-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Говорящая_Собака_Чау

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.12.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 17598


Путь лука (кю-до)

Пятница, 20 Июня 2014 г. 09:54 + в цитатник

Искусство стрельбы из лука в средневековой Японии было известно под общим термином сягэй («умение стрелять из лука»), хотя в настоящее время его больше знают как кю-дзюцу («искусство или техника лука») или кю-до («путь лука»). Для средневекового японского воина значение слов «война» и «лук и стрела» (юми-я) были синонимами. О боге войны Хатимане люди говорили, как о юми-я-но-хатиман  (юми-но-тэ - «рука, в которой держат лук»). 

Резкий взлет интереса к луку у древних японцев наблюдается во второй половине периода Ямато (300-710 гг.), что было вызвано появлением лошадей, завезенных с континента в конце IV - начале V веков. Это вызвало революцию в тактике и вооружении. На смену пехоте, вооруженной топорами, копьями и короткими мечами, приходят всадники с луком и длинным мечом.

Однако лучник итэ, также называемый юми-тори («держатель лука») или ума-юми («конный лучник»), в древней Японии был обязательно знатным воином. Военная аристократия буси и придворная знать кугэ с детства обучались обращению с луком. Размеры армии в древней Японии также измеряли по количеству луков, то есть количеству знатных хорошо вооруженных всадников.  

На протяжении X и в начале XI веков растущая доступность лошадей привела к дальнейшим изменениям в тактике боя, который теперь в значительной мере определялся умением воинов пускать стрелы на полном скаку, а в последний момент изменить курс, чтобы перегруппироваться. Умение владеть луком стало считаться столь важным, что термин кюсэн-но-иэ стал означать «семья самурая», хотя буквально он означает «семья лука и стрел».

***

Древние луки юми были простыми, то есть были сделаны из одного куска древесины. Однако уже тогда сложилась та уникальная асимметричная форма, которую нельзя найти больше нигде в мире: примерно две трети длины лука находятся выше рукояти, и только одна треть - ниже. Это позволяло конному лучнику держать большой лук в вертикальном положении и не задевать при этом за шею коня.

 

Большой боевой лук дайкю имел среднюю длину 2,2 м, но некоторые известные экземпляры доходили до 2,5-2,8 м. Для придания луку характерного изгиба мастера по изготовлению луков юми-си использовали большой деревянный блок юдамэ с прорезями, один конец которого лежал на полу, а другой был приподнят над землей примерно на 0,5 м.

Тетива лука (цуру) делалась специальными мастерами цура-саси из растительной ткани, обычно из пеньки, китайской крапивы или шелка (шелк, как правило, использовался для церемониальных луков), и покрывалась воском, чтобы поверхность была твердой и гладкой.  Тетива различалась по качеству:  прочную тетиву использовали для боевых луков. 

2 (700x252, 50Kb) Детали лука «дайкю»:

 
    дзюхацу - утоньшение на концах плечей лука перед рогами, на которые ложится тетива
    ката - плечо лука
    юдзука - рукоять лука
    ю-хадзу - концы лука
    отоканэ - рога лука
    цуру - тетива

8 (700x369, 114Kb)
 

Подобно большинству азиатов, японцы оттягивали тетиву большим пальцем правой руки, держа его согнутым под стрелой; указательный и средний пальцы упирались в ноготь большого. Для этого требуется, чтобы стрела находилась с правой стороны лука с точки зрения лучника, а не с левой, как при натягивании тетивы указательным и средним пальцами.

11 (700x363, 154Kb)Действия всадника при стрельбе из лука
12 (700x396, 142Kb)Действия пехотинца при стрельбе из лука
13 (498x700, 167Kb)

Угол эффективной стрельбы из лука всадника в доспехе о-ёрой

 

 

 

Для того чтобы натянуть тетиву, лучник поднимал лук над головой, чтобы не задеть лошадь, затем, опуская лук, он разводил обе руки так, что в конце концов левая рука была вытянута прямо, а правая кисть находилась около уха. Другой стиль, использовавшийся пешими воинами, напоминал европейский - когда начиналось натягивание тетивы, лук держали горизонтально на уровне талии.

Оценить силу лука можно было, сосчитав, сколько требуется человек, чтобы натянуть его. Лук, тетиву на который можно было надеть только после того, как его согнут два человека, назывался саннин-бари. Запасную тетиву гэн носили в колчане или на специальной камышовой или кожаной катушке цурумаки, часто богато украшенной.

Почти все традиционные луки покрывались лаком для защиты от влаги склеенных частей, чтобы они не ослабели. Вне боя, в дороге или при хранении, лук для защиты помещали в завязывавшийся на концах матерчатый налуч.

9 (573x700, 266Kb)Перчатки югакэ. Период Эдо

 

 

 

В отличие от китайцев японцы, очевидно, не пользовались кольцами из камня или слоновой кости для защиты большого пальца, вместо них они носили кожаную перчатку югакэ.

17 (640x526, 215Kb)

 

 Вопреки распространенному мнению, японцы знали и использовали арбалет, хотя широкого распространения он и не получил. Японцы впервые познакомились с арбалетом в 618 г., когда корейское государство Когурё передало Японии двух китайских пленников и несколько образцов нового оружия. К 672 г. арбалеты уже активно использовались в военных операциях. В 860-х годах японское правительство, опасаясь возможного вторжения со стороны корейского государства Силла, приказало снабдить арбалетами ряд стратегических постов на побережье, где высадка противника была наиболее вероятна. В 894 г. арбалеты применяли в морском сражении между корейским и японским флотами. Применяли японцы и арбалет, стрелявший камнями.
18 (700x520, 189Kb)
Арбалет докю

 

 

 

Варианты как для стрельбы стрелами (болтами), так и для стрельбы камнями были весьма компактными: размах лука так же, как и длина ложа, равнялись примерно 60 см. Ложе было отделано костью или китовым усом и часто богато украшено. Совсем редко встречаются образцы магазинного арбалета докю, вероятно, скопированного с китайских моделей. Интересным замаскированным оружием является веер-арбалет. В сложенном состоянии он представлял собой обычный веер, а при его раскрытии натягивалась тетива и производился выстрел. Конечно, дальнобойностью такой арбалет не отличался, зато имел элемент неожиданности.

19 (478x650, 237Kb)


 
21 (700x225, 62Kb)

 Детали стрелы «я»:

    куцумаки - обмотка древка стрелы под наконечником
    я-хадзу - ушко для тетивы
    ягара - древко
    я-но-нэ - наконечник
    ябанэ - оперение
    я-саки - острие
 

 

 

Стрелы "я" делались мастерами по изготовлению стрел я-хаки. Древко (ягара) обычно было из бамбука. Он срезался в ноябре или декабре, когда бамбук был в наилучшем виде, и для изготовления древка с него счищали кору и наросты. Ушко для тетивы вырезалось сразу над одним из наростов, для прочности на конце, удаленном от корня растущего растения. Таким образом, древко несколько сужалось от наконечника к пяте стрелы.

Каждое древко размягчали в горячем песке, а затем старательно выпрямляли, применяя зазубренную палку в качестве рычага. На лучших комплектах стрел периода Эдо  можно видеть, что древки сортировались так, чтобы наросты были на одном уровне при расположении стрел в колчане. Выше пяты и под наконечником стрелы были отделаны тканью или нитями, сверху покрытыми лаком, чтобы предотвратить расщепление древка в этих уязвимых точках, и во многих случаях на обмотке пяты стрелы красным лаком ставилась подпись мастера.

22 (640x539, 181Kb)

 

  Наконечники стрел я-но-нэ (или ядзири) изготовлялись специальными кузнецами. Иногда последние ставили свою подпись или на самом клинке, или мельчайшими иероглифами на хвостовике. В оперении использовались все виды перьев, но большей частью это были перья орлов, ястребов, журавлей и фазанов.

27 (375x700, 239Kb)

 

Наконечники были самых разнообразных форм, размеров и делались из различных материалов в зависимости от назначения. Стрелы с костяными или роговыми наконечниками назывались цуноги и использовались для охоты. Наконечники боевых стрел были стальными. 
23 (400x400, 136Kb)
24 (400x400, 179Kb)
25 (400x400, 201Kb)
29 (677x700, 243Kb)
 Колчан эбира. К нему прязана катушка для запасной тетивы (цурумаки)
31 (252x696, 126Kb)32 (332x700, 150Kb)
Колчаны ядзуцу. Три колчана уцубо

 

 

 

Кроме боевых стрел каждый самурай носил в колчане одну «родовую стрелу» с указанием его имени. Она была предназначена не для боя - по этой стреле узнавали убитого после сражения. Стрелы носили в колчанах, прикрепленных сбоку или за спиной. Все многообразие колчанов - военных, охотничьих и декоративных - можно разделить на две группы: открытые и закрытые. В первых стрелы были отделены одна от другой; таким образом сохранялись их перья и стрелок в любой момент мог ими воспользоваться. В этих открытых колчанах могло помещаться до 50 стрел, хотя обычно было 24.
30 (528x700, 169Kb)

Открытые богато декорированные колчаны хэйкороку носила дворцовая стража дзуидзин; в них стрелы были выстроены за спиной подобно павлиньему хвосту.

 

 

 

 

В закрытых колчанах стрелы были надежно защищены от капризов погоды, но они были весьма неудобны, когда надо было быстро пускать одну стрелу за другой. Тем не менее, хотя перья могли оказаться несколько помятыми, если стрелы были непрочно закреплены внутри, конные лучники всё-таки предпочитали закрытые колчаны, потому что они лучше защищали стрелы при быстрой езде (часто по пересеченной местности) в любую, даже самую плохую погоду.
33 (700x662, 363Kb) Расположение стрел в колчане уцубо
34 (640x377, 79Kb)

 

Японские лучники отличались не только меткостью, но также скорострельностью и выносливостью. Известно, что в 1686 г. некто Вада Дайхати послал 8133 стрелы из одного конца Сандзюсангэн-до (Зала 33 столбов и арок) в другой за 24 часа непрерывной стрельбы с заката до заката. Скорострельность составляла в среднем 5 стрел в минуту. Однако в 1852 г. этот рекорд был побит. Цурута Масатоки в том же самом зале за 20 часов непрерывной стрельбы выпустил 10050 стрел, из которых 5383 попали в центр мишени, а средняя скорострельность составила 9 стрел в минуту.

Ябусамэ как боевое искусство помогало самураям учиться концентрации, дисциплине и самосовершенствованию. Дзэн учит методам стабилизации и успокоения ума и тела, даря практикующему ясность ума и дальнейшие направления действия. Чтобы иметь возможность натянуть тетиву, прицелиться и сделать точный выстрел в пылу сражения, самурай должен был уметь справляться с собственной тревогой и лишними мыслями.

Существует две известные школы, обучающие стрельбе из лука , которые обучают и конной стрельбе.

Одной из них является школа Минамото Ёсиари (Minamoto Yoshiari), основанная по приказанию императора Уда. Эта школа также известна как Школа стрелков Такэда. Стиль Такэда упоминался в таких классических японских фильмах как «Семь самураев» (1954) и «Кагэмуся» (1980) Акиры Куросава.

Другая - школа Огасавара (Ogasawara), чьим основателем является Огасавара Нагакиё (Ogasawara Nagakiyo), получивший указание от сёгуна Минамото Ёритомо (1147-1199). Ёритомо хотел, чтобы его воины были высококвалифицированными и дисциплинированными, а стрельба из лука, как известно, считается хорошим средством для воспитания необходимых каждому самураю качеств.

Загадочная Япония

Серия сообщений "О красоте предметов, несущих смерть":
Часть 1 - Путь лука (кю-до)

Рубрики:  Пока несут саке
Метки:  
Понравилось: 6 пользователям

Леля-80   обратиться по имени Пятница, 20 Июня 2014 г. 11:13 (ссылка)
Интересно, познавательно
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 20 Июня 2014 г. 12:14ссылка
Спасибо большое, Леля! "Пока несут саке" - моя любимая рубрика. Пишу в нее редко - трудно найти достойную информацию - очень много в интернете сомнительных сведений
С_нежный_Тигренок   обратиться по имени Пятница, 20 Июня 2014 г. 16:38 (ссылка)
Чаушка наконечники для лука можно принять за украшения
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 20 Июня 2014 г. 17:47ссылка
Спасибо за внимание! Согласна, Тигра :))
Надежда-Ариана   обратиться по имени Пятница, 20 Июня 2014 г. 21:47 (ссылка)
Леночка,очень интересно. Наверное ты в прошлой жизни там жила. Такая тяга к уникальным знаниям !! Благодарю,дорогая.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 20 Июня 2014 г. 23:43ссылка
Спасибо, Надюша, все может быть ))
mimozochka   обратиться по имени Познавательный пост !!спасибо Леночка!! Пятница, 20 Июня 2014 г. 21:54 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 20 Июня 2014 г. 23:47ссылка
Надюша, спасибо за внимание и визит!
Крылатая_Ника   обратиться по имени Пятница, 20 Июня 2014 г. 22:41 (ссылка)
Серьезная тема...мужская...
8fc4cee8b6d7442237 (640x480, 102Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 20 Июня 2014 г. 23:48ссылка
Спасибо! Угадала, Аллочка! К Дню рождения Друга :))
Пафия   обратиться по имени Вторник, 24 Июня 2014 г. 10:51 (ссылка)
Ленуша, спасибо за труды!
Это не дайкю, но колоритная живопись.
19 (551x700, 186Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 25 Июня 2014 г. 22:52ссылка
Олюшка, спасибо, я утащила! Надо выяснить, что это за воин - лучник...
Аноним   обратиться по имени Четверг, 26 Июня 2014 г. 12:29 (ссылка)
Замечательно, Чаушка! Так подробно описала, что самому захотелось пройти путём лука))
http://300pics.com/pdata/t/l-6643.jpg
Спасибо тебе за труд и за подарок!
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать ветку
Перейти к дневнику
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку