История шедевра. |"Поцелуйный обряд" Художник Константин Маковский. |
К. Е. Маковский (1839-1915). Поцелуйный обряд (Пир у боярина Морозова), холст, масло 330 x 500 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Константин Егорович Маковский (1839-1915) – один из самых крупных живописцев и портретистов России 19 века, член творческого объединения передвижных художественных выставок, автор жанрово-исторических произведений, человек большого таланта и мастерства.
В 1880-1890-е годы Маковский часто обращался к русской истории 17 в., написав целый ряд пышных "боярских пиров" и "свадеб".
Благодаря обилию бытовых подробностей, антикварной красоте антуража, "благородным" цветам, приведенным в единство общим золотистым тоном, эти произведения пользовались неизменным успехом, как в России, так и на международных выставках.
Свою знаменитую картину "Поцелуйный обряд" художник К.Е. Маковский написал в 1895 году на сюжет исторического романа Алексея Константиновича Толстого «Князь Серебряный» (1863), посвященном эпохе Ивана Грозного (1547-1584).
Писатель описывает «поцелуйный обряд» в доме опального боярина Дружины Морозова, согласно которому его молодая жена Елена обязана была выйти к гостям — посторонним мужчинам — в праздничном одеянии и поднести каждому гостю на подносе чарку вина:
«Когда Елена обошла всех без изъятия, Морозов, пристально за ней следивший, обратился к гостям:
— Дорогие гости, — сказал он, — теперь, по старинной русской обыклости, прошу вас, уважили б вы дом мой, не наложили б охулы на мое хозяйство, прошу вас, дорогие гости, не побрезгали бы вы поцеловать жену мою!.. Дмитриевна, становись в большом месте и отдавай все поцелуи, каждому поочередно!
Гости благодарили хозяина. Елена с трепетом стала возле печи и опустила глаза.
— Князь, подходи! — сказал Морозов Вяземскому.
— Нет, нет, по обычаю! — закричали гости, — пусть хозяин поцелует первой хозяйку! Пусть будет по обычаю, как от предков повелось!..»
Затем гости выходили из за стола к дверям, кланялись жене, целовали её, пили вино, опять поклонялись и садились по местам, а жена удалялись на женскую половину.
Этот обряд, подтверждал все рассказы о затворничестве русских женщин, о раздельности древнерусского общества на особые половины, мужскую и женскую; вместе с тем показывает, что личность замужней женщины, хозяйки дома, приобретала для дружеского домашнего общества высокий смысл домодержицы и олицетворяла своим появлением и угощением самую высокую степень гостеприимства.
В этом обряде выразилась также чисто русская форма уважения к женской личности вообще, ибо земные поклоны, были первозданною формою наиболее высокого чествования личности.
Дочери-девицы никогда на подобные церемонии не выходили и никогда мужчинам не показывались.
Источник
Рубрики: | • живопись/российские художники • история создания шедевров/картины российских художников |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |