может слушать 30 мин.бесплатно.Ко мне приходят социальные работники,правда теперь в мед.повязках,дали на пару месяцев такси с оплатой 20% от стоимости дороги и поставили тревожную кнопку в квартире.Приходят гости,правда я не хожу.
Перейти к дневнику

Суббота, 11 Апреля 2020 г. 15:15ссылка
У нас строгая самоизоляция. Я уже почти две недели не выходила на улицу, хотя под окнами моего дома сосновый бор. Моя дочь врач и она борется с короновирусом, она говорит мне по телефону: Мама сиди дома, это реально страшно.
Гуляю по лоджии с открытыми окнами на 8 этаже, шесть шагов в одну сторону и шесть шагов обратно. Так по 10 - 15 мин 3 - 4 раза в день. Все наши театры транслируют спектакли онлайн. Китайцы победили вирус и мы тоже победим.
Перейти к дневнику

Суббота, 11 Апреля 2020 г. 15:58ссылка
У нас тоже строгая изоляция,но бабульки не подчиняются:бродят толпами по продуктовым магазинам,некоторые магазины не запускают в двери больше 20-ти человек,но дешевые типа МАХ следят только в кассах,требуя чтобы между людьми было 2 метра.Что бы защитить моих социальных помощников я предложила заказывать продукты по интернету и теперь мы делаем в среду заказ,а продукты привозят утром в воскресенье.Семейные работают по телефону свой полный раб.день,есть и городской семейный,работающий круглые сутки.Есть телефон.по которому можно спросить о проблемах с карантином.Я звонила,спросила могу ли я ехать в такси с соседями,оказалось нет-может ехать вместе только семья,я же могу ездить только в такси.Поэтому мне дали инвартакси.Магазины,парикмахерские.банки могут работать только если есть вход с улицы.Поликлиники все закрыты,если вы считаете,что нужен больничный,можно зайти на сайт и выписать его сами,информация идёт сразу же семейной на компьютер.Если человек считает,что у него короновирус нужно вызвать скорую или поехать в ЭМО/экстренная медицинская помощь./По интернету разослали приглашение в ЭМО сдать анализы или приедут на дом.Мне предлагали сдать анализы и рентген,я сделала в середине февраля.когда меня отвезли на скорой.Я гуляю,потому что у меня зверушка.Все детские и спортивные площадки у нас затянуты лентами типа полицейских.Соц.службы каждый день обращаются по радио,что бы соседи были внимательны и если они считают,что кому нибудь нужна помощь в доставке лекарства или продуктов позвонить по телефонам.Надеюсь,что этот кошмар скоро закончится.Здоровья вам и вашей семье
Перейти к дневнику

Суббота, 11 Апреля 2020 г. 17:33ссылка
Всё зависит по какому пути мы пойдём: Как дисциплинированные китайцы, которые самоизоляцией победили вирус, или на русское "авось" и будет, как у итальянцев.
Поэтому надо соблюдать самоизоляцию и сидеть дома.
Здоровья Вам и благополучия.
зуева_татьяна   обратиться по имени Суббота, 11 Апреля 2020 г. 20:11 (ссылка)
Сразу вспомнилось детство, когда парень из соседнего дома сидел по вечерам во дворе нашего дома, а мы жили в большом 3-этажном доме, с гармошкой и играл и пел и обязательно и эту песню, все вокруг собирались толпами, аплодировали. Трогательная песня, до слёз!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 12 Апреля 2020 г. 08:03ссылка
Хорошо, что Исаковский своей рукой зачеркнул последние две строфы - оставил гармониста жить. И мы с удовольствием слушаем и поём песню про любовь.
Спасибо за комментарий!
Аноним   обратиться по имени Суббота, 11 Апреля 2020 г. 22:21 (ссылка)
Инга.
А ещё в этой песне был куплет:
Это ландыши все виноваты,
Этих ландышей полный букет.
Хорошо погулять с неженатым
На рассвете семнадцати лет.
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать ветку
Перейти к дневнику

Воскресенье, 12 Апреля 2020 г. 08:01ссылка
Это уже кто то из народа сочинил, у автора таких слов не было.
rosavetrov   обратиться по имени Суббота, 11 Апреля 2020 г. 23:13 (ссылка)
Спасибо, Аля! Интересный пост. Я всю жизнь пою наши старые песни: настроение не очень - грустные, а в радости - бодрые и весёлые, вот так - с песней по жизни! И эта одна из моих любимых.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 12 Апреля 2020 г. 08:02ссылка
Добрый день!
Эту песню слушают и поют люди всех возрастов.
Спасибо за комментарий!
moja_sudjba   обратиться по имени Ностальгия Понедельник, 13 Апреля 2020 г. 22:16 (ссылка)
Благодарю за прекрасные воспоминания с этой любимой песней!
Да, действительно, эта нежная и милая песня будет на все времена! Она поистинне бессме ртна! К тому же в исполнении моего любимого певца, да и не только -Владимира Трошина! Песня навевает до слёз ностальгию о далёких наших годах! Является эталоном народного творчества!
Спасибо за внимание. С уважением и благодарностью.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 14 Апреля 2020 г. 07:47ссылка
Добрый день!
Я думаю, хорошо, что Исаковский своей рукой зачеркнул последние две строфы - оставил гармониста жить. И мы с удовольствием слушаем и поём песню про любовь.
Спасибо за визит и за комментарий!
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку