Премьера нового "Лебединого озера" в Перми. |
Премьера в Пермском театре оперы и балета: публике представили обновленный балет "Лебединое озеро" в редакции главного балетмейстера театра Алексея Мирошниченко. Большой балет образца последней декады позапрошлого века на современной сцене.
П.И.Чайковский - Тема Лебедя из балета Лебединое озеро
«Лебединое озеро» не сходит с Пермской сцены вот уже более 80 лет. Впервые пермские зрители увидели его 20 октября 1931 года. Премьеру подготовила балетмейстер Ольга Чаплыгина. Впоследствии этот балет возвращался в репертуар в хореографическом пересказе Александра Монковского (1935), Георгия Язвинского (1940 и 1952), Ольги Тарасовой (1956), Ксении Есауловой (1962), Марата Газиева (1965), Николая Боярчикова (1973) и других балетмейстеров. С 2005 года «Лебединое озеро» идет в редакции Наталии Макаровой.
Алексей Мирошниченко – о новом «Лебедином озере»
– «Лебединое озеро» хоть и самый классический балет из всех классических, однако имеет множество версий и редакций, пожалуй, как ни один другой.
Для того чтобы спектакль жил, а тем более классический, его нужно обновлять.
– Если говорить о хореографической части, то есть эстетические вещи, может быть, даже не характерные для меня. Известно, что у Петипа в его «Лебедином озере» был вальс с табуретами. Вот и я решил сделать вальс с табуретами и поставил его. Это не реставрация, никакого описания не сохранилось, это целиком авторская хореография. Кстати, у Петипа все время присутствуют цветы, подставки, табуреты. На них можно встать, сесть, и это дает возможность использовать в танце разные визуальные уровни.
– На сцене будут белокаменные стены. Понимаю, что это несколько неожиданно. Когда мы говорим о западноевропейских замках, мы всегда представляем их темными, но когда их строили, они были светлыми.
Герои и основная линия у меня остались привычными: принц Зигфрид встречает Одетту, которую заколдовал Ротбарт, влюбляется в нее и так далее. Нетрадиционно то, что у меня все вокруг принца вертится, а Ротбарт – это сатана, злой гений, который охотится за душой принца. Душа Одетты заключена между жизнью и смертью, поэтому она в образе лебедя. Это то темное животное, символизирующее пограничное состояние.
В моем спектакле Ротбарт появляется с самого начала, он присутствует уже в увертюре, в прологе, когда принц находится у себя в опочивальне.
Он является принцу в ночных кошмарах, руководит им, направляет его на озеро. Но при этом Ротбарт не альтер-эго принца, а совершенно отдельная темная сила. Ротбарт предлагает все царства мира принцу, лишь бы он нарушил клятву. Принц нарушает клятву и все заканчивается печально.
В традиционной версии Одетта гибнет в волнах озера, но у нас на сцене никаких волн и никакого потопа не будет – Одетту заклевывают черные лебеди, а принца убивает Ротбарт, слишком не равны их силы. Друзья оплакивают его в конце спектакля, а в этот момент души Одетты и принца уносятся в храм вечной любви. Здесь, конечно, идет поэтизация смерти, но такой стиль – романтизм, там всегда все заканчивается трагически и никак иначе.
В традиционных версиях «Лебединого озера» основное внимание уделено Одетте-Одиллии. Ее образ прописан достаточно подробно, а принц где-то на втором плане, даже в сцене его дня рождения. Он появляется на озере и танцует па-де-де и еще одно, так называемое «черное па-де-де», вот и все. В партии Одетты я мало что изменил: для нее поставлен заново лишь последний акт. А принц в моем балете действительно много танцует, и временами его партия выходит на первый план. Соответственно, и в первой картине первого акта, и во втором акте появилось много нового. Я также добавил русский танец и сделал коду характерных танцев, которая предвосхищает коду принца. Солистам это очень понравилось, у них появилась возможность перевести дыхание между выходами. Как уже говорил, третий акт абсолютно новый, и совершенно по-другому раскладывается и финальная мизансцена. История у нас получилась сложная, и далась она мне большим трудом.
Пачки «лебедей» изготовлены по старинным образцам конца XIX века и обшиты настоящими перьями. А самое главное - из нового «Лебединого» «уволили» легендарную пачку-блин. За излишнюю откровенность.
Видео: Балет "Лебединое озеро"
на сцене Пермского театра оперы и балета имени П.И.Чайковского.
Новое «Лебединое озеро» уже собираются выдвинуть на соискание премии «Золотая маска».
Сайт театра
Фото Антона Завьялова
Серия сообщений "театры, концерты":
Часть 1 - Фотограф Юрий Чернов. Лебединое озеро.
Часть 2 - Александр Таранов и Ксения Барбашева - лучшая пара проекта "Большой балет".
...
Часть 20 - Балет "Лебединое озеро". Пермский театр оперы и балета. Фото, видео.
Часть 21 - Балет "Зимние грёзы". Пермский театр оперы и балета.
Часть 22 - Премьера нового "Лебединого озера" в Перми.
Часть 23 - Премьера. "Большой балет" на телеканале "Культура".
Часть 24 - Большой балет на телеканале "Культура". Видео (5) от 16 января.
...
Часть 36 - В Перми сыграли легендарную "Ленинградскую симфонию" Шостаковича. Дирижер Теодор Курентзис.
Часть 37 - Балет "Баядерка". Пермский театр оперы и балета. Фото, видео.
Часть 38 - Балеты Михаила Фокина. Пермский театр оперы и балета. Фото, видео.
Рубрики: | • пермь-пермский край • танец |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |