-Рубрики

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Алевтина_Серова

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.12.2012
Записей: 7527
Комментариев: 175513
Написано: 274002


Холостяки и вековухи на Руси: Как к ним относились в обществе. |Картины русских художников.

Пятница, 03 Ноября 2017 г. 07:04 + в цитатник
Безбрачие в крестьянской среде не приветствовалось. Наличие семьи, как считали в Московском государстве — это признак порядочности и зрелости личности. Мнение неженатых мужчин не учитывали ни в семье, ни на сходе. А старым девам нельзя было присутствовать в одном помещении с роженицей и за свадебным столом. Зато незамужних женщин активно задействовали в погребальных обрядах.

Маковский  (700x441, 104Kb)
Художник Константин Маковский. Сваха 1900-е


Брак на Руси — это институт личный, церковный, общественный и экономический

В крестьянской среде к безбрачию относились крайне отрицательно. Многие молодые люди торопились вступить в брак, парню это давало влиятельность на сходе, уважение в сообществе. А девушке — защищенность, возможность реализовать главную задачу — рождение и воспитание детей. Мешкать с выбором пары было рискованно. Сельские девушки в 20-23 года считались засидевшимися в девках, их шансы выйти замуж были гораздо меньшими в сравнении с подругами 14-17 лет.

semiya_01 (700x363, 76Kb)
Художник Николай Богданов-Бельский, 1913 г.


Обязательность вступления в брак диктовалась экономическими условиями сельской жизни. Как отмечает историк права Н.С. Нижник, крестьянское хозяйство могло функционировать полноценно, если в нем принимает участие и мужчина, и женщина. В обязанности хозяйки входило обслуживание членов семьи (шить одежду, кормить), уход за скотом, жатва. Мужские задачи — это заготовка дров, возведение и обслуживание построек, полевые работы. Только так могло сформироваться полноценное хозяйство, способное развиваться и приносить доход.

Mjassojedow_003 (700x406, 84Kb)
Художник Григорий Мясоедов. Страдная пора, 1887 г.

Брак рассматривался не только как личный институт, но и как хозяйственная сделка. При выборе жениха обращали внимание на престижность его семьи и уровень достатка. При выборе невесты важными критериями были физическое здоровье и трудолюбие, так как молодая хозяйка переходила во двор семьи мужа, где и должна была трудиться под руководством большака и большухи (свекра и свекрови).

Нередко девушки со слабым здоровьем, если семья располагала достатком выше среднего, решались отказаться от замужества. Такой трудный выбор в пользу маргинального положения в обществе объяснялся страхом перед долей молодой снохи, которой предстояло быть в полном подчинении от членов новой семьи.

11166 (700x523, 57Kb)
Художник Иван Куликов. Родительское благословение перед свадьбой, 1909 г.

Для заключения брака взаимная симпатия жениха и невесты была желательной, но не обязательной. Это решение принималось с учетом многих факторов, главенствующим из которых была благосклонность родителей. Церковь не одобряла браки между людьми с большой разницей в возрасте, а также состоящих в родственной связи. Девственность невесты не была обязательным условием для вступления в брак, как пишет историк и правовед Н. Тарусина. Но семье мог быть назначен штраф, если было установлено, что девушка замуж пошла нечиста.

Что могло помешать созданию семьи

Причины, препятствующие вступлению в брак — это значительные физические изъяны (хромота, уродство), болезненность, глухота. Но нередко случалось, что и привлекательным здоровым людям было сложно найти пару. Так происходило из-за переборчивости, когда девушка отказывала женихам, считая их недостойными. А между тем время играло не в ее пользу, да и потенциальные женихи начинали думать, что попытки посвататься тщетны. И постепенно девушка становилась так называемой перестаркой, жениться на которой было вовсе не престижно.

semiya_03 (700x393, 167Kb)
Художник Николай Петров. Смотрины невесты, 1861 г.


«Холостой — полчеловека»

Мужчина, который не обзавелся женой, не считался полноправным членом крестьянского сообщества. К нему никто не относился серьезно, он был в глазах односельчан «малым», даже в зрелом возрасте после 30 лет. Ни в семье, ни на сходе к его голосу не прислушивались.

Не было зазорным среди односельчан в шутливой форме предположить, почему невесты его обошли вниманием, бесцеремонно перечисляя догадки о физических изъянах.

«Старая девка — семейная язва»

Многие сельские девушки, не смотря на сложности семейной жизни, предпочитали выйти замуж за парня с недостатками, но без промедлений. Пугала участь заработать репутацию излишне переборчивой невесты, которая тратит драгоценное время впустую. Каждый лишний год, проведенный в девичестве, делал реальнее перспективу стать вековухой (перестаркой, домовухой, браковкой).

Такая репутация снижала вероятность удачного замужества, так как считалось зазорным звать замуж перестарку. На такое решались лишь те парни, которые и сами имели изъяны — плохой род, физические недостатки, бедность. Можно было выйти за вдовца, но зачастую девушки их побаивались, так как считалось, что преждевременная смерть жены наступала не без помощи мужа или все всем виною родовое проклятие.

Старых дев особо не притесняли в отчем доме, иногда они даже занимали роль большухи в доме, если демонстрировали ловкость и предусмотрительность в хозяйственных делах. Но в случае неурядиц или имущественных споров решение принималось вовсе не в интересах вековух. Их жалобы в суде и на сельском сходе всерьез не воспринимались.

Отношение крестьянского сообщества к старым девам было неоднозначное — их боялись, уважали за сексуальное воздержание и осуждали за противодействие привычному укладу жизни.

semiya_05 (700x690, 242Kb)
Художник Михаил Нестеров, 1887 г.

Строго воспрещалось старым девам принимать роды, участвовать в свадебных обрядах. Но вековухи были важным элементом других ритуальных действ. Например, наряду с вдовами и пожилыми женщинами старые девы принимали активное участие в ритуале опахивания — суть его в том, чтобы не дать проникнуть в селение опасным для скота инфекционным заболеваниям. Женщины впрягались в соху и проводили борозду вокруг села. Считалось, что это надежная защита от падежа скота. Также вековухи нередко становились знахарками, их помощь была востребована на погребальных обрядах.

А смерть самой старой девы оформлялась, как свадьба, пишет историк З. Мухина. Таким образом односельчане помогали выполнить прижизненную женскую задачу в символической форме. Могли даже выбрать суженого для супружеской жизни на том свете.
Источник




Спасибо за ваши комментарии!
Рубрики:  • живопись/российские художники
• интересные факты/люди


Процитировано 14 раз
Понравилось: 27 пользователям

таила   обратиться по имени Пятница, 03 Ноября 2017 г. 07:27 (ссылка)
Спасибо Аля! Интересно, хотя если быть честным то дикие тогда были нравы!
Чудесная подборка картин!
Всего доброго!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 03 Ноября 2017 г. 10:19ссылка
Добрый день, Наталья!
Хорошо, что мы живём сейчас, а не в то время.
Я, когда вышла замуж, жила в семье мужа. Жили большой дружной семьёй в двухкомнатной квартире, пока не получили свою квартиру.
Спасибо за комментарий!
Всего хорошего!
inessalatsinnik   обратиться по имени Пятница, 03 Ноября 2017 г. 08:11 (ссылка)
Интересно!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 03 Ноября 2017 г. 10:21ссылка
Добрый день!
Спасибо за комментарий!
Всего Вам хорошего!
Селия   обратиться по имени Пятница, 03 Ноября 2017 г. 14:41 (ссылка)
Большое спасибо! Очень интересно! Обязательно расскажу своим ученицам. Ведь они так мало знают об этом! А в школе сейчас свистопляска и с учебниками, и с молодыми преподавателями. И маловато мудрых, опытных учителей...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 03 Ноября 2017 г. 15:11ссылка
Добрый день!
Я жизнь прожила, а не думала, что так раньше было в крестьянских семьях.
Спасибо за комментарий и за цитирование!
ЛГП   обратиться по имени Пятница, 03 Ноября 2017 г. 20:30 (ссылка)
Спасибо, интересно, да...нравы!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 04 Ноября 2017 г. 07:59ссылка
Доброе утро!
Спасибо за комментарий и за цитирование!
Приятных выходных!
ЖарПеро   обратиться по имени Суббота, 04 Ноября 2017 г. 08:55 (ссылка)
Очень интересно! Спасибо. Доброго дня!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 04 Ноября 2017 г. 08:57ссылка
Добрый день!
Спасибо за визит и за комментарий!
Всего Вам хорошего!
Валентина-л   обратиться по имени Понедельник, 06 Ноября 2017 г. 11:54 (ссылка)
Спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 06 Ноября 2017 г. 12:29ссылка
Я жизнь прожила, а не думала, что так раньше было в крестьянских семьях.
Спасибо за комментарий и за цитирование!
титовна   обратиться по имени Понедельник, 06 Ноября 2017 г. 14:47 (ссылка)
Благодарю.Понравилось. С интересом прочла и немного поговорили на эту тему.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 06 Ноября 2017 г. 17:57ссылка
Добрый вечер!
Спасибо за визит и за комментарий!
Всего Вам хорошего!
rosavetrov   обратиться по имени Среда, 20 Декабря 2017 г. 17:07 (ссылка)
Интересные у тебя посты, Аленька! И темы такие злободневные, и живопись хорошо подбираешь! Многое полезно нашей молодёжи знать, они читают мало, другие интересы у них. Спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 20 Декабря 2017 г. 20:21ссылка
Я жизнь прожила, а не думала, что так раньше было в крестьянских семьях.
Спасибо за добрые слова и за комментарий!
Provincialnaya_dama   обратиться по имени Среда, 20 Декабря 2017 г. 23:14 (ссылка)
Великолепный пост! Цитирую с благодарностью.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 21 Декабря 2017 г. 05:17ссылка
Доброе утро!
Спасибо за визит, за комментарий и за цитирование!
Приятного дня!
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку