-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Говорящая_Собака_Чау

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.12.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 17598


Что такое нин-дзюцу?

Вторник, 24 Февраля 2015 г. 13:38 + в цитатник

 Образ ниндзя в чёрном обтягивающем костюме,  пришел к нам из кукольного театра бунраку. Кукольник находился прямо на сцене в чёрном одеянии, а зрители его «не видели».  Этот прием был перенесен в театр кабуки:  «человека-невидимку» одевали в костюм кукольника.

Днём ниндзя носили повседневную одежду, позволяющую слиться с толпой. Ночные костюмы ниндзя имели красновато-коричневые, пепельные, желтовато-коричневые или тёмно-серые оттенки. Именно эти оттенки позволяли полностью слиться с ночной мглой. Костюм ниндзя имел мешковатые очертания.

BwIh_ZdIcAAi0zg.jpg large (377x700, 248Kb)

Кацусика Хокусай. Ниндзя

 

источник

Горбылев Алексей

Путь невидимых. Подлинная история нин-дзюцу

 

Средневековые японские шпионы и диверсанты ниндзя и их загадочное профессиональное искусство нин-дзюцу относятся к наименее исследованным областям. История изучения этого феномена на западе не насчитывает и пятидесяти лет. Все началось с небольшой заметки в журнале «Ньюсуик» за 3 августа 1964 г. В ней автор рассказывал о волне ниндзямании, захлестнувшей страну Восходящего солнца, вкратце описывал сущность и методы нин-дзюцу, представлял последнего мастера этого загадочного искусства Фудзиту Сэйко. Заметка вызвала большой интерес у американских ученых. По свидетельству одного из крупнейших японских специалистов в области истории нин-дзюцу Ямагути Масаюки, в том же 1964 г. из Гарвардского и Калифорнийского университетов, а также университета г. Гонолулу, Гавайские острова, в Японию поступили запросы о предоставлении материалов о ниндзя. 

Именно после этой заметки в США начался бум ниндзя. Он был подстегнут многочисленными кинобоевиками о японских «невидимках», авантюрными романами и популярными рекламными книжонками многочисленных авторов. Спрос на информацию о ниндзя был колоссальный. И мощная американская индустрия с готовностью откликнулась на него...   «Популяризаторы» нин-дзюцу сумели найти приманку для «широких народных масс». Нин-дзюцу стало рекламироваться не столько как искусство шпионажа и разведки, сколько как учение о достижении гармонии с окружающим миром и реализации творческого потенциала человека. Соответственно и ниндзя превратились в носителей тайного знания, в членов «тайных кланов», озабоченных реализацией высоких религиозно-философских идеалов и гонимых за свои убеждения. Жаль только, что у этого впечатляющего мифа нет практически никакой реальной исторической основы, о чем пойдет речь далее.

zvezda-zv-6420 (700x429, 401Kb)

Подарочная упаковка к игре Samurai Battles, изображающая нападение ниндзя

 

 

 

 Японские источники, описывающие события XIV – XVII вв., пестрят упоминаниями о действиях ниндзя. Подчас среди них можно найти и детальные описания операций хитроумных лазутчиков. В этом плане значимы:

  • произведения жанра «воинских повестей» (гунки)
  •   дневники тех времен, например, «Тамон-ин никки» ("Дневник обители Тамон")
  • приказы по армии (по ним можно представить полную картину организации разведки в средневековой японской армии),  здесь следует выделить распоряжения Като Киёмасы, главнокомандующего японского экспедиционного корпуса в Корее во время Имджинской войны конца XVI в.
  •   свыше 50 наставлений по нин-дзюцу (сохранившиеся до нашего времени) например,  десятитомная «энциклопедия» «Бансэнсюкай» ("Десять тысяч рек собираются в море") и «Сёнинки» ("Книга об истинном нин-дзюцу")
  • несколько десятков родословных знаменитых семей ниндзя, их воспоминания, служебные отчеты, китайские трактаты, повлиявшие на формирование теоретической базы нин-дзюцу
  • образцы снаряжения и вооружения, дошедшие до наших дней

 

***

 Слово «ниндзя» записывается двумя иероглифами: «нин» (в другом прочтении «синобу») – 1) выносить, терпеть, сносить; 2) скрываться, прятаться, делать что-либо тайком); и «ся» (в озвонченной форме «дзя»; в другом прочтении «моно») – «человек». Существительное «синоби», образованное от глагола «синобу» означает: 1) тайное проникновение; 2) соглядатай, лазутчик, шпион; 3) кража.
   Слово «ниндзя» появилось лишь в ХХ в. Ранее его эквивалентом было иное прочтение тех же иероглифов – «синоби-но моно», буквально, «скрывающийся человек», «проникающий тайно человек». Так в Японии, начиная с XIV в., называли лазутчиков.

Задолго до того, как шпионов в Японии стали называть «синоби», в японском языке уже существовали многочисленные производные от глагола «синобу» слова со вполне «шпионскими» значениями: синобиёру – подкрадываться; синобииру – тайно проникать куда-либо; синоби-аруку – ходить крадучись; синобисугата-дэ – переодевшись, инкогнито, под чужим именем; синобиаси-дэ – на цыпочках, тихонько и т.д.

  В «Букэ мёмокусё» (термины самурайских родов) о синоби-но моно говорится:

«Синоби-но моно выполняют различные шпионские задания. Их называют еще „кандзя“ или „тёдзя“. Служба их заключается в том, чтобы тайно проникнуть в чужие провинции и узнать положение дел во вражеском стане или по временам, смешавшись с противником, вызнать его слабые места. Проникнув во вражеский лагерь, они пускают огонь, и еще в качестве [наемных] убийц убивают людей. Во многих случаях используются эти синоби. Называют их также „моно-кики“ („подслушивающие“), „синоби-мэцукэ“ („тайные агенты, цепляющие к глазам“) и т.д. Все это одна сторона их службы. Если с самого начала служебные обязанности их не оговорены, нет таких заданий, которые бы им не поручали. Служат в качестве синоби простолюдины, асигару (легко вооруженные воины низшего ранга), досин (полицейские стражники), раппа, сэппа и другие».

   А вот что говорится о синоби-но моно в «Этиго гунки» ("Воинская повесть провинции Этиго")(глава «О том, как Кагэтора послал армию к границе провинции Эттю и о возвращении ее в лагерь без боя»):

«В 5-й день 10-й луны того же года (1548) [Уэсуги] Кагэтора присвоил звание кикимоно-яку – „служащие слушателями“ – семерым приближенным слугам. Троих он послал в провинцию Каи, а [остальные] четверо поселились в [провинциях] Эттю, Ното и Кага. Кикимоно-яку – это такой вид [служащих], которых называют [еще] синоби-но моно, мэцукэ или „ёкомэ“ („косящие глаза“). Они ежедневно сообщают о государственной политике правителей других провинций, о поступках [их] чиновников и даже об обычаях простонародья. От них получают драгоценные знания о хороших и плохих делах [других] провинций».

   Еще один штрих к характеристике сущности синоби-но моно находим в историческом сочинении середины XV века «Ноти кагами» ("Последующее зерцало") :

«Что касается синоби-но моно, говорят, что происходят они из провинций Ига и Кога и с легкостью тайно проникают во вражеские замки. Они соблюдают тайну и известны лишь под псевдонимами. В Западной стране (т.е. в Китае) их называют „сайсаку“. А стратеги их зовут „кагимоно-хики“ („вынюхивающие и подслушивающие“)».

   Анализ этих цитат показывает, что синоби-но моно могли происходить из любого социального слоя. Это могли быть самураи, порой из знатных родов, горные отшельники ямабуси, буддийские монахи-воины сохэй, разбойники «гор и полей», дзи-дзамураи ( "Земельный самурай" - мелкий военный феодал), воры… Кого только среди них не было! Объединяли их два момента: во-первых, та специфическая функция, которую они выполняли в японском средневековом обществе – все они были тайными агентами, шпионами, разведчиками, а, во-вторых, владение необходимыми для выполнения этой функции навыками – методами шпионажа. Характерно, что «Ноти кагами» проводит параллель с китайскими шпионами.

   Все это в корне подрывает устоявшееся представление о ниндзя как особом социальном слое, «касте отверженных».

 

 «Тайные кланы»  

  Этот термин совершенно нелеп. Слово «клан» в русском языке имеет значение «род, родовая община». А посему возникает законный вопрос, как может быть род или семья «тайными»?

   Однако особенность развития шпионажа в Японии состояла в том, что на определенном этапе в ней появились семьи, зарабатывавшие на жизнь торговлей разведывательной информацией и поставкой профессиональных шпионов и диверсантов противоборствующим феодалам. Речь идет о нескольких десятках семей мелких земельных феодалов (госи) из провинции Ига и уезда Кога провинции Оми. Шпионаж был для них таким же бизнесом, как торговля горшками – разница только в товаре. 

 

О школах «нин-дзюцу»

  В литературе по нин-дзюцу имеет место совершенно дикая путаница в том, что означает слово «школа нин-дзюцу». В одной статье автор на двух страницах одним и тем же словом «школа нин-дзюцу» умудрился обозначить 4 (!) совершенно разных по сути явления, для обозначения которых в японском языке применяются разные термины. Отчасти это связано с непониманием сущности предмета обсуждения, отчасти с чрезвычайной широтой русского «школа».

  Итак, русским термином «школа нин-дзюцу» в текстах зачастую обозначают:

  • единую техническую традицию, обладающую теоретическим обоснованием и установленным техническим арсеналом, как правило, зафиксированным в специальных «каталогах» (мокуроку), японский термин – рю (точнее рюха или рюги), европейский аналог, например, – импрессионистская школа живописи
  • место, где проходят тренировки в воинском искусстве, японский термин – додзё
  • тайную организацию, занимающуюся шпионажем и располагающую агентурной сетью, японский термин – «химицу сосики» – «тайная организация» 
  • семью (клан), занимающуюся шпионажем и культивирующую рю нин-дзюцу,   японский термин – «нинкэ» – «семья ниндзя»

  

Очевидно, что ни рю, ни додзё в исторических событиях участвовать не могут, ибо первое есть чистое знание, а второе – строение. С другой стороны, прилагать термин «школа» для обозначения «секретной организации» или «семьи, практикующей нин-дзюцу» неправильно.
   Важно также отметить, что между нинкэ и химицу сосики знак равенства ставить ни в коем случае нельзя, так как несколько семей, практикующих нин-дзюцу, могли входить в одну и ту же секретную организацию, а секретные организации могли создаваться японскими князьями-даймё из своих собственных самураев без привлечения членов нинкэ.

***

Японские историки указывают, что как особое искусство нин-дзюцу сложилось не ранее конца XV в. Что оно собой представляло в период своего расцвета лучше всего показывает, пожалуй, знаменитая «энциклопедия» XVII в. по нин-дзюцу «Бансэнсюкай».  Автор этой книги дзёнин организации ниндзя из Ига Фудзибаяси Ясутакэ разделяет шпионское искусство на 2 основных раздела:

Ёнин («Светлое нин-дзюцу») и Иннин («Темное нин-дзюцу»). Ёнин – это уровень стратегии и тактики. Японские историки иногда называют этот раздел «дзуйно нин-дзюцу» – «нин-дзюцу головного мозга», поскольку в него входят методы организации шпионских сетей, анализа полученной информации, разработки долгосрочных стратегических планов на основе учета разнообразных факторов – политических, экономических, военных, географических и т.д., прогнозирование ситуации. Это уровень политика высшего эшелона, командующего армией и руководителя организации разведки и шпионажа – дзёнина.

  Иннин имеет дело с конкретными приемами добывания секретной информации. В него входят способы проникновения на вражескую территорию с использованием легенды, различные уловки для обмана бдительности стражи, приемы подслушивания и подсматривания, ускользания от погони и многое другое.

  Кроме того, в подготовку ниндзя входили и многочисленные вспомогательные навыки:

  • хэнсо-дзюцу (методы переодевания)
  • мономанэ-но дзюцу («искусство подражания» голосам и звукам)
  • суйэй-дзюцу (плавание)
  • хаягакэ-но дзюцу (скоростной марафонский бег)  

 Для эффективного выполнения заданий ниндзя использовали различные специальные инструменты (нинки, нингу): приспособления для подъема на стены, разнообразные плавсредства, воровской инструмент.  Несколько особняком стоит применение зажигательных смесей, взрывчатки и огнестрельного оружия – искусство ка-дзюцу, которому в «Бансэнсюкай» посвящен отдельный том. 

Характерно, что «Бансэнсюкай» не описывает никаких приемов рукопашного боя – ни с оружием, ни без него. Дело в том, что нин-дзюцу как искусство шпионажа имеет совершенно особую сферу применения и особые методы. Это отдельная дисциплина, не включающая в себя приемы поединка. Однако это вовсе не означает, что ниндзя вообще не изучали так называемые «боевые искусства» – фехтование мечом, копьем, стрельбу из лука, борьбу без оружия. Дело в том, что обучение во всех классических школах носило комплексный характер.  

   Таким образом, нин-дзюцу предстает как целостная система стратегического шпионажа и войсковой разведки, сложившаяся в Японии в конце XV – первой половине XVII вв.:

  •   тщательно разработанная теория 
  • богатый арсенал приемов
  • оригинальная методика подготовки агентов 
  • использование большого арсенала специальных технических средств 

    tumblr_mmxr73S7ny1s69ubmo1_500 (468x700, 421Kb)
    0_5001b_4e108adb_orig (500x672, 368Kb)

Гравюры Utagawa Kuniyoshi. Hino Kumawaka обдумывает план мести Нomma Saburo, ему удается осуществить свой план, и он избегает своих преследователей,  перепрыгнув ров с водой.*

 

 

*В списке «Тайхэйки» храма Сайгэн-ин сообщается, что синоби Кумавака проник в покои Хоммы Сабуро и убил его. Вопли Хоммы привлекли внимание слуг, но, когда они вбежали в его покои, было уже поздно – умирающий лежал посреди комнаты в луже крови, а сам убийца словно растворился в воздухе, чем поверг в изумление всех преследователей. Этот эпизод историки нин-дзюцу считают самым ранним описанием «работы» синоби.

 

Вехи истории

   Разумеется, такая система не могла родиться в одночасье. Потребовались столетия, чтобы из разрозненных приемов разведки, шпионажа, диверсий смогла развиться столь стройная система, особое искусство. 

   Что касается истоков нин-дзюцу, думается, искать их нужно во временах доисторических, так как многие разделы этого искусства: следопытство, маскировка, методы выживания в условиях дикой природы – по своему происхождению связаны с охотой. Со временем эти охотничьи уловки становились все более изощренными, а с началом столкновений между объединениями первобытных людей дали начало военному искусству, в котором различные хитрости заняли весьма почтенное место. 

Однако люди охотились и воевали во всем мире, но именно в Японии искусство шпионажа и военной разведки в период средневековья достигло наивысшего развития. Чем это объяснить? Думается, свою роль здесь сыграла целая совокупность разнообразных факторов: 

  •   говоря о географических факторах, нужно в первую очередь отметить близость великой цивилизации Китая. Почти каждый скачок в культурном развитии Японии был связан с усилением китайского влияния. Сказалось это влияние и в искусстве шпионажа.  Сложный горный рельеф, обилие речушек способствовали развитию методов малой войны – неожиданных нападений, засад, диверсий, предопределили исключительную важность личного мастерства воина, возникновение малочисленных, но чрезвычайно боеспособных отрядов, способных эффективно действовать в самых сложных условиях;
  •  к историческим факторам следует отнести, конечно же, существование в Японии особого военного сословия – самураев и сильную раздробленность страны в период средневековья. Господство самурайского сословия способствовало росту престижа военного дела и стимулировало развитие военного искусства во всех его формах. Раздробленность вела к постоянным конфликтам, войнам. К тому же, начиная с первой половины XIII в., в Японии начала складываться особая социальная прослойка наемников, жившая за счет войны. Именно из нее со временем и выделились нинкэ – семьи, сделавшие своим бизнесом шпионаж;
  •    немалое значение имели и особенности национальной психологии японцев. Особо нужно отметить два момента. Во-первых, это бережное отношение к наследию предков. Для японцев все, что связано с предками, священно. И подходят они к своему наследию как рачительные хозяева: все важное, полезное, значимое запомнят, освоят, отшлифуют и применят, когда надо. Некоторые японские историки считают, что именно в процессе такого отбора и фиксации различных военных хитростей уже в глубокой древности сложилась знаменитая система нин-дзюцу,  не  без заимствований  из Китая и Кореи. 

  

   Когда же нин-дзюцу стало искусством? Хотя некоторые легенды утверждают, что нин-дзюцу существовало с незапамятных времен, реальные исторические источники позволяют говорить о существовании нин-дзюцу как самостоятельного искусства не ранее второй половины XV – середины XVI в. Именно в этот период сложились крупнейшие школы Ига-рю и Кога-рю. А весь предыдущий период японской истории, по сути, можно рассматривать как период накопления знаний в области шпионажа, их осмысления и упорядочивания.

   В целом всю историю нин-дзюцу можно разделить на три важнейших периода:

  • период формирования (VI-XIV вв.) 
  • период расцвета (XV – первая половина XVII вв.) 
  • период упадка (вторая половина XVII-XIX вв.) 

 

***
c68a4492d3fcbaf90075eddba212e5a4 (484x700, 458Kb)

Utagawa Kunisada (Toyokuni III). Ishikawa Goemon, 1852
 

 

Исикава Гоэмон (Ishikawa Goemon) - один из излюбленных персонажей японского фольклора — разбойник и по совместительству ниндзя.  Он является крайне интересной исторической (или псевдоисторической) личностью, действительное существование которой до сих пор находится под вопросом.  О Гоэмоне существует большое количество сказок, легенд, театральных постановок, романов.

Серия сообщений "Путь невидимых":
Часть 1 - Что такое нин-дзюцу?
Часть 2 - У истоков нин-дзюцу
Часть 3 - Военная доктрина Сунь-цзы
Часть 4 - "Сунь-цзы" и стратагемы

Метки:  

Процитировано 3 раз
Понравилось: 6 пользователям

Leo_le_Sage   обратиться по имени Вторник, 24 Февраля 2015 г. 13:50 (ссылка)
Отличный, познавательный пост, Лена!
За ссылку спасибо, надо там побродить.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 24 Февраля 2015 г. 14:16ссылка
Наташа, спасибо за внимание! По ссылке полный текст книги, планирую процитировать из нее некоторые главы.
46279083 (90x100, 9Kb)
НАТО70   обратиться по имени Вторник, 24 Февраля 2015 г. 13:51 (ссылка)
Начиталась.....Очень интересно !!!!Спасибо,Лена!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 24 Февраля 2015 г. 14:19ссылка
Большое спасибо, Наташа!
46279083 (90x100, 9Kb)
KoshkaZosia   обратиться по имени Вторник, 24 Февраля 2015 г. 13:58 (ссылка)
Спасибо,очень интересно!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 24 Февраля 2015 г. 14:21ссылка
KoshkaZosia, спасибо за визит, внимание и цитирование! 46279083 (90x100, 9Kb)
Людмила_Констанденко   обратиться по имени Вторник, 24 Февраля 2015 г. 14:41 (ссылка)
.
0b1fe60f1b02f7f3902c69d3ebcc96a0 (450x450, 125Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 24 Февраля 2015 г. 15:14ссылка
Спасибо за внимание и цитирование, Людочка!46279083 (90x100, 9Kb)
Надежда-Ариана   обратиться по имени Вторник, 24 Февраля 2015 г. 16:31 (ссылка)

9щш (287x300, 215Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
mimozochka   обратиться по имени Столько интересного,познавательно! Вторник, 24 Февраля 2015 г. 20:46 (ссылка)
 (600x400,166Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 24 Февраля 2015 г. 23:37ссылка
Надюша, спасибо за визит и отзыв!46279083 (90x100, 9Kb)
Крылатая_Ника   обратиться по имени Вторник, 24 Февраля 2015 г. 21:48 (ссылка)
Спасибо ,Леночка,за интересный материал.Прочитала с удовольствием.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 24 Февраля 2015 г. 23:39ссылка
Аллочка, спасибо, рада твоему вниманию!46279083 (90x100, 9Kb)
НАДЕЖДАСИБИРЬ   обратиться по имени Пятница, 27 Февраля 2015 г. 12:02 (ссылка)
очень познавательно,читала с интересом и удовольствием,правда к именам трудно привыкнуть,также как и японцы к русским именам.спасибо за труд,Чаушка
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 27 Февраля 2015 г. 12:10ссылка
Спасибо за внимание и одобрение, Наденька!46279083 (90x100, 9Kb)
muza-105   обратиться по имени Пятница, 27 Февраля 2015 г. 12:27 (ссылка)
Спасибо,Лена,интересно,вижу - обширное исследование темы планируется,тогда может пригодиться:
http://vasi.net/community/boevye_iskusstva/2010/10/14/nindzja.html
ninja1 (485x624, 160Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
muza-105   обратиться по имени Пятница, 27 Февраля 2015 г. 12:32 (ссылка)
Оружие ниндзя - сюрикэн
37000000 (649x487, 88Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 27 Февраля 2015 г. 13:05ссылка
Маргоша, спасибо за пристальное внимание к моей теме!46279083 (90x100, 9Kb)
ВИНО_ИЗ_ЛИЛИЙ   обратиться по имени Пятница, 27 Февраля 2015 г. 14:02 (ссылка)
Мне очень нравится твоё, Леночка, умение глубоко работать с исходным материалом! Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 27 Февраля 2015 г. 20:50ссылка
Спасибо за то, что ты вникаешь, Лилечка! 46279083 (90x100, 9Kb)
ВИНО_ИЗ_ЛИЛИЙ   обратиться по имени Пятница, 27 Февраля 2015 г. 20:54 (ссылка)
Какой он клёвый! Я тоже клёвая - сползла с кресла, вела на колени и поклонилась взаимно)))))))))))))
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Вторник, 03 Марта 2015 г. 15:28 (ссылка)
Приветик, Чаушка!
Эвона какую ты монографию интересную затеяла!) И ведь действительно переворачивает наше устоявшееся мнение о ниндзях.
Будем ждать продожения!!! Затаившись как ниндзи http://img.bibo.kz/?7246283.jpg ))))
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку