-Рубрики

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Алевтина_Серова

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.12.2012
Записей: 7420
Комментариев: 174360
Написано: 272695


Гладиаторы. Смерть или слава?

Среда, 03 Июля 2013 г. 11:14 + в цитатник
Жан-Леон Жером. Pollice Verso.
Художник Жан-Леон Жером. "Pollice Verso"

Гладиаторы были не столько жертвами, сколько «шоуменами»

Социальный статус гладиаторов был не выше, чем у рабов, но отнюдь не все они томились в кандалах, ожидая, когда их плетями погонят умирать на арене. Многие из них считались в те времена своего рода «звездами» и «спортивными знаменитостями» — со своими «фан-клубами» и популярными прозвищами

Разгар боя. Эта мозаика из виллы около Злитана (Ливия) показывает, что схватки гладиаторов не были беспорядочной резней. Фигуры в белых туниках — рефери. Тот, что справа, решает судьбу бойца, который поднял палец, признавая свое поражение. Левый останавливает гладиатора, занесшего меч над упавшим противником.


Голливуд подарил нам яркое представление о гладиаторских боях. Это были крова­вые оргии, в которых несчастные против своей воли убивали друг друга на цирко­вых аренах, развлекая жадную до хлеба и зрелищ публику. «Идущие на смерть приветствуют тебя», - кричали гладиаторы сильным мира сего перед началом очередной трагедии.

На самом деле эти бои, хотя и были кровавыми, вовсе не обязательно кончались гибелью одного из противников. Происходили скорее тщательно сре­жиссированные поединки под внимательным наблюдением рефери — что-то вроде современных боксерских боев, только с оружием. Особенно эффектные удары, выпады и защита вызывали одобрительный рев зрителей. Вопреки мрачным словам приветствия, многие из проигравших на следующий день снова выходили на арену.

Конечно, сражаясь, гладиаторы рисковали жизнью. Однако опасные элементы свойственны многим видам спорта — они повышают их зрелищность. По мнению профессора Фрица Кринцингера из Австрийского археологического института, гладиаторы в этом смысле напоминали автогонщиков — были своего рода «Шумахерами Древнего мира». Каждое их выступление сопровождалось риском, и они шли на него осознанно — ради спортивной славы.

Судя по восторженным граффити на стенах домов в Помпеях, мускулы и отвага гладиаторов не оставляли равнодушными зрительниц. Надписи типа «Селад-фракиец, по тебе сохнут все девушки» достаточно характерны. Судя по таким «сценическим псевдонимам» бойцов, как Эрот и Нарцисс, антрепренеры (ланисты) старались подчеркнуть их сексапильность. Поэт-сатирик Ювенал (ок. 60 — ок. 127) потешался над знатной дамой, сбежавшей от мужа с гладиатором:

«У него было много достоинств: шрам, оставленный шлемом, огромный жировик на носу. Но женщинам особенно нравился его клинок».

Не все считали сексуальность гладиаторов предметом для шуток. Император Август, похоже, ее опасался: он разрешал женщинам следить за своими кумирами только с задних рядов амфитеатра.

Охрана труда

Первые изображения гладиаторских боев датируются IV веком до н.э. В сле­дующие столетия их популярность росла. К началу I века н.э. это зрелище по­стоянно предлагали до 186 амфитеатров по всей Римской империи.

Раскопки гладиаторского кладбища в Эфесе (Турция) позволили ближе познакомиться с теми, кто дрался на местной арене в 200-300 н.э. На костях видны следы различных травм. Три отверстия в черепе явно оставлены боевым трезубцем. Некоторые погибли от удара мечом в горло. Однако останки демонстрируют и качество оказывавшейся бойцам медицинской помощи. Например, перелом одного предплечья зажил почти бесследно: это говорит о долгом реабилитационном периоде с физиотерапевтическими процедурами.

Документы подтверждают, что гладиаторы пользовались услугами частных врачей и массажистов. В Эфесе эти специалисты могли быть учениками великого медика, грека по национальности, Галена (ок. 130 — ок. 200), родившегося и некоторое время лечившего гладиаторов недалеко от Эфеса — в Пергаме.

Слишком ценный товар

Организаторы боев заботились о гладиаторах как на арене, так и за ее пределами. Хорошо обученный боец стоил дорого, зато делал сборы. Его гибель чувствительно била по карману, поэтому арендаторы цирков придирчиво следили за каждой схваткой, заранее договариваясь с рефери, кого из проигравших следует пощадить. Отчеты о результатах матчей говорят, что ветераны арены обычно покидали ее живыми, независимо от исхода встречи.

Вопреки общеизвестному мифу, участь побежденного решалась не толпой и не заказавшим зрелище вельможей. Учитывались прежде всего финансовые интересы ланист — антрепренеров, покупавших или нанимавших бойцов, чтобы сдавать их «напрокат» организаторам представлений.

Ланистам принадлежали гладиаторские школы с опытными тренерами. Ученики соблюдали строгую дисциплину и занимались интенсивной физической подготовкой, развивающей силу и выносливость. Для наращивания веса их держали на богатой белками и углеводами диете из бобовых и перловки. Результаты всех выступлений аккуратно записывались: цена каждого бойца зависела от его успехов на арене.

Каждый ланиста был кровно заинтересован в исходе поединков своих гла­диаторов и наверняка со своей стороны давил на рефери, подсказывая, кому из бойцов сохранить жизнь или даже когда объявить ничью, чтобы избежать лишнего травматизма.

Рефери контролировал ход встречи и ее результат, одновременно стараясь угодить зрителям. Раундов не было, но, если схватка затягивалась, он мог объявить перерыв. Он же прекращал поединок, время которого официально ничем не ограничивалось. Гладиатор мог

сдаться, бросив щит и меч или подняв руку с вытянутым указательным пальцем. Если он дрался храбро и капитулировал лишь ввиду явного превосходства противника, зрители трясли краями одежд и кричали: «Миссио!» («Пощадить!»). Если же побежденный не показывал себя с лучшей стороны, он мог дождаться рева: «Югуло!», т.е. «Перерезать горло!».

Последнее слово могло остаться за политиком или вельможей, оплатившим представление, однако, стремясь удовлетворить кровожадных сограждан, он не забывал и о финансовой стороне дела. За каждого убитого надо было платить ланисте. Один историк, проанализировав результаты 100 прошедших в I веке гладиаторских поединков, обнаружил, что из 200 их участников погибли лишь 19.

За что боролись


Кроме того, спонсоры игр не любили разбрасываться ценными кадрами. Писатель Светоний сообщает, что Юлий Цезарь, проплатив бои в честь своей дочери Юлии, «приказал насильно спасать и сохранять для него известных гладиаторов, не снискавших своими выступлениями благосклонности народа». Если верить тому же Светонию, император Нерон, несмотря на свою репутацию кровожадного тирана, распорядился во время игр на Марсовом поле вообще обойтись без трупов. Иными словами, гладиаторы, по крайней мере самые искусные и популярные, пользовались своего рода неприкосновенностью.

Победителя же ожидали ценные призы. После боя он поднимался по ступеням к «правительственной ложе», где получал символический пальмовый лист и мешок денег, которыми распоряжался по своему усмотрению, даже если был рабом. Особо отличившимся надевали лавровый венок.

Все это высоко ценилось бойцами, большинство из которых относилось к низам общества — рабам, преступникам, военнопленным. Однако некоторые гладиаторы были добровольцами -аукторатами. Они могли отказаться от боя, уплатив неустойку, но не имели права занимать государственные должности.

В общем, несмотря на все тяготы и опасности гладиаторской жизни, в ней было немало плюсов. Бойцов, умевших превращать поединок в захватывающее зрелище, ждали слава, богатство и свобода.

Игра на публику

Цирковые игры растягивались на целый день и шли по определенному сценарию. Обычно сначала инсценировалась охота на диких зверей. Потом во время обеденного перерыва на арене казнили преступников — различными способами, включая пожирание львами. За этим кровавым зрелищем, высоко ценимым римской публикой, следовало чисто атлетическое или танцевальное представление, а то и комедийная интермедия.

После обеда под барабанную дробь и фанфары на арене впервые появлялись гладиаторы в богато украшенных доспехах. В программках подробно перечислялись достоинства всех бойцов, прежде всего их победы и почетные звания. Потом гладиаторы разогревались и демонстрировали свои таланты, сражаясь тупым или деревянным оружием. Очевидно, они в полной мере использовали этот шанс, чтобы произвести впечатление на публику и заручиться ее поддержкой. Их хорошо отрепетированная разминка наверняка напоминала киносхватки с участием Ван Дамма — публика то и дело ахала и взрывалась аплодисментами.

Потом начинались собственно бои. Обычно это была серия дуэлей со строгими правилами. Рефери имел право разнять соперников и развести их на исходные позиции. Как правило, до конца дня проходило 12-15 таких поединков.
Источник.


Спасибо за ваши комментарии!
Рубрики:  • интересные факты/люди
• живопись


Процитировано 1 раз
Понравилось: 6 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку