-Рубрики

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Алевтина_Серова

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.12.2012
Записей: 7437
Комментариев: 174543
Написано: 272904


История одного шедевра: "Портрет четы Арнольфини" художника Яна ван Эйка.

Среда, 18 Января 2017 г. 13:24 + в цитатник
Jan-Van-Eyck (267x366, 32Kb)
Jan van Eyck (Ян ван Эйк)

Родился около 1385 или 1390 г. — умер 1441 г.

Фламандский живописец раннего Возрождения, мастер портрета,
автор более ста композиций на религиозные сюжеты.


"Портрет четы Арнольфини"— картина со сложной судьбой. Она переходила из рук в руки, на какое-то время была всеми забыта, а в современных реалиях (во многом благодаря портретному сходству сами знаете с кем) вновь оказалась на хайпе.


Что мы знаем о Яне ван Эйке и какие послания он зашифровал в первом парном портрете, известном в европейской живописи?

 (511x700, 59Kb)
Портрет четы Арнольфини, 1434, Национальная галерея, Лондон


Сюжет
Главная прелесть картины — мы не можем с абсолютной уверенностью сказать, кто и при каких обстоятельствах на ней изображен. Если не погружаться в подробности расследований, которые проводили многочисленные искусствоведы, основная версия, у которой больше всего сторонников, — Ян ван Эйк изобразил купца Джованни ди Николао Арнольфини с женой.


Мы не знаем, какой момент из жизни четы запечатлен. По одной версии, — бракосочетание: Джованни сложил пальцы так, как это происходило во время произнесения клятвы; в отражении зеркала на стене видны двое — свидетели обряда; мужчина и женщина одеты празднично и богато.

По другой версии, портрет написан уже после смерти женщины. Джованни ди Николао в 1426 году взял в жены 13-летнюю Констанцу Тренту. Ее мать Бартоломея в письме от 26 февраля 1433 года, адресованном Лоренцо Медичи, сообщает о смерти Констанцы. Погасшая свеча в люстре над женщиной трактуется как еще одно доказательство того, что картина была написана после смерти дамы.

Ян ван Эйк первым в Европе написал парный портрет

Противники гипотезы о том, что на картине изображено бракосочетание, указывают на то, что у героев не на те руки и не на те пальцы одеты кольца. Плюс рукопожатие не характерно для свадебных церемоний.

Кстати, есть гипотеза, что на картине ван Эйк изобразил себя с супругой Маргаритой. В пользу этого исследователи указывают на портретное сходство изображенной дамы и жены художника, а также на статуэтку святой Маргариты (изображена над кроватью) — она якобы намекает на имя героини. Плюс жена ван Эйка родила в тот же год, что было написано полотно.

Одеты герои богато, по последней моде Северной Европы, которая во второй четверти XV века отличалась изрядной экстравагантностью. Взять хотя бы головные уборы. Что и говорить, красота — страшная сила.

Кажется, что женщина беременна: живот увеличен, она стоит, отклонив корпус назад и положив руку на живот. Однако если посмотреть на дам на других портретах того времени, то покажется, что беременна если не каждая, то половина из них. Было модно тогда принимать позу, отклонив корпус назад и выставив живот вперед, — так называемая готическая кривая. Да и рука, лежащая на животе, может быть символом женского начала.

Герои изображены в праздничной одежде, но в простом интерьере. Последний, скорее всего, выдуман ван Эйком: он собрал его из фрагментов, увиденных в других домах и выдуманных им самим. Получилось пространство, наполненное символами.

Собачка — признак благосостояния, символ верности и преданности. Фрукты (по одной версии, апельсины, по другой, — яблоки) могут говорить как о достатке семьи, так и символизировать чистоту и невинность. Вишня за окном — пожелание плодовитости в браке. Красный альков справа — символ брачного чертога и классический атрибут сцен Благовещения, Рождества Христова и Рождества Богородицы. Женщина стоит около постели, что подчервикает ее роль хранительницы очага. Мужчина изображен у открытого окна, что говорит о его связи с внешним миром.

Пара — представители зажиточного бюргерства, о чем говорит их одежда. Платье с таким впечатляющим шлейфов невозможно было носить без посторонней помощи.

Контекст
Арнольфини были большой купеческой и банкирской семьёй, имевшей в то время отделение в Брюгге. И ван Эйк, живший на момент написания картины, в том же городе, вполне мог получить этот заказ. А мог и сам подарить по дружбе. Могли ведь дружить зажиточные бюргеры и художник.

По одной из версий, на картине изображен сам художник с женой.

Почти фотографическая точность — результат экспериментов с оптическими приборами. Предположительно, ван Эйк с помощью вогнутого зеркала обводил перевёрнутые проекции изображаемых предметов на основе картины или даже нанося по проекции краски. У этой гипотезы есть как сторонники (которые указывают на ошибки в перспективе), так и противники (которые отмечают, что в то время найти оптический прибор необходимого диаметра было чрезвычайно затруднительно)

Реализм подкреплен еще и техникой. Ван Эйк работал маслом, что для его времени было новаторством. Благодаря свойствам масляных красок, можно наносить несколько слоев и вкупе с игрой света и тени создавать иллюзию трехмерного пространства.

Ван Эйк был чуть ли не первым, кто подписал свое полотно. Правда, и тут не обошлось без загадок. Во-первых, подпись указана не скромно в нижнем углу, а на хорошо видном месте между люстрой и зеркалом. Вместо классической фразы «полотно написано тем-то» художник написал «Ян ван Эйк был здесь», подкрепляя версию того, что он — один из свидетелей, изображенных в отражении зеркала.

Судьба художника
Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. Предположительно, он появился на свет на севере Голландии в конце XIV века. Как держать кисть в руках и основам художественного ремесла его обучил брат. Когда пришла пора самому зарабатывать на хлеб, Ян отправился в Гаагу, где начал строить карьеру при дворе графов. Надо сказать, что его весьма ценили, и без заказов он не сидел. Между 1425-м и 1430-м ван Эйк немало путешествовал по Европе, встречался с коллегами по цеху, что называется. Примелькавшись в европейском культурном сообществе, ван Эйк осел в Брюгге, где и провел остаток дней.

«Портрет четы Арнольфини» — одна из самых растиражированных работ художника. Однако великим называют другое его творение — Гентский алтарь. Только представьте размах: 24 панели, на них — 258 фигуру, максимальная высота — 3,5 метра, ширина в раскрытом виде — 5 метров. И все — о поклонении, апостолов, пророков, праотцов, мучеников и святых Агнцу, символизирующему Христа.

(700x512, 134Kb)

Скончался Ян ван Эйк в 1441 году. В эпитафии скромно и со вкусом описан его жизненный путь: «Здесь покоится славный необыкновенными добродетелями Иоанн, в котором любовь к живописи была изумительной; он писал и дышащие жизнью изображения людей, и землю с цветущими травами, и все живое прославлял своим искусством…».
Источник




Спасибо за ваши комментарии!

Серия сообщений "нидерландские художники":
Часть 1 - Художник Kitty Meijering. Танец – постоянное движение
Часть 2 - Светлая, воздушная живопись художника Willem Haenraets.
...
Часть 5 - Сто пословиц на одной картине. Художник Питер Брейгель Старший. "Нидерландские пословицы".
Часть 6 - Нидерландский художник-акварелист Marina Kulik.| Пути жизни.
Часть 7 - История одного шедевра: "Портрет четы Арнольфини" художника Яна ван Эйка.
Часть 8 - Нидерландский живописец Хендрик Аверкамп. Зимние пейзажи с пёстрыми фигурками конькобежцев.
Часть 9 - Обман зрения и эффект иллюзорной реальности на полотнах художника Кенне Грегуара.
Часть 10 - Нескучная старость, или счастливый Новый год. Художник Marius van Dokkum.

Серия сообщений "картины зарубежных художников":
Часть 1 - История одного шедевра | "Менины" испанского художника Веласкеса.
Часть 2 - История одного шедевра: "Портрет четы Арнольфини" художника Яна ван Эйка.
Часть 3 - Шедевр с маленьким изъяном.| Бар в "Фоли-Бержер" - Эдуард Мане.
Часть 4 - История одной картины: Лоуренс Альма-Тадема "Наводнение в Бисбосе".| Как кот спас младенца во время наводнения и вошёл в историю.
...
Часть 27 - Художник Жан Франсуа Милле. Весна. Описание картины в прозе и стихах.
Часть 28 - Художник Жюль Бастьен-Лепаж "Деревенская любовь." Описание картины в прозе и стихах.
Часть 29 - Норвежский художник Ханс Даль. Альпийский пейзаж с пастушкой и козами. Описание картины в стихах и прозе.

Рубрики:  • живопись
• история создания шедевров


Процитировано 10 раз
Понравилось: 18 пользователям

таила   обратиться по имени Среда, 18 Января 2017 г. 17:42 (ссылка)
Спасибо Аля! Интересно! С Праздником!
Пусть день Крещения великий
Вам только благодать сулит.
Пусть счастье будет многоликим,
Пусть справедливость победит,

Пусть воцарятся мир и радость
В семье, работе и делах.
Пускай божественная благость
Поможет в жизни и мечтах!
Ответить С цитатой В цитатник
olychca   обратиться по имени Среда, 18 Января 2017 г. 22:38 (ссылка)
Алевтина_Серова, Спасибо большое! Очень интересный пост, мне очень понравилось!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 19 Января 2017 г. 07:29ссылка
Спасибо за добрые слова и за комментарий!
Всего хорошего!
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку